| Памяти Елены МайоровойАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020
Сегодня мы хотим вспомнить Елену Майорову. В Музее МХАТ нашли уникальную запись спектакля Олега Ефремова «Три сестры», где она играет Машу, и это архивное видео 1997 года никогда не демонстрировалось. Сегодня вечером вы сможете его увидеть. Через неделю, 30 мая, день рождения Елены Майоровой — ей бы исполнилось 62, но вот уже почти 23 года ее нет на свете. Это целая жизнь, людей, даже самых известных, забывают за сроки намного более короткие, но Елену помнят. И любят, снова и снова пересматривают фильмы с ее участием, думают над линией ее короткой судьбы. Олег Павлович Табаков, который принял Майорову на свой курс в ГИТИС, говорил, что она в своих ролях «поразительно и последовательно собирает перламутр женской беды». И что в подлинности воспроизведения страданий женской души и тела нет ей равных. Он эту подлинность в высокой нескладной и странной девушке из Южно-Сахалинска разглядел сразу – в отличие от других педагогов театральных вузов, куда она тоже поступала и куда ее не приняли. Пришлось Елене, чтобы как-то остаться в Москве, идти в строительное ПТУ, получать специальность изолировщицы труб. К Табакову она пришла лишь через год, и он стал первым мэтром театрального мира, который в нее поверил. Еще одним был Ефремов. Олега Николаевича восхищал острый, с трагическим отсветом дар Майоровой. Этот дар вдохновлял его, он был в нее влюблен – как в актрису и, возможно, как в женщину. Позволял ей идти во мхатовских ролях от себя – Елена рассказывала в интервью, что даже в Нине Заречной она играла девчонку с Сахалина, которая мечтает стать актрисой. И это после утонченной Анастасии Вертинской, первой исполнительницы роли Нины в спектакле Ефремова «Чайка». Вот был контраст. Ее собственный нервный ток ощущался и в Маше в «Трех сестрах», которую буквально переламывало пополам от любви к Вершинину, от невыносимости потери этой любви. И в спектакле «Тойбеле и ее демон», где возник незабываемый дуэт Майоровой и Сергея Шкаликова, столь же талантливого, столь же на пределе жившего и так же рано ушедшего. В начале 90-х в интервью Вадиму Вернику Майорова как будто предсказала свою страшную гибель. Она прочитала готовый вариант интервью, которое ей принес журналист, и сказала, что хочет переделать финал, что чего-то ей не хватает. И от руки написала на листке: «Самое трудное для меня – жить в согласии с собой. В редкие периоды душевного равновесия у меня нет сомнений в правильности моего выбора. У меня много работы – значит, я кому-то нужна. Тогда я чувствую себя счастливой. Тогда я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати, “Елена” в переводе с греческого означает “факел”. Я бы хотела быть достойной своего имени». | |