| «Московский Художественный театр. Энергия места»: артистическое фойеНаталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 5.06.2020
Сегодня мы расскажем вам об арт-фойе, «святая святых» для актеров Художественного театра — там они ждут выхода на сцену. До большого ремонта в 1970-80-е гг. арт-фойе в его нынешнем виде не существовало. Из своих гримерок актеры попадали на сцену по общей лестнице. На стыке маршей на небольшой площадке стоял диванчик и зеркало. Здесь артисты должны были «собраться и внешне, и внутренне».
«Беседуя с молодыми актёрами, Станиславский говорил: …вспомним, у нас есть лестница, эта лестница идёт из актёрских уборных на сцену. Эта лестница – лестница актёрских страданий, давайте её охранять. Давайте дадим друг другу слово – никогда не вести на ней посторонних разговоров. Пусть это будет чистилище перед выходом“ — из книги Федора Михальского.
Даже Чехов побывал в этом чистилище“ — на премьере Вишневого сада“ в 1904 году. Вот как вспоминает об этом актер Леонид Леонидов: Направляюсь я из своей уборной на сцену и вижу, на диванчике около часов, где обыкновенно актёры ждут своего выхода, сидит один Чехов. Ни жив ни мёртв. И вдруг я вспомнил провал Чайки“ в Александринке и подумал, что он теперь переживает?..“
После глобальной реконструкции театра и перестройки закулисной части возникло арт-фойе в его нынешнем виде. Сюда ведут выходы из гримёрных, лифт и лестница актёрских страданий“ — лестница новая, но не утратившая значения прежней. Здесь большие зеркала и гримировальный стол. Обычно артисты гримируются в своих гримерках, поэтому на столе арт-фойе им приготовлены вода и чай. Артисты ждут своего выхода на сцену, следя за трансляцией спектакля на экране. Если в спектакле, идущем на сцене, много массовых сцен, и они требуют быстрого переодевания, арт-фойе перегораживается ширмами. Смена грима и костюмов происходит непосредственно здесь — при помощи работников цехов. И так же, как и при Станиславском, над диваном висит объявление с просьбой о тишине и напоминанием об этике закулисья.
Свою запись в журнале спектаклей 23 октября 1926 г. о том, что это не клуб, а место для приготовления к творчеству актёров перед самым выходом…“, Константин Сергеевич заканчивает так: Это моё заявление, написанное наскоро, прошу моего секретаря редактировать, дать на подпись и в рамке повесить (навсегда) над диваном“ (Федор Михальский).
Цитаты по книге Федор Михальский. Дни и люди Художественного театра“. М. : Московский рабочий, 1966 г
Фото Натальи Витвицкой и Екатерины Цветковой | |