| Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка»Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020 «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина, телевизионный фильм-спектакль Михаила Козакова 2004 года – завершение одной очень долгой истории.
Началась она в 1971 году во МХАТе, где Козаков мечтал поставить эту пьесу о Пушкине. На роль «нашего всего» после долгих проб выбрали Ролана Быкова. В то время его воспринимали как комика (на слуху был его Бармалей из фильма «Айболит-66»). Во многом благодаря этому открытая репетиция спектакля в присутствии ведущих пушкинистов, чиновников из Министерства культуры СССР и старейшин Художественного театра вызвала грандиозный скандал.
Историк и пушкинист Натан Эйдельман подробно записал этот день в своем дневнике. И то, как пренебрежительно Ангелина Степанова отзывалась о Ролане Быкове, и то, как Алла Тарасова заявила, что в такого Пушкина не могла бы влюбиться. «После этого “поимённое голосование”: вся молодежь за Быкова, все старики — что не тот, не обаятелен». Пушкинист Валентин Непомнящий сказал, что выступающие находятся под влиянием «школярского подхода» к Пушкину. Тогда, как пишет Эйдельман, начались крики «безобразие!», «нас учат!», и несколько человек, в том числе Виктор Станицын и Павел Массальский, выскочили вон.
«Медную бабушку» запретили. Олег Ефремов поставил этот спектакль через три года, в 1975-м, и сам же сыграл Пушкина.
А Михаил Козаков, после того скандала, из МХАТа ушел. И смог воплотить свою мечту о постановке пьесы Леонида Зорина только через тридцать с лишним лет, на телевидении. На главную роль он пригласил Виктора Гвоздицкого. Выбор был не случаен – Пушкина Гвоздицкий уже играл: в молодости, в моноспектакле Камы Гинкаса «Пушкин и Натали». Тогда перед публикой представал курчавый юноша в потертых джинсах и светлой жилетке. Пока зрители гадали «похож-не похож», он доставал бутафорскую бакенбарду и, закинув ее за ухо, второй конец брал в зубы – и поворачивался к публике чистым пушкинским профилем. А дальше, как писали, начиналось чудо – «живое сиюминутное творчество актера, осмелившегося приоткрыть нам тайное тайных – частицу внутреннего мира, психологический склад личности Пушкина».
Это чудо есть и в «Медной бабушке» Козакова: Виктор Гвоздицкий снова приоткрывает дверцу в духовный мир великого поэта. Убедитесь сами.
Фильм-спектакль «Медная бабушка»
На фото: Виктор Гвоздицкий в фильме-спектакле «Медная бабушка», 2004; Ролан Быков в гриме Пушкина, 1971; Олег Ефремов в роли Пушкина в спектакле «Медная бабушка», МХАТ, 1975; Виктор Гвоздицкий в спектакле «Пушкин и Натали», 1979(фото из архива М. Ю. Дмитревской, «Петербургский театральный журнал») | |