| Почти столетие спустя впервые опубликованы письма Василия Качалова к Лидии КореневойАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.06.2020
«Лидочка! Был у Вас два раза, до 2-х часов. Хотел поцеловать. Я люблю Вас, Лидочка. Верьте, что люблю. Знаю, что люблю плохо, бессильно, что моя стариковская любовь не звучит полнозвучно, а дребезжит слабыми, плохо натянутыми струнами, но искренно и не фальшиво. Знаю, что счастья или большой радости дать Вам не могу, но маленькую радость, радость-улыбку может принести Вам моя любовь, если Вы будете верить в ее искренность. Люблю как умею, как могу теперь, и очень верю, что эта моя любовь – пусть слабая, пусть не такая, какая Вам нужна и какой Вы стоите, никогда не покинет меня, разве только с окончательной моей старостью». Это одна из множества записок, которые в 1922–24 годах Василий Качалов написал Лидии Кореневой. Ему было ближе к пятидесяти, ей – на десять лет меньше, вместе с Художественным театром они гастролировали по Европе и Америке. Ответных писем не сохранилось, поэтому мы не знаем, что отвечала Василию Ивановичу «Лидочка». Известно, что одна из первых красавиц и модниц Москвы семьи не создала. Было ли тому причиной чувство к Качалову, связанному узами брака с Ниной Литовцевой? Это всего лишь легенда. Этим летом у нас еще будет повод вспомнить актрису Лидию Михайловну Кореневу: через два месяца исполнится 135 лет со дня ее рождения. Будет повод поговорить не только о ее знаменитых капризах, отраженных Михаилом Булгаковым в «Театральном романе», где Коренева выведена под именем Людмилы Сильвестровны Пряхиной. И не только о том, как она третировала молодежь Художественного театра (воспоминания об этом сохранили разные мемуаристы). Но и об ее мужестве, о ее верности. О трагедии последних 25-ти лет ее жизни. И, конечно, о ее ролях в Художественном театре. А пока – почитайте записки к ней Василия Качалова, впервые опубликованные в газете «Экран и сцена».
На фото из Музея МХАТ: Василий Качалов (Ставрогин) и Лидия Коренева (Лиза) в спектакле «Николай Ставрогин», 1913. | |