| «МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть IIОльга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 15.08.2020
Продолжаем рубрику «МХАТ на каникулах». Историк театра Алексей Вадимович Бартошевич вспоминает о том, как после войны сотрудники Художественного театра отдыхали в подмосковном доме отдыха Пестове.
– В Пестове увлекались теннисом. Этой аристократической игре мхатовцы уделяли много времени. Игроки были одеты в теннисную белую форму, использовали лучшие ракетки, мячи. Не знаю, где они добывали их в конце 40-х годов!
Среди актёров, которые из года в год отдыхали в Пестове с семьями, был Всеволод Алексеевич Вербицкий. Один из самых почтенных артистов Художественного театра, известный, в частности, ролью Тальберга в «Днях Турбиных», он обладал фантастической европейской внешностью. У него было лицо британского лорда. Вербицкий был прекрасным теннисистом. Всеволод Алексеевич на корте – одно из первых моих спортивных воспоминаний. Там же играла его дочка Ася. Она много лет потом преподавала в ГИТИСе сценическое движение. Я до сих пор помню её ослепительную красоту и её ослепительный стиль на теннисной площадке. Эта площадка всегда была полна актёрами разных поколений. А актёры попроще, члены их семей и студенты Школы-студии МХАТ играли в другую игру – волейбол.
В середине 40-х в Пестове работал пионерский лагерь, в который я ездил в качестве юного пионера. Нашими пионервожатыми были студенты первых выпусков Школы-студии МХАТ, среди которых, если я не путаю, был и Олег Ефремов. У меня долго хранилась фотография церемонии закрытия смены в лагере. Трибуна, стоят и сидят прямо на земле пионеры и их родители, совсем маленькие детишки, которые ещё до пионеров не доросли. На трибуне – начальник лагеря. Полагалось, чтобы начальником был кто-то из известных людей, и в том году выбрали не кого-нибудь, а Михаила Михайловича Яншина. Он произносит заключительную речь, но главное, во что он одет. Его наряд сегодня показался бы странным, но тогда это было в порядке вещей: Яншин на фотографии облачён в шёлковую полосатую пижаму и с пионерским галстуком на шее.
После церемонии закрытия смены был прощальный костёр. Там, для развлечения юных пестовцев, танцевала Ляля Чёрная, знаменитая цыганская актриса и жена Яншина. Эта бешеная, головокружительная, эротическая цыганская пляска – одно из самых сильных моих воспоминаний того времени.
В Пестове на небольшом футбольном поле проходили матчи. Однажды устроили чемпионат среди детей. Создали команду из детей, внуков и младших братьев актёров Художественного театра, назвали её, естественно, «Чайка». Поставили меня вратарём. Мне было лет 12, я был толст, неповоротлив, плохо бегал и нападающим быть не мог, а на воротах это не имело значения. Вторая команда состояла из пришлых детей от 10 до 15 лет и получила название «Ласточка». И вот эти две «птичьи» команды устроили состязание.
Надо сказать, что на воротах я стоял плохо, и первый же матч мы проиграли. Правда, второй прошёл лучше – кажется, мы даже отыгрались. Нашими болельщиками были мхатовские актёры, а также мамы и папы. Другим популярным видом спорта был бильярд. Среди актёров встречались профессиональные бильярдисты, и состязания проводились нешуточные. Одним из самых мощных игроков был Николай Шавыкин, не самый известный мхатовский актёр, который, кстати, после смерти Владимира Васильевича Грибкова, очень неплохо играл Смердякова в «Братьях Карамазовых».
(Продолжение следует)
На фото: дом отдыха Пестово; Всеволод Вербицкий – мастер не только сцены, но и тенниса; Михаил Тарханов с пионерками местного пионерлагеря; Михаил Яншин; танцует Ляля Чёрная; Николай Шавыкин – звезда бильярда.
Исторические фото, снятые в доме отдыха Пестово, предоставлены Музеем МХАТ. | |