Николай Скорик: «Ефремов хотел, чтобы я был рядом»Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.09.2020 Он счастливый человек. Всю жизнь Николай Скорик верен одному учителю, одному театру. И главное, он верен себе, собственной внутренней музыке, которая зазвучала очень рано и определила его дорогу – сначала пианиста, музыканта, потом режиссёра, педагога. Николай Лаврентьевич в МХТ почти 45 лет, с момента окончания Школы-студии. И наш разговор о театре – это разговор о счастье оставаться верным единственному выбору. – Николай Лаврентьевич, вы пришли на режиссёрский курс Олега Николаевича Ефремова после Академии имени Гнесиных. Почему всё-таки не стали профессиональным музыкантом? – А что такое быть музыкантом? Я всю жизнь работаю в самом музыкальном театре мира, но это не значит, что на сцене этого театра идут одни водевили и мюзиклы. Это значит, что спектакли Художественного театра невозможны без той особой внутренней Музыки, которая соединяет в гармонии смыслы и формы. Когда-то, дома в Калуге, я садился за рояль рано утром, а мимо окна шли соседи на работу. Весь день рояль, Шопен и ты – и больше никого в комнате. Один-два раза появлялась бабушка и неслышно ставила на стол еду. Не вставая со стула, я, не замечая, съедал А когда вечером – за окнами – соседи возвращались с работы, я, сидя за роялем, удивлялся, что день уже пролетел. Шопен, Шуман, Рахманинов, Брамс – в неплохой компании я проводил время. С друзьями по школе в свободные дни мы добирались до Полотняного Завода и жили в палатке над речкой Суходрев, у стен разрушенного имения Гончаровых, тех самых, пушкинских. А ещё у нас с друзьями была традиция дарить друг другу романсы, написанные на старинный лад, и самим петь их. В те же дни в драматическом кружке калужского Дворца пионеров я играл влюбленного юношу в китайской классической драме «Пролитая чаша». Некоторые строчки из роли помню до сих пор, спустя полвека: «Ах, узнаю ту, что во сне увидел когда-то давно, сто тысяч лет как приснился мне этот сон » И вот однажды, когда я, заспанный, бежал по утреннему морозцу на занятия в музыкальное училище, на высоком сугробе, укрывшем в сквере фонтан, увидел вытоптанную надпись метровыми буквами «Скорик я тебя люблю». Так пришла первая любовь. – Значит, не только музыка, но и театр сопровождали ваше детство? – Театр в городе был во всем: в огромном каменном мосте наподобие арочных римских виадуков, что возникал вдруг в центре города. И в доме, где я жил, с винтовой деревянной лестницей на второй этаж (потом я использовал её как декорации домашнего театра). Над пролётами лестницы был перекинут резной деревянный мостик, что вёл на чердак, где всегда было темно и таинственно, но через чердачное окошко мы всё равно вылезали на крышу и загорали там на горячих железных листах. А взрослые нас гоняли, потому что они считали, что после нас во время дождя крыша протекала. Вся моя провинциальная жизнь была пронизана музыкой и театром. Занимался ли я в художественной школе, пошёл ли вдруг в МГУ на восточные языки, которые легко бросил и с первого раза поступил в Гнесинскую музыкальную академию, – ничего не менялось. Большую часть времени я всё равно умудрялся проводить в Калуге. Жизнь была переполнена впечатлениями, и чтобы всем этим хоть с кем-то поделиться, мне стало недоставать слов И тогда обострилась потребность в театре. Потом, много лет проработав в Художественном театре, я понял, что самые ценные мгновения на сцене – когда слова стихают и возникает тишина, возникает та самая мхатовская пауза. – Как вы заинтересовались режиссурой? Хотели поступать именно к Ефремову? Обычно ведь учиться режиссуре идут в ГИТИС. – К Ефремову, потому что в моей студенческой жизни музыканта очень важной, формирующей составляющей был ефремовский «Современник». Тот, от которого сейчас остались лишь легенды. А на экзамен к Олегу Николаевичу меня привела цепь случайностей, никакого отношения к нему не имеющая. Судьба решила за меня. Ефремову я принёс пачку собственных акварелей, мои рецензии в областной газете, несколько написанных мною романсов на стихи Пастернака и Есенина, а будущий педагог курса Григорий Владимирович Кристи попросил при первой встрече сыграть Скрябина. – Вы помните, какую режиссёрскую экспликацию представляли комиссии на вступительных экзаменах? – Ефремов спросил меня на втором туре: «Где экспликация?» «А что это такое?» – ответил я вопросом на вопрос. Третий тур был уже завтра, а на него без экспликации не допускали. «Экспликация, – сказал Ефремов, – это то, ЧТО ты хочешь поставить, ПОЧЕМУ и КАК. Напиши за ночь. “Гамлета” не бери, не успеешь, возьми рассказ Чехова». Был вечер, все библиотеки и читальни уже закрылись. Да и в студенческом общежитии музыкантов, увы, не нашлось рассказов Чехова. Нашлась книжка чешского писателя Ашкенази, и я выбрал рассказ «Маленькая ночная серенада». Выбрал скорее из-за музыки в названии. Когда через пять лет получал диплом режиссёра, я прочитал, что писал в ту ночь Какой-то детский бред. Читать стыдно. Но Ефремову подошло. И он меня взял. Конечно, не из-за этой экспликации. Он великий педагог был. Это на всех его актёрских репетициях в театре было видно. – Вы как-то рассказывали, что приём на этот курс затянулся до конца сентября. А почему? – Очень много было желающих попасть на первый и единственный, как оказалось, режиссёрский курс МХАТ. Приходили с целыми труппами, предлагали с ходу сыграть спектакли, все были такие солидные, серьёзные, с бородами Помню, что страшно было очень. Мхатовцы проводили отбор очень неравнодушно и ответственно. На конкурс пришли Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин, Виктор Станицын, Алла Тарасова, Ангелина Степанова, во главе были Олег Николаевич Ефремов и Вениамин Захарович Радомысленский, где-то в стороне сидел великий Евгений Евстигнеев Много было народа. Ефремов, объявляя за полночь результаты, сказал нам: «Если из четырнадцати поступивших хотя бы один станет режиссёром нашего, мхатовского, толка, будем считать, что курс состоялся». Одиннадцать человек из отобранных имели прямое отношение к театру, был один художник, один музыкант, учился на курсе и священник. – Вы между собой дружили или конкурировали? – Режиссёрский курс – организм непростой. Представьте картину. Аудитория. Перерыв между лекциями. Я тогда эти короткие минуты использовал для подготовки своей дипломной программы в Музыкальной академии имени Гнесиных, поэтому в аудитории звучит «Фантазия» до минор Моцарта, которую я играю на рояле. На лекции перед самым перерывом возник спор. Идейный. Страсти не улеглись, а, наоборот, продолжали накаляться, вдруг громкий крик: «Сейчас я буду его бить!» – и сын народного артиста СССР Марка Прудкина, взлетев, падает на пол после умелого броска студентки Тани Зуровской («единственный мужик на курсе», так говорил о ней Ефремов). Поединок продолжается. Его участники стороннего вмешательства не допускают. Дуэль – так дуэль. И Моцарт продолжает звучать в аудитории возвышенно и гармонично Сейчас с улыбкой вспоминаю эти идейные страсти. Из курса вышли два драматурга – Надежда Птушкина и Алексей Казанцев, художник Алексей Штерн вновь занялся картинами, не желая работать в театре (несколько его работ приобрёл Русский музей в Петербурге). А музыкант, то бишь я, сразу после Школы-студии стал режиссёром-стажёром Художественного театра. – Приглашение Ефремова прозвучало для вас неожиданно? – Олегу Николаевичу, начиная с третьего курса, так нравились мои работы, что я не задумывался о своём будущем. Ефремов хотел, чтобы я был рядом с ним. Он и не скрывал этого. Но в первый же год стажировки написанный мною ещё в годы учёбы сценарий по чеховской «Палате № 6» попал к кинорежиссеру Георгию Николаевичу Данелия. И по его просьбе меня разыскали аж на Соловецких островах (тогда это была закрытая зона), где я проводил летние каникулы с моими студентами. Это был курс, на котором учились Дима и Марина Брусникины, Саша Феклистов, Рома Козак Данелия предложил мне пойти к нему на Высшие режиссёрские курсы. Скажу честно, мне хотелось заняться кино но я отказался. Я не мог предать учителя, Ефремов на меня рассчитывал, у нас с ним уже были планы. Я остался в Художественном театре. Как я потом понял, Ефремов знал о предложении Данелии, но ни единым словом в ситуацию не вмешивался. Жизнь моя могла повернуться резко и пойти по другому пути. И Ефремов дал мне возможность всё решить самому. И быть ответственным перед самим собой за выбор пути. – Руководители театров часто бывают деспотичными и молодых режиссёров не особенно привечают. А каким в этом смысле был Ефремов? – Способным увлечься кем-то как ребенок. И тогда – безоговорочная вера, такая, что он уже не замечал очевидных для всех вещей. В нём была какая-то детская доверчивость и даже беззащитность. Бывал и ревнив. Узнав, что я всё время пропадаю на репетициях Анатолия Васильевича Эфроса, задержал меня после лекции: «Зачем ты ходишь?» Рассказываю, как много мне дают репетиции этого великого режиссёра, говорю долго и конкретно. Ефремов молчит. «Ну что ж, ходи. Потом поймёшь, где цветы живые, где мёртвые». Теперь, спустя много лет, я понимаю, что он имел в виду. Просто они были очень разные, и сама природа их работы над спектаклем была совершенно различна. Но Ефремов приглашал Эфроса работать в театр, который он возглавлял, и тот принимал приглашения. – Из тех спектаклей Олега Николаевича, на которых вы с ним работали, какой вы любили больше всего? – «Чайку». Там всё было очень высоко. Прежде всего, ефремовская режиссура – она была так тонка, так органична, она была истинно чеховская, та, что растворяется в спектакле, и её словно бы и нет. Совершенно божественная сценография Валерия Левенталя. Беседка в саду Белая лошадь сквозь пронизанную лунным светом листву. На заднике – какие-то колдовские отражения в озере Когда при реставрации спектакля этот задник попытались повторить, без Левенталя ничего не вышло. И, конечно, актёрский ансамбль. Именно в «Чайке» произошло возвращение на сцену Художественного театра легендарного актёрского существования, сделавшего русский театр лучшим в мире, когда смотришь и «веришь». Была удивительная атмосфера выпуска: вера и трепетное ожидание во всем театре. Волновались все очень. Олег Николаевич не выдержал напряжения, за неделю до выпуска слёг. Мы с Анастасией Вертинской после каждого прогона приезжали к нему домой на Суворовский бульвар и рассказывали, спрашивали…А он только улыбался. Помню, как на прогоне с публикой, после спектакля, проходящие мимо режиссёрского столика незнакомые зрители тихо, словно боясь разрушить впечатление от увиденного, шептали нам слова благодарности. «Олег Николаевич, вы заметили, они все шепчут». – «Всё правильно. Так и должно быть – тихо». В день премьеры я привёз с первой электричкой из Калуги два большущих мешка жасмина и расставил во всех гримёрках букеты. – После смерти Ефремова вы выпускали спектакль «Сирано де Бержерак», его последнюю, незавершённую работу. Что было самым трудным в этом процессе? – У Олега Николаевича в сложные моменты жизни было проверенное средство, которое помогало, – уходить в дело. Только любимое дело спасает и помогает. Трудным было сосредоточиться на деле, которое начал Ефремов. – Восстановление «Чайки» по режиссёрской партитуре, предпринятое вами в 2001 году, – как вы сами считаете, удалось? Возможно ли сохранить атмосферу, воздух спектакля? – Спектакль «Чайка» до самого своего конца оставался живым. И если ради этого пришлось в нём чем-то жертвовать или что-то менять, я считаю это правильным. Если спектакль истинно мхатовский, он обязательно в чём-то меняется. Спектакль «Чайка» прожил тридцать лет и был сохранён в сути своей, в чём-то самом главном, что и словами не обязательно формулировать. Для меня важно, что существование актёров, свет, ритмы спектакля были созвучны тому неведомому «звуку» над колдовским озером, который много лет назад, при выпуске, так долго искали и который стал камертоном всех составляющих единого образа спектакля. Что такое восстановление спектакля в Художественном театре? Когда в этом театре ежевечерняя ткань каждого спектакля жива и неповторима. Это в эстетике Художественного театра. Когда огромные застольные периоды – это не трата времени на разговоры, а необходимейшее для актёра время сращивания личности исполнителя с ролью. Особый, не поддающийся чёткой фиксации процесс. Поэтому в Художественном так много уникальных актёрский творений. Исполнение роли Аркадиной в «Чайке» Татьяной Лавровой, Ириной Мирошниченко, Евгенией Добровольской – разве можно втиснуть в партитуру одну на всех? Хотя можно, наверное, но это ли задача? Задача в том, чтобы суметь использовать для роли неповторимые индивидуальности каждой из этих актрис. – В 1982 году на курсе О. Н. Ефремова вами был выпущен дипломный спектакль «Дни Турбиных», вошедший в репертуар МХАТа. Для Художественного театра пьеса Булгакова – знаковая. Почему именно в это время вам захотелось её поставить? – Я болел Булгаковым с юности. С тех пор, как побывал в доме Булгаковых на Андреевском спуске, как мне стала открываться история моей собственной семьи. Критик Владимир Яковлевич Лакшин, образец принципиальности, назвал наш спектакль «Дни Турбиных» честным. Поставить именно так в те годы спектакль о белогвардейцах было непросто, но мы действительно были честны. Ефремов, чтобы перенести спектакль из Школы-студии в Художественный театр, предложил мне предоставить список всех, кого он должен взять в МХАТ. Я принёс, и в Художественный театр пришли Дима Брусникин, Рома Козак, Марина Брусникина, Полина Медведева Увидев Валеру Войтюка, удивительно исполнявшего роль Лариосика, Георгий Александрович Товстоногов пригласил его к себе в БДТ на роль Моцарта в спектакль «Амадей», который он тогда начинал репетировать. Валера отказался. Он остался с Турбиными. Знаменитый бродвейский продюсер Джозеф Папп, посмотрев спектакль, пригласил меня в США. Мария Осиповна Кнебель написала мне письмо со словами благодарности за Булгакова. – Один из самых успешных ваших спектаклей, так преданно любимый разными поколениями зрителей, – «Ундина» по пьесе Жироду – то ли сказка, то ли притча. Как вы думаете, почему у него оказалась такая долгая жизнь? Есть ли «секретный код», который вы туда зашифровали? – Главный секрет в том, что это спектакль о Любви. О прекрасной, высокой, настоящей Любви, на которую – слава Богу! – был и будет способен человек. В девяностые годы этот посыл был противоположностью и тому, что происходило вокруг, и тому, что бешено проповедовалось. Поэтому этот единый поток любви, идущий от молодых актёров, возвращал зрителям веру в жизнь. Он не только приносил отдохновение, но и помогал правильно увидеть, почувствовать время, помогал понять, чем можно поддержать людей, тебя окружающих. Когда Володя Машков спросил меня: «На какой возраст играем?» – я ответил: «Просто играем хорошо». И он играл очень хорошо. Все играли очень хорошо: и Владимир Машков, и Евгений Миронов, и Ирина Апексимова, и Екатерина Семёнова, и Валера Николаев, и Андрей Панин, и Юлия Меньшова, и Гоша Куценко, все, все, все. В чём секрет «Ундины»? Да просто звёзды сошлись. В любом деле надо, чтобы где-то там, наверху, обязательно сошлись звёзды. – Ещё один ваш спектакль – «Эквус», вышедший в 1988 году. Довольно болезненная психологическая история, сочиненная Питером Шеффером. Как вам работалось со Станиславом Андреевичем Любшиным? – Сейчас я бы не стал ставить эту историю, никакие фрейдистские мотивации не оправдают случившегося в ней, а тем более включать в это зрителя. Но «Эквус» свёл меня в работе с двумя грандиозными артистами – Иннокентием Смоктуновским и Станиславом Любшиным. Они оба репетировали роль психиатра Мартина Дайзерта. И с тем и с другим работалось очень легко. И с тем и с другим мы стали друзьями. Однажды после по-настоящему хорошей репетиции мы вышли с Иннокентием Михайловичем на угол Камергерского и Тверской. Мы стояли, переполненные только что произошедшим, молчали и не могли разойтись. Было поздно. Темно. Падал снег. Вдруг Иннокентий Михайлович ни с того ни с сего, медленно, даже несколько театрально, произнёс: «Коля, никогда не останавливайте своей проповеди». С этой минуты слово «проповедь» навсегда связалось для меня и с моей профессией, и с Театром. – Ваша жена, актриса Татьяна Розова – дочь драматурга Виктора Сергеевича Розова. Что вы сегодня чаще всего вспоминаете из общения с ним? – Он из Костромы, я из Калуги. За завтраком, бывало, напевалось: «А ну-ка, дай жизни, Калуга! Ходи веселей, Кострома!» Как же он любил свою Кострому, как любил свою Волгу, даже интонации в его голосе появлялись какие-то особые. Эти свои провинциальные корни Виктор Сергеевич сумел сохранить на всю жизнь. На его месте, с его известностью это было непросто. Но Россия всегда была сильна провинцией. В те годы во МХАТе пьесы Розова не шли. И перед самой перестройкой Ефремов взял к постановке только что написанную пьесу «Кабанчик». Поручил ставить мне. Не могу сказать, что я большой поклонник этой пьесы, но я согласился. В главной роли был мой ученик Дима Брусникин. Репетиции шли полным ходом. Было уже много придумано. С двух сторон сцены на Тверском бульваре по эскизам художника Сергея Бархина должны были построить две огромные белые лестницы сталинского курортного ампира, по которым спускались бы группы советских отдыхающих, стилизованные в ярком феллиниевском стиле. Большущий, в несколько страниц, монолог главного героя должен был произноситься не на краю горы, как в пьесе (тут в театре бутафории не избежать), а под самыми колосниками, на висячем чёртовом мостике, который болтался в воздухе на веревках Но пьесу вдруг запретили. Розов, смеясь, рассказывал, как его обсуждали в Союзе писателей, как наговорили кучу замечаний и как в результате «Кабанчика» не разрешили к постановке, до тех пор, пока все эти замечания не будут исправлены. Через месяц, когда Розов встретил голосовавшего за запрет пьесы Сергея Михалкова, тот спросил: «Ну что, Виктор, исправил ошибки?» – «Нет. И не собираюсь». – «Молодец! Правильно». … Как-то дочь Анастасия спросила меня: «Почему тебя все так любят в нашем театре?» Думаю, любят не меня, а то время, которое связано и со мной. Много чего вспоминается. – Вы давно преподаёте, а пять лет назад на базе вашей мастерской в Институте культуры был образован театр – Театр Скорика. Чему учитесь у своих студентов? – Открывать мир. Они делают это по молодости, даже не замечая. Я давал задание на период самоизоляции и завидовал: им предстоит в первый раз прочесть «Божественную комедию» Данте. Стихи, дневники, записные книжки Александра Блока. Воспоминания Марии Осиповны Кнебель. Вообще важно, чтобы у нас с ребятами были точки соприкосновения и понимания в истинах простых и непреходящих. А дальше – пожалуйста: я, чтобы что-то прочитать, буду листать книгу из бумаги, а они будут читать её электронный вариант через интернет. Это уже дело каждого. Что же касается театра, созданного на основе нашей мастерской, то задачи мы поставили перед собой высокие и пока не изменяем ни им, ни себе. Этим я доволен. Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 Владимир Арефьев о постановке «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020 Спектакль в 5D: МХТ им. Чехова представит премьеру по пьесе Тургенева, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.12.2020 Тургенев в 5D: в МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля «Месяц в деревне», Александра Сидорова, Business FM, 25.12.2020 Режиссёр Наталья Назарова: «Я противница насилия и не диктатор», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.12.2020 Кузьма Котрелёв: «Я за минимум одежды в жизни», Наталья Васильева, Известия, 25.12.2020 Егор Перегудов ‒ о премьере спектакля «Месяц в деревне» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.12.2020 «Месяц в деревне» — первая премьера сезона в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2020 Режиссёр Егор Перегудов: «Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста», Екатерина Сивцова, Театрал, 23.12.2020 Режиссер Егор Перегудов: «Театр – странная вещь. Занимаешься им и думаешь, что он всем так нужен, но время расставляет акценты. Закроют театры — люди не умрут», Елена Федоренко, Культура, 22.12.2020 Судьба дневника, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 18.12.2020 Егор Перегудов ставит в МХТ «фактурный» «Месяц в деревне», Елена Алдашева, Театр, 18.12.2020 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Зудина, Машков, Миронов на открытии памятника Табакову: трогательные кадры. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 15.12.2020 В Москве открыли скульптуру «Атом Солнца Олега Табакова», видеосюжет Первого канала, 15.12.2020 Актер без актерства: как прошел юбилей Евгения Киндинова, Марина Иванова, Известия, 15.12.2020 Олег Гаас: «Объединяет не радость, а трудности», Марина Зельцер, Атмосфера, 15.12.2020 Ученики Табакова открыли «Атом Солнца», Валерия Новокрещенова, Театрал, 15.12.2020 Атом Солнца: в Москве открыли скульптуру в честь Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.12.2020 Машков, Зудина, Безруков, Миронов открыли скульптурную композицию памяти Табакова, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 14.12.2020 Скульптурную композицию «Атом Солнца Олега Табакова» открыли в Москве, РИА «Новости», 14.12.2020 В Москве теперь есть «Атом Солнца Олега Табакова», видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2020 Церемония открытия скульптурной композиции «Атом Солнца». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 14.12.2020 Атом Солнца Олега Табакова весит 4 тонны, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 14.12.2020 «Атом Солнца Олега Табакова»: в Москве открыли скульптурную композицию в память об актере. Фоторепортаж, Мир-24, 14.12.2020 Вечер из цикла «Круг чтения» в МХТ имени Чехова посвятили Евгению Киндинову, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2020 Евгений Киндинов отметит юбилей в «Круге чтения», Театрал, 12.12.2020 Парадокс об актрисе, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.12.2020 Сергей Женовач в программе «Личный подход», радио «Москва FM 92.0», 11.12.2020 В Москве откроют скульптурную композицию, посвященную Олегу Табакову, ТАСС, 10.12.2020 Восхождение Бориса Плотникова, Станислав Минаков, Столетие, 9.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 Фестиваль «Уроки режиссуры»: молодежь оценивает мэтров, Елена Федоренко, Культура, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 По пьесе Гришковца: В Калининграде завершается XVII Фестиваль искусств «Балтийские сезоны», Надежда Ржевская, Комсомольская правда (Калининград), 8.12.2020 13-я «Звезда Театрала» назвала имена лауреатов, Татьяна Власова, Театрал, 8.12.2020 В Москве наградили лауреатов премии «Звезда театрала», ТАСС, 8.12.2020 Нина Гуляева получает «Звезду Театрала», Театрал, 7.12.2020 «Балтийские сезоны» в Калининграде закроются пьесой Гришковца, Светлана Песоцкая, Российская газета, 7.12.2020 Прощание с Борисом Плотниковым: актера проводили Машков, Воеводин, Женовач. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 6.12.2020 В Москве прошло прощание с актером Борисом Плотниковым, ТАСС, 5.12.2020 Бориса Плотникова проводили в последний путь, Медиацентр МХТ, 5.12.2020 Врачебная тайна: умер Борис Плотников, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2020 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Бориса Плотникова, официальный сайт Президента РФ, 2.12.2020 Аристократ духа, Валерий Кичин, Российская газета, 2.12.2020 От «Восхождения» к смерти: умер Борис Плотников, Московский комсомолец, 2.12.2020 Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким Бориса Плотникова, официальный сайт Мэра Москвы, 2.12.2020 Ушёл из жизни актёр Борис Плотников, Театрал, 2.12.2020 Режиссер Екатерина Половцева: «Достаточно было появиться какому-то маленькому вирусу, и весь мир изменился», Татьяна Филиппова, Культуромания, 1.12.2020 В Большом театре вручили 25-ю международную премию Станиславского, ТАСС, 30.11.2020 Это мой город: актер Андрей Бурковский, Алина Комская, Москвич, 28.11.2020 Анатолий Белый: «Каждый со своим выбором всегда один на один», Татьяна Власова, Театрал, 28.11.2020 «Звезда Театрала»-2020: голосование по шорт-листу подходит к концу, Театрал, 27.11.2020 Егор Перегудов гость программы «Главная роль», телеканал «Культура», 26.11.2020 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 Инна Соловьёва об Олеге Табакове, ГЛАВтеатр, 23.11.2020 Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020 «Звезда Театрала»-2020: номинация «Лучшая женская роль второго плана», Театрал, 22.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 Волшебная сила искусства, или Как театр может изменить жизнь: Алексей Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.11.2020 По эту сторону занавеса, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 18.11.2020 «Некое нечто» «Круг чтения» к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 17.11.2020 Видение «Чайки», Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», 16.11.2020 Из жизни замечательных людей МХТ: Игорь Ефимов, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 14.11.2020 Анатолий Белый: «Семейная жизнь компромисс, который строится на любви», Марина Зельцер, Атмосфера, 12.11.2020 На церемонии вручения премии «Золотая маска» раздали 41 награду, ТАСС, 10.11.2020 В Москве вручили театральную премию «Золотая маска», видеосюжет Первого канала, 10.11.2020 Анатолий Смелянский лауреат почётной премии «Золотая маска», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.11.2020 Народная артистка России Нина Гуляева стала лауреатом «Золотой маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.11.2020 Премия Станиславского-2020 назвала имена лауреатов, Елена Алдашева, Театр, 6.11.2020 Волшебная сила искусства, или Как театр может увести в другую реальность или даже заставить поменять свою жизнь, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.11.2020 Юрий Стоянов: «Сильно верящим в судьбу иногда хочется сказать: пить меньше надо», Наталья Николайчик, 7 дней, 1.11.2020 Самые интересные театральные премьеры октября, Влад Васюхин, Известия, 31.10.2020 Человек театра. Памяти Ивана Дмитриева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.10.2020 Зачем Анатолий Белый сел в кресло Станиславского, Андрей Васянин, Российская газета, 29.10.2020 Юрий Стоянов: «Меня любят хорошие люди, не любят плохие», Триколор, 28.10.2020 Артем Волобуев в прямом эфире Ticketland, Светлана Бердичевская, Ticketland, 26.10.2020 Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020 Константин Хабенский: «В моей жизни были моменты, которые переворачивали всё», Наталья Николайчик, 7 дней, 21.10.2020 Наталья Назарова в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 21.10.2020 Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию», Валерия Новокрещенова, Театрал, 20.10.2020 Юрий Олеша, автор Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.10.2020 Алексей Девотченко. «Провинциал из Петербурга», Кирилл Девотченко, Город 812, 17.10.2020 Светлана Колпакова и Павел Табаков в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 16.10.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 Памяти Надежды Ламановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.10.2020 Театры в Москве могут быть оштрафованы за несоблюдение антиковидных ограничений, видеосюжет телеканала «Культура», 13.10.2020 Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020 На грани антирекорда: в России ужесточают меры по борьбе с коронавирусом, видеосюжет телеканала «Мир 24», 12.10.2020 Роспотребнадзор не выявил серьезных нарушений в работе МХТ имени Чехова, видеосюжет ОТР, 12.10.2020 На малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Ювенильное море» по Платонову, Business FM, 12.10.2020 Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020 Московская красавица: Катерина Корнакова, Екатерина Шерга, Москвич, 8.10.2020 На Малой сцене МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море», видеосюжет телеканала «Культура», 8.10.2020 Режиссер Наталья Назарова: «Я хотела показать двойственность Платонова: при верности системе, он все время ее разоблачал, невольно опрокидывал то, что воспевал», Елена Федоренко, Культура, 8.10.2020 Лонглист премии журнала «Сноб» «Сделано в России», Сноб, 8.10.2020 Новый взгляд на театр: чем порадует МХТ им. Чехова в новом сезоне, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.10.2020 С подбитым крылом. В театре драмы в Ростове показали «Пролётного гуся», «Аргументы и факты» в Ростове-на-Дону, 8.10.2020 Инженерная сказка, Анна Сабова, Коммерсантъ, 5.10.2020 Сценограф Юлиана Лайкова: «Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 5.10.2020 «Ювенильное море» на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова, Свободная пресса, 3.10.2020 В МХТ выпускают комедию о коллективных иллюзиях по Платонову, Елена Алдашева, Театр, 3.10.2020 Игорь Верник: «Никто из девушек не похож на мою маму», Лариса Каневская, Театрал, 3.10.2020 Первой премьерой нового сезона в МХТ имени Чехова станет «Ювенильное море» по Платонову, ТАСС, 2.10.2020 Быть иль не быть? Да все равно. О спектакле «Чайка» в МХТ им. Чехова, Екатерина Барабаш, RFI.fr на русском, 1.10.2020 Театральные премьеры октября, The Vanderlust, 29.09.2020 Дарья Мороз, Владимир Машков и другие на Театральной премии «МК». Фоторепортаж, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 29.09.2020 Театральная премия «МК» стала первой пандемической, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 29.09.2020 Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020 Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020 Вручение театральной премии «МК»: онлайн-трансляция, Московский комсомолец, 24.09.2020 Скоро премьера: «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова, Медиацентр МХТ, 23.09.2020 Сергей Собянин вручил премии в области литературы и искусства, официальный сайт Мэра Москвы, 22.09.2020 Пресечена деятельность преступной группы, занимавшейся продажей билетов в театры и на спортивные мероприятия по завышенной стоимости, Следственный комитет РФ, 18.09.2020 Российские деятели культуры получили государственные награды, ТАСС, 17.09.2020 Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020 Ирина Пегова: «Люблю только пряники. Не люблю кнуты», Марина Хилькевич, Театрал, 15.09.2020 Ксения Теплова о вводе в «№ 13D», Медиацентр МХТ, 12.09.2020 Николай Скорик: «Навсегда помнить хорошее редкая черта в наше время», Анастасия Попова, Известия, 11.09.2020 75 лет режиссеру и педагогу Николаю Скорику, телеканал «Культура», 11.09.2020 Режиссёр и педагог Николай Скорик отмечает юбилей, Театрал, 11.09.2020 Николай Скорик: «Ефремов хотел, чтобы я был рядом», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.09.2020 Литвинова, Нюганен и Макбёрни: МХТ имени Чехова рассказал о ближних и дальних планах, Елена Федоренко, Культура, 10.09.2020 Актриса Алёна Хованская отмечает юбилей, Театрал, 10.09.2020 Объявлен шорт-лист премии «Звезда театрала» 2020, ТАСС, 9.09.2020 Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020 День рождения Табакова перенесли на 7 ноября: «Вечерний Ургант» готовит сюрприз, Константин Баканов, Собеседник, 9.09.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020 Софья Евстигнеева о вводе в «Чайку», Медиацентр МХТ, 8.09.2020 Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020 В новом сезоне в МХТ им. Чехова поставят от Платонова до Пелевина, Ирина Корнеева, Российская газета, 8.09.2020 МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020 МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020 «Хочется отметить этот день большой работой
», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020 Хабенский сыграет Мюнхгаузена, а Рената Литвинова – стареющую кинозвезду, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020 МХТ имени Чехова в новом сезоне представит девять премьер, Агентство городских новостей «Москва», 7.09.2020 Олеша, Пелевин, Литвинова: в МХТ рассказали о главных премьерах нового сезона, Свободная пресса, 7.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на два года, ТАСС, 7.09.2020 Марина Андрейкина: «МХТ порадует новыми названиями и известными именами», Валерия Новокрещенова, Театрал, 4.09.2020 И жизнь, и слезы, и любовь: «Пролетный гусь» от МХТ заставил амурского зрителя плакать, Мария Мурашко, Амурская правда, 2.09.2020 «МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о театральном футболе, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 29.08.2020 История в фотографиях: «Месяц в деревне», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 26.08.2020 Мхатовские пятницы online: Марина Зудина, Вадим Верник, 25.08.2020 Спектакль «Месяц в деревне» станет первой премьерой нового сезона в МХТ им. Чехова, ТАСС, 24.08.2020 «МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть III, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 22.08.2020 22 августа — день рождения актрисы Натальи Егоровой, телеканал «Культура», 22.08.2020 Александр Семчев: «На сцене я хозяин, от третьего звонка и до поклонов», Радио 1, 22.08.2020 Актриса МХТ Наталия Егорова отмечает юбилей, Валерия Новокрещенова, Театрал, 22.08.2020 Игорь Хрипунов: «С Соней Ардовой мы расстались друзьями», Марина Зельцер, Атмосфера, 21.08.2020 Вспоминая Олега Табакова, видеосюжет Первого канала, 17.08.2020 Комедии нашего времени, Мария Шепталова, Российская газета, 17.08.2020 Выставка памяти Олега Табакова открылась в Москве, видеосюжет ОТР, 17.08.2020 Олег Табаков. Его величество Лицедей, Виктория Пешкова, Историк. РФ, 17.08.2020 Жители Саратова пришли с цветами к памятнику Олегу Табакову, Регион 64, 17.08.2020 Памятную доску открыли на доме в Саратове, где жил Олег Табаков, Interfax-Russia.ru, 17.08.2020 Мастер перевоплощения, народный любимец и легендарный актер: Олег Табаков в жизни и на сцене, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.08.2020 В Москве открылась выставка, посвященная Олегу Табакову, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.08.2020 Кот Матроскин, Обломов и Вальтер Шелленберг: каким мы запомнили Олега Табакова?, Татьяна Рублева, МИР 24, 17.08.2020 Фотообъективная история: Олег Табаков, Анатолий Морковкин, Театрал, 17.08.2020 Пространство Олега Табакова, Алексей Филиппов, Российская газета, 17.08.2020 «Отец родной» – Олег Табаков. Фотоальбом к юбилею артиста, Олег Перанов, Собеседник, 17.08.2020 Дары Табакова, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2020 Матроскин, не любивший кошек, и Шелленберг, не похожий на фашиста: Каким мы помним Олега Табакова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2020 Театральный роман длиной в 67 лет: Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева, Культурология, 16.08.2020 Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020 История в фотографиях: Олег Табаков. МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.08.2020 «МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть II, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 15.08.2020 История в фотографиях: Олег Табаков и Кирилл Серебренников, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 15.08.2020 «Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020 История в фотографиях: Олег Табаков. «Табакерка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.08.2020 История в фотографиях: Олег Табаков. «Современник», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 13.08.2020 В МХТ запустили онлайн-марафон в память о Табакове, Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.08.2020 МХТ запускает марафон к юбилею Табакова, Анна Юсина, Театр, 12.08.2020 Московские театры готовятся к открытию, телеканал «Культура», 12.08.2020 МХТ им. Чехова рассказал о первой премьере нового сезона, Наталья Лебедева, Российская газета, 12.08.2020 История в фотографиях: Олег Табаков. Начало, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.08.2020 Вручение дипломов Школы-студии МХАТ (курс Виктора Рыжакова). Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.08.2020 В честь 85-летия Олега Табакова готовится выставка, Театрал, 12.08.2020 Актер Михаил Пореченков: Позволяю своим детям ошибаться, Лика Брагина, Вечерняя Москва, 11.08.2020 МХТ им. Чехова объявил первую премьеру нового сезона, ТАСС, 11.08.2020 Александр Калягин поздравил с юбилеем Александра Боровского, СТД РФ, 10.08.2020 «МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово, Александра Машукова, Ольга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 8.08.2020 Вадим Верник: Я запомнил урок, который преподнесла мама, Учительская газета, 4.08.2020 Серафима Бирман. Не вторая Раневская, Вячеслав Шмыров, 30.07.2020 Константин Хабенский: «Никакие зверства невозможно оправдать временем», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 30.07.2020 «Звезда Театрала»-2020. Коронный номер, Валерия Новокрещенова, Театрал, 29.07.2020 Анатолий Белый: «Мы пройдём через ещё один глобальный кризис», Татьяна Власова, Театрал, 29.07.2020 Лика Рулла: «Хочу дать участникам Тавриды волшебный пендель», Зоя Игумнова, Известия, 28.07.2020 «МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020 Михаил Пореченков: «Состояние неспокойное, жалко Родину», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.07.2020 Михаил Пореченков: «Мы друг для друга всё те же Труня, Хаба да Пореча», Наталья Васильева, Известия, 27.07.2020 Вперед к Станиславскому, Михаил Швыдкой, Российская газета, 21.07.2020 Композитору Василию Немировичу-Данченко – 80!, Ревизор.ru, 21.07.2020 Александр Калягин поздравил Василия Немировича-Данченко с юбилеем, СТД РФ, 20.07.2020 Василий Немирович-Данченко: Знание истин рождает другое отношение, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.07.2020 «Кто там»? «2 Верник 2»!, Алексей Голяков, Инвест-Форсайт, 17.07.2020 Худрук МХТ Сергей Женовач рассказал о жизни театра после карантина, РИА «Новости», 15.07.2020 Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020 Анатолий Белый: «Нападки в адрес Серебренникова – абсолютная узость мышления», программа «Синемания. Высшая лига», «Радио 1», 12.07.2020 Михаил Трухин: «Я мечтал сесть в поезд и уехать куда-нибудь», Виктория Мельникова, Метро, 10.07.2020 Андрей Мягков – артист и писатель-детективщик, Ревизор.ru, 8.07.2020 Андрею Мягкову 82: о чем годами молчал актер злосчастной «Иронии судьбы», Наталья Лавринец, Апостроф, 8.07.2020 Андрею Мягкову – 82: Почему любимца публики называют самым закрытым и загадочным актером, Культурология, 8.07.2020 Андрею Мягкову 82 года! И он никогда больше не играет пьяных, Анжелика Дин, Новые известия, 8.07.2020 Сегодня день рождения Натальи Теняковой, Ревизор.ru, 3.07.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми», Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020 Олег Ефремов: На одном дыхании, Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020 Мхатовские пятницы online: Станислав Дужников, Вадим Верник, 26.06.2020 Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020 Хабенский переведет полученные от госпремии деньги на благотворительность, видеосюжет телеканала «Звезда», 24.06.2020 В Кремле Владимир Путин вручил государственные премии РФ впервые сразу в пяти категориях, видеосюжет Первого канала, 24.06.2020 Путин в Кремле вручил государственные премии за 2019 год, ТАСС, 24.06.2020 «Кровь, насилие, заложники, терроризм — это наш новый мир». Как в 2002 году Кирилл Серебренников поставил в МХТ провидческий спектакль, Яна Жиляева, Forbes.ru, 23.06.2020 Дарья Мороз: Артисты тотально психически неуравновешенны, Ирина Баржак, Сноб, 23.06.2020 Театр в эпоху пандемии: руководители театров об итогах карантина, Маргарита Лялинская, TimeOut, 22.06.2020 МХАТ в годы Великой Отечественной войны, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.06.2020 Министерство культуры России упрощает требования к смете для новых театральных постановок, видеосюжет «Вести.Ру», 19.06.2020 Кто есть кто в «Театральном романе». Тайны самой злой книги Михаила Булгакова, официальный сайт Мэра Москвы, 19.06.2020 Минкультуры упростит требования к смете для новых театральных постановок, ТАСС, 18.06.2020 МХТ им. А. П. Чехова начал подготовку к возобновлению театрального сезона, пресс-служба Министерства культуры РФ, 18.06.2020 «Наш Иллюзион»: Ангелина Степанова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.06.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: правительственная ложа, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 17.06.2020 Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Актёры МХТ представят проект «А былЬ ли Пушкин?», Театрал, 15.06.2020 МХТ покажет последнюю большую работу Марины Голуб, Татьяна Власова, Театрал, 15.06.2020 МХТ им. Чехова покажет спектакли Эренбурга и Серебренникова, Анна Юсина, Театр, 15.06.2020 Мужской Хор творцов им. Гагарина представит в МХТ им. Чехова проект, посвященный Пушкину, ТАСС, 15.06.2020 «Актеры рвутся в бой, хотят играть, репетировать», Влад Васюхин, Известия, 14.06.2020 Николай Чиндяйкин: «Жена вытащила меня из депрессии», Ирина Тульчинская, Мир новостей, 13.06.2020 Видеозапись спектакля «Дракон» (2017 год), 12.06.2020 Мхатовские пятницы online: Артём Быстров, Вадим Верник, 12.06.2020 Почти столетие спустя впервые опубликованы письма Василия Качалова к Лидии Кореневой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.06.2020 «Наш Иллюзион»: Алексей Грибов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.06.2020 Артём Быстров в программе Татьяны Устиновой «Мой герой», телеканал ТВ-Центр, 9.06.2020 МХТ покажет спектакли Серебренникова и Богомолова, Татьяна Власова, Театрал, 8.06.2020 Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020 В онлайн-афишу МХТ вошли работы Богомолова и Серебренникова, Анна Юсина, Театр, 8.06.2020 Фильм-спектакль Михаила Козакова «Медная бабушка», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.06.2020 Василий Качалов: «Люблю как умею, как могу теперь», Мария Львова, Экран и сцена, 5.06.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: артистическое фойе, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 5.06.2020 Телеверсия спектакля «Егор Булычов и другие» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 4.06.2020 «Наш иллюзион»: Борис Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.06.2020 Виктор Хориняк: «У меня много к себе вопросов, на которые я не нахожу ответов», Ольга Севрюгина, Нижегородская правда, 4.06.2020 Константин Хабенский: «Помогать можно не только легко, но и талантливо», Московская перспектива, 4.06.2020 Актриса Наталья Рогожкина: Мы все обречены быть бывшими, Дарья Пиотровская, Вечерняя Москва, 3.06.2020 МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020 Телеверсия вечера к 70-летию Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов
» (27 июня 2010 г.), 31.05.2020 МХТ проведёт онлайн-премьеру “Иванова” Юрия Бутусова, Елена Алдашева, Театр, 29.05.2020 Сергей Чонишвили: «Я давно определил для себя, что такое влюблённость», Марина Зельцер, WomanHit, 29.05.2020 Мхатовские пятницы online: Анатолий Белый, Вадим Верник, 29.05.2020 В проекте #вечерстеатралом «Иванов» Юрия Бутусова, Татьяна Власова, Театрал, 29.05.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: фасад, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.05.2020 Видеооткрытка МХТ к 75-летию Евгения Киндинова, 24.05.2020 Михаил Мишустин поздравил Евгения Киндинова с юбилеем, Сайт Правительства РФ, 24.05.2020 Наташа Швец: Есть режиссёры, в руках которых не страшно быть марионеткой, Екатерина Тимошенко, Радио 1, 23.05.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Памяти Олега Ефремова: инфицировал других своей мечтой, Евгения Кузнецова, Московский комсомолец, 23.05.2020 Памяти Елены Майоровой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: чайный буфет, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 21.05.2020 Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть VI, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.05.2020 Актёры МХТ устроили флэшмоб в честь Дня пионерии, Анна Тимина, Театрал, 19.05.2020 Мхатовские пятницы online: Ирина Пегова, Вадим Верник, 19.05.2020 Польская Венера, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.05.2020 Это мой город: телеведущий Вадим Верник, Алина Комская, Москвич, 16.05.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 «Художественный театр. Энергия места»: гардероб, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 15.05.2020 МХТ имени Чехова запускает онлайн-проект ко Дню пионерии, ТАСС, 15.05.2020 Спросите ведущего: Вадим Верник, телеканал «Культура», 11.05.2020 «Сладкоголосая птица юности». История постановки, Медиацентр МХТ, 11.05.2020 Телеверсия спектакля «Сладкоголосая птица юности» и рассказ Григория Заславского о постановке, Культура.РФ, 11.05.2020 Рассказ Эмиля Верника о фронтовой агитбригаде (видео), Игорь Верник, 10.05.2020 Как Алла Тарасова стала мамой для бойцов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.05.2020 Телеверсия спектакля «Возвращение» (2005), 9.05.2020 Документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду». Вторая серия, Анна Гереб, кинокомпания «Мастер-фильм», 9.05.2020 Документальный фильм «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду». Первая серия, Анна Гереб, кинокомпания «Мастер-фильм», 9.05.2020 Мхатовские пятницы online: Константин Хабенский, Вадим Верник, 8.05.2020 Вечер-посвящение «Ваш А. Солженицын», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 8.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 Актёры Победы. Анатолий Белый рассказывает о Владлене Давыдове, в рамках проекта Театрального музея имени А. А. Бахрушина, 8.05.2020 Быть Регистром, Александра Машукова, Экран и сцена, 7.05.2020 Мхатовцы на войне: поезд милосердия, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.05.2020 «Сидят и слушают бойцы»: фронтовые бригады МХАТа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.05.2020 Константин Хабенский станет героем первого выпуска «Мхатовских пятниц» в режиме онлайн, ТАСС, 5.05.2020 Хабенский станет первым гостем «Мхатовских пятниц»-онлайн, Наталья Лебедева, Российская газета, 5.05.2020 МХАТ в эвакуации в Тбилиси: «Счастье было столь огромно, что мы забывали о войне», Александра Оболонкова, Sputnik (Грузия), 5.05.2020 Как Москвин спас МХАТ летом 41-го, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.05.2020 О спектакле «Татуированная роза», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020 Телеверсия спектакля «Татуированная роза» и рассказ о постановке, Культура.РФ, 3.05.2020 Александр Бенуа: театральный роман, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.05.2020 О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Анатолий Белый: «Здоровая доля тщеславия — это часть профессии, без нее актер не состоится», Злата Фетисова, InStyle, 2.05.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 «Художественный театр. Энергия места»: гримуборная Олега Ефремова, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 30.04.2020 Павел Ворожцов. Служебный роман, 7 дней, 30.04.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Марина Брусникина: «Любой эгоцентризм — гибель искусства», Ольга Ципенюк, ТАСС, 28.04.2020 Павел Ворожцов: «Была такая эйфория: и наш роман и успех спектакля», Елена Грибкова, Woman Hit, 28.04.2020 О спектакле «Соло для часов с боем», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.04.2020 Телеверсия спектакля «Соло для часов с боем» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 27.04.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: Борис Ливанов vs Олег Ефремов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Телеверсия спектакля «Священный огонь» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.04.2020 Оскарас Коршуновас: «Надо понимать, что не человек тут самый главный, и судьбы мировой экономики может решить мышка», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 24.04.2020 Рената Литвинова: «Это очень омолаживает стоять перед пустым холодильником», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2020 Марина Брусникина: «Нет ощущения, что наступила пауза», Валерия Новокрещенова, Театрал, 24.04.2020 Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть V, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.04.2020 Константин Хабенский: «Страшнее всего стать ментором, который остался в прошлом», Анастасия Каменская, РБК Стиль, 23.04.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: как Максим Горький изгонял «Бесов» из МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.04.2020 «Художественный театр. Энергия места»: кабинет Вл. И. Немировича-Данченко, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 21.04.2020 МХТ объявил афишу онлайн-трансляций на неделю, Татьяна Власова, Театрал, 21.04.2020 Марина Брусникина в программе «Действующие лица», радио «Культура», 20.04.2020 Онлайн-трансляции хороших спектаклей. 5 рекомендаций от Премии «На Благо Мира», премия «На Благо Мира», 17.04.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: гримуборная К. С. Станиславского, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 16.04.2020 «Мы предлагаем бизнесу онлайн-тимбилдинги just for fun». Руководители театров о том, как переживают карантин, Ника Пархомовская, Forbes.ru, 16.04.2020 Игорь Верник: «Мы можем прожить вторую жизнь», Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.04.2020 «Коронный выход» с Константином Богомоловым. Гость: Марина Зудина, Start, 14.04.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: роспись стен, «автографы» Фёдора Шехтеля, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 13.04.2020 Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть IV, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.04.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: горельеф «Пловец», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 10.04.2020 Анатолий Белый: «От дурных мыслей спасает только творчество», Валерия Новокрещенова, Театрал, 8.04.2020 Дарья Мороз: «Считаю себя честной стервой», Анна Позина, Известия, 8.04.2020 «Время учит нас ценить тишину»: #АртСовет от Дмитрия Дюжева, Валерия Новокрещенова, Театрал, 6.04.2020 Солнечный удар, Вадим Верник, Камергерский, 3, 6.04.2020 Лаура Пицхелаури: «Театр это территория свободы», Михаил Тихонов, Театрал, 4.04.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: освещение в зале Основной сцены, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 3.04.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: как Ролану Быкову запретили играть Пушкина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.04.2020 Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть III, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.04.2020 Театры закрываются не впервые, Виктор Борзенко, Театрал, 1.04.2020 «Московский Художественный театр. Энергия места»: Портретное фойе, Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 31.03.2020 Звезда спектакля МХТ «Чайка» Кузьма Котрелев: «Раньше я был так же влюбчив и ревнив, как и мой герой Константин Треплев», Ирина Попович, Hello!, 30.03.2020 Иннокентию Смоктуновскому исполнилось бы 95 лет, Мария Михайлова, Театрал, 28.03.2020 Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского, Lostfilm.info, 28.03.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 Премьеры на карантине: как московские театры реагируют на COVID-19, РИА Новости, 27.03.2020 Константин Хабенский и Александр Цыпкин примут участие в онлайн проекте МХТ им. Чехова, Ok!, 27.03.2020 Мария Смоктуновская: «Папе обещали голливудские условия», Зоя Игумнова, Известия, 27.03.2020 После революции, Мария Львова, Экран и сцена, 26.03.2020 Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть II, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 24.03.2020 Пять «Чаек» МХТ — от Станиславского до Коршуноваса, Дарья Андреева, Сноб, 24.03.2020 Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля «Чайка». Фоторепортаж Генриетты Перьян, 23.03.2020 Видеозапись лекции Анатолия Смелянского «Художественный театр: два Олега (сравнительное жизнеописание)», 23.03.2020 Михаил Рахлин в проекте «Москвичи», Комитет Москвы по туризму, 21.03.2020 Ксения Теплова: «Во время беременности мне было очень страшно», Марина Зельцер, Woman Hit, 20.03.2020 «Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020 Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть I, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.03.2020 Появилась книга о Художественном театре после революции, Анастасия Казьмина, Театр, 19.03.2020 В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020 «ФСОшники предупредили: врезаться в Путина нельзя». Интервью с суперзвездой МХТ: хоккей с президентом, катание с Навкой и неистовая любовь к спорту, Александр Головин, Sports.ru, 16.03.2020 Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020 Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни, Павел Подкладов, Ревизор.ру, 16.03.2020 Олег Гаас о регби, откровенных сценах и вдохновляющей йоге, Оксана Бондарчук, TV Mag, 13.03.2020 Игорь Верник: Внутренняя свобода не знает возраста, Елена Булова, Южные горизонты, 13.03.2020 Оскарас Коршуновас в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 11.03.2020 В объятиях Аполлона, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 11.03.2020 Игорь Верник, Дарья Мороз, Евгения Добровольская и другие участники пресс-конференции в МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 11.03.2020 Чайка-коршун: звезды МХТ поспорили о яркой премьере весны, Свободная пресса, 11.03.2020 Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020 В МХТ выпустили художественно-общедоступный журнал, Свободная пресса, 11.03.2020 МХТ им. Чехова начал выпускать журнал о театре «Камергерский, 3», ТАСС, 10.03.2020 МХАТовцы поспорили о «Чайке», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 10.03.2020 В Санкт-Петербурге вручили актерскую премию «Фигаро» имени Андрея Миронова, телеканал «Культура», 9.03.2020 Фоторепортаж Владимира Постнова с Десятой Юбилейной премии «Фигаро», Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, 8.03.2020 Актеры МХТ поздравили женщин с 8 марта на улицах Москвы, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.03.2020 Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020 Ирина Комиссарова: «Это было какое-то наитие», Александра Машукова, 6.03.2020 Вот пуля пролетела и ага
, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 4.03.2020 Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»), Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.03.2020 Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020 Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020 «Чайка» Оскараса Коршуноваса в МХТ: тонкий спектакль о грубых людях, Алла Шендерова, The City, 3.03.2020 Оскарас за режиссуру: в МХТ имени Чехова вернулась «Чайка», Светлана Наборщикова, Известия, 2.03.2020 Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020 «Чайка» премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020 Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020 Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, Елена Булова, Вечерняя Москва, 1.03.2020 Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020 Станислав Любшин в «Театральной гостиной Рудольфа Фурманова», телеканал «Санкт-Петербург», 29.02.2020 Антонов огонь: живая «Чайка» и мумии трех сестер, Влад Васюхин, Известия, 29.02.2020 В МХТ имени Чехова открылась выставка «Чайка. Перезагрузка», видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2020 Оскарас Коршуновас: «Я не знаю, скажут ли актёры: Мы понятия не имеем, что делать, или выйдут и сотворят чудо», Елена Алдашева, Театр, 28.02.2020 Оскарас Коршуновас: «Нашей сегодняшней жизни очень нужны котурны», Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.02.2020 У новой «Чайки» в МХТ имени Чехова появился официальный хэштег, ТАСС, 28.02.2020 Коршуновас vs Станиславский, Ксения Данцигер, Экран и сцена, 27.02.2020 Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020 «Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020 «Захожу в театр как спецназ». Оскарас Коршуновас ставит в МХТ «Чайку», Яна Жиляева, Forbes, 27.02.2020 «Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020 «Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020 На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка» в постановке Оскараса Коршуноваса, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2020 Режиссёр Оскарас Коршуновас: «Я верю в неслучайные случайности», Татьяна Власова, Театрал, 26.02.2020 Агне Кузмицкайте: «Для эскизов костюмов к Чайке я использовала Instagram», Александра Машукова, InStyle.ru, 25.02.2020 Коршуновас в МХТ ставит “Чайку” о власти театра над жизнью, Елена Алдашева, Театр, 22.02.2020 На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020 Станислав Дужников: «У меня много разных ролей от Дон Жуана до женщины с пониженной социальной ответственностью», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2020 Максим Матвеев: «Свободными людьми управлять сложно», Олег Перанов, Собеседник, 19.02.2020 Оскарас Коршуновас: «Через такие пьесы, как Чайка, каждое поколение осмысливает себя», Денис Сутыка, Культура, 19.02.2020 Выставка «Чайка. Перезагрузка» открывается в МХТ им. А. П. Чехова, АртМосковия, 12.02.2020 Неактуальная война, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 9.02.2020 Актер Андрей Бурковский: Если ты думаешь, что ты весь такой Артист, то обидеть тебя легко. Поэтому к себе надо относиться проще, чуть ироничней, Сергей Николаевич, программа «Культурный обмен», телеканал ОТР, 8.02.2020 Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020 Дарья Мороз: «Аня растет среди странностей актерской жизни», Ok!, 4.02.2020 «Ангелы спят, когда черти дерутся», Елена Жатько, Театрон, 3.02.2020 Светлана Колпакова: Когда спрашивают, как входила в роль, всегда отвечаю: «С разбега», Елена Садкова, Вечерняя Москва, 2.02.2020 Вадим Верник: Спектакль умирает вместе с окончанием своей жизни, остается только легенда, программа «Культурный обмен», телеканал ОТР, 1.02.2020 МХТ записал видеопризнания в любви, Алёна Карцева, Театрал, 1.02.2020 Театральные премьеры февраля: «Садко», «Чайка», «Три сестры», «Лолита», Наталья Курова, РИА Новости, 1.02.2020 Долгое прощание, Светлана Полякова, Экран и сцена, 30.01.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 Мир света и звука: сотрудники РУСДРАМа прошли стажировку в МХТ имени Чехова, Бадри Есиава, Sputnik Абхазия, 25.01.2020 Как душа с телом расставалась, Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, 24.01.2020 «
Все мы более или менее мечтатели!», Елена Жатько, 24.01.2020 МХТ имени А. П. Чехова привёз в Екатеринбург спектакль «№ 13D», видеосюжет телеканала «Россия» («Вести. Урал»), 21.01.2020 В МХТ появится «Чайка» Коршуноваса, Виктор Борзенко, Театрал, 20.01.2020 МХТ имени Чехова привёз в Екатеринбург знаменитую постановку «№ 13D», видеосюжет Свердловского областного телевидения, 20.01.2020 За хвостом птицы-тройки, Ольга Фукс, Международный Институт Театра. Российский центр, 17.01.2020 Видеозапись лекции Алексея Бартошевича «„Венецианский купец“ В. Шекспира. Театральная судьба», 15.01.2020 Театр в 2020 году: 12 главных событий, Алла Шендерова, The City, 13.01.2020 Буклет к юбилею Сергея Сосновского (pdf), 9.01.2020 Дарья Мороз: «Я все-таки перехожу в другую профессию», Денис Мережковский, Harper's Bazaar, 3.01.2020 «Все в итоге уходят под защиту государства». Как женщины управляют московскими театрами, Анна Амбарцумян, Кристина Матвиенко, Forbes.ru, 3.01.2020 Покоривший столицу неврастеник. К юбилею Сергея Сосновского, Филипп Марков, Babr24.com, 1.01.2020 |