| Волшебная сила искусства, или Как театр может изменить жизнь: Алексей БаталовАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.11.2020
20 ноября день рождения Алексея Владимировича Баталова (сегодня ему могло бы исполниться 92 года). Хороший повод вспомнить о том, почему знаменитый актер и режиссер называл театр «колдовским единением людей». И зачем нам всем по-прежнему так важно собираться здесь — по обе стороны рампы? Как известно, Баталов из артистической семьи: его родители Владимир Баталов (взявший сценический псевдоним Аталов) и Нина Ольшевская, дядя Николай Баталов и тетя Ольга Андровская играли на сцене Художественного театра. Мальчик рос за кулисами, множество раз видел спектакли МХАТа. Но то, что театр может стать настоящим спасением, он узнал во время войны. В июле 1941 года вместе с мамой и младшими братьями Алексей отправился в эвакуацию в Татарстан. В Бугульме Нина Ольшевская возглавила местную драматическую труппу, в этом театре Алексей был и рабочим сцены, и шумовиком. И даже впервые вышел на сцену в крошечной роли официанта с классической репликой «кушать подано». Алексей Владимирович вспоминал о Бугульме: «Когда промерзший зал изо дня в день стала заполнять темная, медлительная, далеко не праздничная толпа зрителей с суровыми усталыми лицами, когда оказалось, что и им, опирающимся на костыли, в гипсе и бинтах, видавшим огонь и смерть, зачем-то нужно приходить сюда зимними вечерами и, сдерживая рвущийся из простуженной груди кашель, покорно следить за тем, что совершается на бедной, бог знает чем убранной сцене, а главное, когда сам имеешь хоть какое-то отношение к этому колдовскому единению людей, просто невозможно не уверовать в могущество и высокое человеческое назначение театра. Здесь все было настолько подлинно, зримо и значительно…» Потом было возвращение к мирной жизни, и поступление в Школу-студию МХАТ, и диплом, подписанный Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, и недолгое пребывание в труппе МХАТа, но истинное предназначение театра Баталову открылось именно там, в Бугульме. «Эти изнуренные постоянным напряжением, случайно собравшиеся по обе стороны рампы люди, эти мучительно рождавшиеся спектакли открыли передо мной ту тайную дверь, за которой, точно синяя птица, скрывается вечная сила всякого театра». | |