| Готовится премьера: «В окопах Сталинграда». Виктор Некрасов. Часть IIАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 24.03.2020
Продолжаем рубрику «Готовится премьера»: Сергей Женовач ставит спектакль по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», а мы вспоминаем о судьбе уникального писателя и настоящего человека.
Повесть «В окопах Сталинграда» принесла фронтовику Виктору Некрасову и народное (ожидаемо!), и официальное (неожиданно!) признание. Молодой лауреат Сталинской премии жил жизнью знаменитого писателя, в центре своего любимого Киева, но… «Пепел Клааса стучит в мое сердце!», помните? В 1959 году Виктор Платонович начал борьбу за увековечивание памяти о трагедии Бабьего Яра. В этом овраге близ Киева с конца сентября 1941 по 1943 год было расстреляно более ста тысяч мирных жителей (в основном евреев) и советских военнопленных. После войны власти Киева делали все, чтобы о массовых казнях было забыто, планировали разбить на месте оврага парк и построить стадион. Возмущенный Некрасов написал резкую статью в «Литературную газету»: «Возможно ли это? Кому это могло прийти в голову — на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол?». В 1961 году он привез на место расстрела Евгения Евтушенко и тот под впечатлением от увиденного написал одно из самых пронзительных своих стихотворений «Бабий Яр». 29 сентября 1966 года в Бабьем Яру состоялся стихийный митинг в память о 25-летии расстрела евреев Киева, выступили Некрасов, Владимир Войнович, правозащитники. Митинг разогнали, а Некрасова обвинили в организации «сионисткого сборища».
Только в 1976 году, через десять лет после митинга и через два года после отъезда Некрасова в эмиграцию, памятник был возведен. | |