| К 110-летию со дня рождения Виталия ВиленкинаАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 9.01.2021
Сегодня, 9 января, мы отмечаем 110 лет со дня рождения человека, чье имя навсегда вписано в историю Художественного театра. Хотя он не был ни режиссером, ни актером, ни художником. Но он запечатлел для нас тот МХАТ, которому служил с юности, и тех людей, чьи лица украшают сегодня Портретное фойе. Это Виталий Яковлевич Виленкин (1911–1997) – театровед, мемуарист, легендарный педагог Школы-студии МХАТ. «Художественный театр не был для него предметом исторических штудий. Это была его жизнь», – так написал о Виленкине Анатолий Смелянский. Во МХАТ недавний выпускник Института новых языков пришел в 1934 году – Павел Марков, заведующий литературной частью, взял 23-летнего юношу секретарем.
Первая же встреча со Станиславским привела Виленкина в немалый трепет: не только потому, что он познакомился со своим кумиром, но и потому что К. С. сходу поручил новобранцу проверить культурный уровень артистов – узнать, что они читают? На специальных карточках члены труппы должны были написать содержание пьес и затем сдать их новому сотруднику. Надо ли говорить, что Виленкину никто ничего не сдал – за исключением одного артиста, давно мечтавшего сыграть Гамлета и написавшего на этих карточках целый трактат? Не менее запоминающейся вышла и первая встреча Виленкина с Немировичем, который посоветовал юноше бросить баловаться на досуге литературными переводами: «Театр вас съест целиком, без остатка. Иначе вы ему не нужны».
Виленкин действительно отдал Художественному театру всего себя. Он работал с Марковым в литературной части, был литературным секретарем Немировича-Данченко и Качалова, позже написал о них книги и еще целый ряд трудов по истории МХАТа. В Школе-студии МХАТ Виталий Яковлевич преподавал с момента ее основания, с 1943 года. Был заведующим кафедрой искусствознания, разработал курсы для актеров «Практикум по стиху» и «Теория стихосложения» – и на последнем, говорят, желая дать студентам представление о ритме, показывал, как танцуют канкан. Дружил с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Михаилом Булгаковым, написал биографию Амедео Модильяни.
Любимым учеником Виталия Яковлевича в Школе-студии был Олег Ефремов. Влияние педагога на бывшего студента было огромным. Собственно, «Современник» в 1956 году рождался как раз на квартире у Виленкина: именно там собирались Ефремов и Анатолий Эфрос, Виктор Розов и Владимир Саппак и спорили до хрипоты, обсуждая, каким должен быть новый театр.
С годами отношения учителя и ученика изменились, и «ефремовский» МХАТ Виталий Яковлевич не принял. Но влияние Виленкина на эту сцену осталось – и сегодня на нее выходят его ученики, которых – подумать только! – всего лишь одно рукопожатие отделяет от создателей Художественного театра. Благодаря Виталию Яковлевичу.
На фото из фондов Музея МХАТ: портрет Виталия Виленкина кисти художника Ивана Холоменюка, 1973 год; шарж Бориса Ливанова 1938 года; Вл. И. Немирович-Данченко, художник Владимир Дмитриев, режиссер Платон Лесли и Виталий Виленкин смотрят на макет к «Гамлету», 1943 год; Олег Ефремов и Виталий Виленкин на отдыхе в Гурзуфе, 1948 год; Виталий Виленкин, Евгений Евстигнеев, Геннадий Печников и Игорь Кваша после спектакля театра-студии «Современник» «Вечно живые», 1957–1959 гг.; Виталий Яковлевич ВиленкинВ тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |