| К 155-летию Марии ЛилинойАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2021
Сегодня, 3 июля, 155 лет со дня рождения Марии Лилиной (1866–1943). Актрисы Художественного театра, жены Станиславского, с которым они прожили почти полвека. В Доме-музее Станиславского, около комнат Лилиной, стоит небольшой сундук. На этом сундуке в узком коридорчике Мария Петровна и Константин Сергеевич любили сиживать рядышком вечерами, обсуждая прошедший день — и дела в театре, и домашние заботы. Что бы ни было в их жизни, в отношениях Лилиной и Станиславского до конца оставалось самое главное — доверие. А встретились они 29 февраля 1888 года: оба были заняты в любительском спектакле «Баловень». Ей было 22 года, ему – 25. Мария Перевощикова служила классной дамой в Екатерининском институте благородных девиц и очень увлекалась театром. Играть на сцене классным дамам не разрешалось, поэтому ещё один участник «Баловня» Александр Санин придумал девушке нежный псевдоним – Лилина. Это, правда, не спасло Марию от разоблачения. Институт она покинула без сожалений, а вот сцену – не смогла. Тем более что Станиславский настойчиво звал в только что образованное Общество искусства и литературы.
Константин Сергеевич вспоминал, что они и сами не понимали про себя, что влюблены – им открыли глаза зрители спектакля «Коварство и любовь», где он играл Фердинанда, а Лилина – Луизу. Слишком уж увлечённо они целовались.
Обвенчались в 1889 году. Опубликован дневник Станиславского 1890 года, где он вспоминает обстоятельства, при которых признался невесте в чувствах. Эти страницы переполнены волнением: «Язык мой развязался, и я стал говорить ужасные восторженные глупости. Все говорят эти глупости, и поэтому не стоит, да и трудно их записывать. Однако я был смел только на словах, а когда дело дошло до первого поцелуя… я опять струхнул, и если б не Маруся, готов был разреветься». В Художественном театре Лилина заняла важнейшее место в блестящем актёрском ансамбле. Играла Машу в «Чайке», Соню в «Дяде Ване», Наташу в «Трёх сёстрах», Аню и Варю в «Вишнёвом саде», была Снегурочкой, Феей в «Синей птице», Лизой в «Горе от ума», Хромоножкой в «Николае Ставрогине». А её дуэт со Станиславским в «Живом трупе» 1911 года (она – Анна Дмитриевна Каренина, он – князь Абрезков) вдохновил автора рецензии Сергея Волконского на такие строки: «Это не актёры в ролях, нет, это сами люди; и как с ними хорошо, и как жалко с ними расставаться, — когда занавес падает, это всё равно, что закрыть прелестную книгу, которой хочется продолжения… И можно ли не жаждать продолжения, когда на сцене Лилина?»
Домашние заботы, воспитание детей (их было двое – дочь Кира и сын Игорь; ещё один ребёнок умер в младенчестве) оттягивали внимание Марии Петровны от сцены. Да и благородство характера не позволяло лишний раз претендовать на роли. С середины 1920-х играла она немного. Однако и после смерти мужа продолжала преподавать в его Оперно-драматической студии.
В финале жизни Марии Петровне были посланы большие испытания. В начале войны у неё диагностировали неизлечимую болезнь. Софья Пилявская рассказывала, как они с Книппер-Чеховой навещали Лилину в больнице: «Врачи говорили, что они поражаются силе её духа и тому, как она терпит такие боли. Мария Петровна отказалась от болеутоляющих лекарств». Мария Петровна Лилина умерла в августе 1943-го – «в полном сознании, сделав все распоряжения так же спокойно, ясно и умно, как прожила свою жизнь» (слова Татьяны Щепкиной-Куперник).
Фото из фондов Музея МХАТ. 1. Мария Лилина. 2. Сцена из спектакля «Коварство и любовь» Общества искусства и литературы. К. С. Станиславский – Фердинанд, М. П. Лилина – Луиза. 1889 год. 3. Венчание. Любимовка, 1889 год. 4. Мария Лилина и Константин Станиславский с детьми Кирой и Игорем. 1900-е годы. 5. Вместе. 1910-е годы.В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |