| К 125-летию Фаины Раневской. Волшебная сила искусства, или Как театр может изменить жизньАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2021
Сегодня 125 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской. Она никогда не играла на сцене Художественного театра, но спектакли МХТ оказали решающее влияние на ее судьбу. В юбилей актрисы вспоминаем, как это было. В 1915 году 19-летняя Фаина Фельдман (псевдоним Раневская она возьмет себе позже) приехала из родного Таганрога в Москву. Время было тяжелое – шла война, но не только это омрачало настроение Фаины: девушка обошла все театральные школы, но ее никуда не приняли «по неспособности». Спасением стал МХТ – на спектакли Фаину часто брала с собой прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер, с которой она познакомилась случайно и которая приняла живое участие в ее судьбе. Фаина Георгиевна вспоминала: «Первым учителем был Художественный театр. В те годы Первой мировой войны жила я в Москве и смотрела по нескольку раз все спектакли, шедшие в то время, Станиславского в Крутицком (На всякого мудреца довольно простоты“ — прим. ) вижу и буду видеть перед собой до конца дней. Это было непостижимое что-то. Впервые в Художественном театре смотрю “Вишневый сад”. Станиславский — Гаев, Лопахин — Массалитинов, Аня — молоденькая прелестная Жданова, Книппер — Раневская, Шарлотта?.. Фирс?.. Очнулась, когда капельдинер сказал: “Барышня, пора уходить!” Я ответила: “Куда же я теперь пойду?”. … Шла по Леонтьевскому — было это в году 15-м, может быть, 16-м. Услышала “бабрегись” — кричал извозчик, их звали тогда “Ванька”. Я отскочила от пролетки, где сидел Он, мой Бог Станиславский, растерялась, запрыгала и закричала: “Мальчик мой дорогой!” Он захохотал, а я все бежала и кричала: “Мальчик мой дорогой!” Он встал спиной к извозчику, смотрел на меня добрыми глазами, смеялся». Потом были Летний театр в подмосковной Малаховке, пятнадцать лет скитаний по провинциальным сценам: Керчь, Феодосия, Ростов-на-Дону, Симферополь, Архангельск, Смоленск
В Москве Раневская заявила о себе лишь в 1931 году — в Камерном театре Александра Таирова. И кто знает, хватило ли у нее сил и запала заниматься этой профессией, если бы не мощная прививка настоящего театра, полученная в молодости на спектаклях МХТ. В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |