| К 130-летию Михаила ЧеховаАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.08.2021
29 августа 2021 года 130 лет со дня рождения Михаила Чехова (1891–1955). Гениального актера, создателя собственной школы актерской психотехники. После эмиграции из СССР познакомившего Запад с системой Станиславского, ставшего педагогом многих голливудских звезд – Мэрилин Монро, Грегори Пека, Юла Бриннера.
«Все то, что жило во мне, как страх, уверенность, любовь, страсть, нежность, грубость, юмор, душевная мрачность и проч., все было пронизано страстностью, кипевшей во мне. И когда я теперь оглядываюсь назад на все это, я понимаю, что благодаря моей страстности я буквально ускорил свою жизнь». Так Михаил Чехов говорит о себе в книге «Путь актера», которую написал в 36 лет. Странный возраст для мемуаров, не правда ли? Но в его жизни действительно все было стремительно и сразу набело, без черновиков. Племянник Антона Павловича Чехова, в 16 лет Михаил поступил в петербургскую Театральную школу Александра Суворина, издателя своего дяди. После ее окончания в 1910 году попал в труппу Суворинского театра. Там ему вскоре дали главную роль – царя Федора в пьесе «Царь Федор Иоаннович». После второго же представления на поклонах артисту преподнесли венок с лентой, на которой было начертано: «Юному самобытному таланту М. А. Чехову». Партнерша, игравшая царицу Ирину, больно сдавила Чехову руку и зашипела: «Сам, сам поднес себе венок!» Полгода спустя в Петербург на гастроли приехал МХТ, и родители попросили Михаила нанести визит родственнице, Ольге Книппер-Чеховой. Та спросила: «Почему ты не хочешь перейти к нам в театр?» – «Я не смею мечтать об этом», – честно ответил юноша… и вскоре уже показывался Станиславскому. А еще через месяц, в мае 1912 года, был принят в МХТ.
Станиславский в те годы отшлифовывал свою «систему». Молодые актеры, недавно принятые в театр, среди которых был и Евгений Вахтангов (с Чеховым они быстро подружились), с увлечением окунулись в упражнения: наука об актерском творчестве нуждалась в уточнении и развитии. Этот круг молодежи и составил костяк Первой студии МХТ. В лице же Чехова Станиславский нашел идеального артиста, подтверждающего его изыскания. В 1920-е Константин Сергеевич так напутствовал молодых мхатовцев: «Изучайте систему по Мише Чехову, все, чему я учу вас, заключено в его творческой индивидуальности. Он — могучий талант, и нет такой творческой задачи, которую он не сумел бы на сцене выполнить».
Когда в 1921 году Чехов сыграл в Художественном театре Хлестакова, в прессе писали: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история “Ревизора” на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь». Каждая роль Чехова воспринималась как драгоценность, при этом он все дальше отходил от привычного психологического театра, погружаясь в гротеск, в гиперболу, сочетая в одном образе ужасное и смешное, трагедию и комедию.
В 1928 году, будучи директором МХАТа Второго, он уехал за границу на лечение и не вернулся. В поисках места, где сможет основать свою «школу», долго странствовал: Париж, Рига, Лондон. Незадолго до войны вместе с членами своей театральной студии переехал в Америку – студийцы играли на Бродвее, по клубным сценам. Последние годы Чехов провел в Голливуде, целиком отдавшись педагогике: его уроки оказали большое влияние на целое поколение американских артистов. Мэрилин Монро и Берт Ланкастер, Энтони Куинн и Грегори Пек – все они называли Михаила Чехова своим учителем.
Фото из фондов Музея МХАТ и книги «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии»: Михаил Чехов. В роли Эрика XIV. «Эрик XIV» Августа Стриндберга, Первая студия МХАТ, 1921. В роли Гамлета. «Гамлет» Уильяма Шекспира, МХАТ Второй, 1924. В роли Хлестакова. «Ревизор» Николая Гоголя, МХАТ, 1921. В роли Аблеухова-старшего. «Петербург» Андрея Белого, МХАТ Второй, 1925.В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |