| Лена Ясная, Лена Золотая
К 95-летию премьеры «Дней Турбиных»Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.10.2021 5 октября 1926 года, 95 лет, назад в Художественном театре состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных». А значит, мир впервые увидел одну из самых очаровательных женщин русской драматургии – Елену Тальберг. Сестру Алексея и Николки Турбиных, возлюбленную Шервинского, предмет воздыханий Лариосика. Лену Ясную, Лену Золотую, Лену Рыжую – как называют ее в пьесе восхищенные мужчины. Прототипом Лены Ясной была Варя, младшая сестра Михаила Афанасьевича. В Киеве, в доме на Андреевском спуске, где жили Булгаковы, она была душой компании. «Варя была на редкость веселой: хорошо пела, играла на гитаре… Ее никто не называл Варей, все называли Варюшей. Она была из всей семьи самая изящная, самая хорошенькая. Если кому-то из молодых надо было что-либо попросить у матери, обращались к Варе: “Варя, похлопочи”» – так вспоминали о ней.
В Художественном театре Елену Тальберг играли разные красавицы. Первой исполнительницей была Вера Соколова – сам Булгаков, который очень ценил занятых в спектакле артистов, ставил ее превыше всех. Историк МХАТа Виталий Виленкин писал, что Соколова была «непревзойденной исполнительницей этой роли, отличавшейся у нее особым изяществом, тонкостью сценического рисунка и необыкновенным женственным обаянием».
Впрочем, появились свои поклонники и у других исполнительниц. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший на спектаклях МХАТа в конце 1920-х годов и тайно влюбленный в Аллу Тарасову, считал, что с его любимицей в этой роли не сравнится никто.
Ни Клавдия Еланская…
ни Ольга Андровская, ни даже сама Соколова. «Начать хотя бы с внешности, – писал он в дневнике – у В. С. Соколовой прекомичный курносый нос и какой-то недостаток в произношении, тогда как у А. К. Тарасовой – очень красивая внешность и прекрасный звучный голос».
В 1982 году Николай Скорик стал режиссером дипломной постановки курса Школы-студии МХАТ, в которой играли Дмитрий Брусникин, Роман Козак, Александр Феклистов. Еленой была Полина Медведева, и вся эта постановка была так хороша, что студенческий спектакль включили в репертуар театра.
В 2004 году в МХТ вышел спектакль Сергея Женовача «Белая гвардия». Для многих стала открытием нежная и тонкая Елена в исполнении Натальи Рогожкиной. Хотя сама Наталья считает, что современным людям трудно понять изнутри булгаковских героев, ведь мы не можем по-настоящему ощутить, что это такое – испытывать ужас разрушения своего мира, жить, каждую секунду ожидая смерти.
Второй исполнительницей роли Лены Золотой в этом спектакле стала актриса «Мастерской Петра Фоменко» Ксения Кутепова.
Предлагаем вам посмотреть на блистательных Елен Художественного театра. В нашей фотогалерее: Елены Тальберг 1920-х годов: Вера Соколова (1), Алла Тарасова (2), Клавдия Еланская (3), Ольга Андровская (4). Полина Медведева (Елена) и Роман Козак (Шервинский) в спектакле 1982 года (5). Наталья Рогожкина (6) и Ксения Кутепова (7) в «Белой гвардии» 2004 года. Фото из фондов Музея МХАТ и Екатерины ЦветковойВ тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |