Константин Хабенский: «Выше идти — тяжело, но радостно; ниже — легко, но грустно»Алина Циопа, Фонтанка.ру, 29.03.2022 В Петербурге на основной сцене Александринского театра до 1 апреля идут гастроли МХТ им. А. П. Чехова, которым руководит Константин Хабенский. В Петербург приехали три последних премьеры театра, в одной главную роль сыграл сам худрук. На одну из премьер, самую свежую, еще можно попасть 31 марта и 1 апреля — это спектакль «Сирано де Бержерак» в постановке главного режиссера РАМТа Егора Перегудова, где главные роли играют Юрий Чурсин, Паулина Андреева, Игорь Золотовицкий и Кузьма Котрелев. В разгар гастролей «Фонтанка» встретилась с Константином Хабенским и поговорила о том, в чем суть театра, как искать в творчестве сверхидею и почему кризис в обществе всегда приводит к аншлагам в театрах.— Константин Юрьевич, вы сейчас в родном городе на гастролях, а спектакли МХТ «примеряют» другую сцену. Есть такое понятие — «дух театра». У Александринки и МХТ они, наверное, различаются. Как бы вы их сравнили? — Даже в одном городе у каждого театра, который из себя что-то представляет как театральное явление и периодически «выстреливает» теми или иными удачными постановками, разный зритель. И этот зритель, по большому счету, помогает: создает, направляет, оберегает этот дух театра, который присутствует на театральных подмостках. И всегда очень сложно честно работать на другой площадке, не подстраиваясь под ее зрителя. — Вот как? Именно «не подстраиваясь»? — Не подстраиваясь. Всегда очень сложно честно показывать свой материал. Бывают удачные шутки или неудачные, долгие паузы или короткие, очень трагичная постановка или среднетрагичная. И показать именно то, как ты делаешь это дома, со своим зрителем, зрителю другого театра — очень важно. Если зритель это принимает — предположим, зритель Александринки (я понимаю, что на гастролях он более смешанный, но всё равно зритель Александринки так или иначе приходит смотреть), — значит, дух един. Мне тяжело заходить в театр и подстраиваться под личности, которые здесь работали, создавали. Так у меня ничего не получится. Поэтому при всем уважении и понимании значимости людей, которые служили в том или ином театре, мы всё равно приходим со своим языком, своим настроением, своей театральной правдой. — Вы выходите на сцену в спектакле «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», и вы же — соавтор спектакля. Почему вы переписали пьесу Горина, известную по фильму «Тот самый Мюнхгаузен»? Что вы хотели добавить как автор? — Мы вообще ничего менять в горинской пьесе не собирались. Из фильма мы взяли только имена, для того чтобы зрителю было понятно: кто есть кто, кто кому друг, кто кому враг. Причем я еще раз скажу: взяли только имена, не характеры. Это важно: характеры — наши, придуманные. И все истории сочинены по рассказам Распе и по разным историческим документам, связанным с тем самым бароном Мюнхгаузеном: по историческим справкам, судебным и так далее — того времени. Поэтому мы к пьесе Горина даже не приступали. Мы, естественно, ее прочитали и поняли, что она была настолько хороша для того времени — прозрачная, неоднозначная, как тогда и возможно было снимать и ставить, — что сегодня она бы, наверное, так мощно и ярко не прозвучала, как прозвучала тогда. И мы с Виктором Моисеевичем Крамером решили, что напишем свою историю, самостоятельную, со своей интригой и сюжетом. И вот мы ее привезли. — А какая-то сверхидея, которую хотелось донести до зрителя, тоже, наверное, теперь другая? — Сверхидеи приходят уже в процессе создания, фантазии, в процессе репетиций, а иногда даже уже и после премьеры. Вдруг неожиданно приходит сверхидея, о которой ты даже и не думал. Что значит «завещание» в названии этого спектакля? «Завещание» — это или нотариальный документ, или что нам завещал человек: как жить, любить, фантазировать. Наверное, в нашем спектакле есть обе части. Когда мы говорим о персонажах с приземленной фантазией, для них эта история — о завещании нотариальном. А сверхидея спектакля — это завещание, как жить. Как жить в этом мире с постоянно меняющимися обстоятельствами, с этим опытом — сладким, горьким, радостным, трагическим, который каждый из нас несет по жизни. Как можно жить в таких условиях? Нужно создавать свои миры! — А было ли в роли барона Мюнхгаузена что-то новое для вас, и приходилось ли делать что-то такое, чего не приходилось раньше? — Знаете, если делать всё то, что делал раньше, и никуда не заходить — выше, правее, ниже, тогда не надо и приступать. Каждая роль — в кино или театре — это всегда что-то новое. Я уже не говорю про новый текст — я говорю про новые смыслы. Вот, например, один наш коллега заметил, что в спектакле «Калигула», который я работал здесь в Театре Ленсовета, герой очень хотел Луну. А сейчас мой герой говорит: «Нет, на Луну мы всегда успеем, летим дальше, летим на Юпитер!» Вроде бы просто текст, но если не суетиться и какие-то вещи рассматривать как знаковые — в твоей судьбе или твоих товарищей, — тоже открывается что-то новое. — Для чего театру гастроли? Понятно, что это удобно для зрителей, а какую пользу получают театр и артисты? — Вообще театр изначально придумывался как повозка, которая ездила по деревням, по городам, по ярмаркам, и актеры устраивали представления. Веселили, скабрезные шутки, довольно актуальные, «выплевывали» в народ. Такова структура и правда театра. В разные места ездили — желательно, чтобы единый язык был, но иногда не получалось: если заезжали в какие-то племена людоедов, то их съедали. А если вдруг играли хорошо, то их превращали в богов или полубогов, и на них молились. Изначально театр таким был. Поэтому театр на гастролях — мобилизуется, обогащается, отдыхает или, наоборот, страдает от непонимания. Ему это необходимо, как глоток воздуха, потому что «вариться» всё время со своим зрителем на своей площадке, даже выпуская премьеры, — немножко однообразно. Поэтому, в первую очередь, гастроли и нужны. И мы, кстати, с Валерием Владимировичем Фокиным уже договорились, что будем приезжать каждый год в течение пяти лет. — То есть вас через год можно ждать? — Конечно. Сейчас нужно просто четко обозначить сроки, количество спектаклей и что еще мы здесь делаем. Это же не просто гастроли, когда привезли спектакли и увезли. Это еще и проба привезти некую экспозицию музея МХАТ. Мы сначала хотели, чтобы это были реальные экспонаты, но потом поняли, что слишком мало времени для подготовки, и создали выставку в виртуальном формате, посмотреть которую можно по QR-коду в программке к каждому спектаклю. Поэтому зритель, который придет в Александринку, сможет «побродить» — до спектакля или в антракте — по основным вехам Московского художественного театра и понять, какова его история. Кроме того, мы проводим встречи закрытого типа со студентами с Моховой. Это четыре творческих встречи часа на полтора-два — их ведем я, Игорь Верник, Дмитрий Назаров и Игорь Золотовицкий, у каждого своя тема. Разговаривать со студентами, а точнее с будущими коллегами, о профессии, о жизни — полезно и тем и другим. Сейчас проверим, как это работает. Если работает хорошо, на следующий год, как говорил один наш лидер, «углубим и обострим». А то, что касается программы нынешних гастролей, — тут мне даже не за что отводить глаза, потому что мы привезли три премьеры именно этого сезона. И последняя премьера — «Сирано де Бержерак» — состоялась неделю назад. То есть еще и москвичи практически не успели посмотреть, а мы уже сюда привезли. — Представляете, какую планку вы себе задали на следующий год?! — Это нормально. Главное, чтобы она реализовалась в этом году. А выше идти — тяжело, но радостно; ниже идти — легко, но грустно. — Вы разговором о студентах предвосхитили мой следующий вопрос. Вы же из «фильштов» — Вениамин Михайлович [Фильштинский] придет на ваши спектакли? Заходит ли он к вам обычно в гримерку, советует ли что-нибудь? — Он всё время приходит, и в этот раз тоже. Обязательно заходит, общаемся, разговариваем. — Пришлось ли из-за вынужденной замены спектакля с Литвиновой на «Сирано» срочно что-то перестраивать, срочно отправлять грузовики с декорациями, снимать артистов с других постановок или, может быть, съемок? — Нет, так как сейчас «пандемийное» время, непростое, и много замен, переносов, отмен, мы были готовы к тому, что в Александринке состоится не всё, что мы анонсировали. У нас был готов план, и план шикарный: привезти премьеру, свежую-свежую — прямо «из печи»! Нас пандемия научила: ты себе строишь план «А», потом корректируешь в план «В», а жизнь тебе устраивает план «С». И, мне кажется, этот довольно серьезный опыт чему-то нас да научил. Поэтому у нас всегда есть и план «А», и план «В». — Почему в такую трудную пору театр решил обратиться к такому эскапическому сочинению о любви, как «Сирано де Бержерак»? — У меня даже вопросов не возникает по этому поводу, потому что настолько шикарный материал — его можно просто слушать! А еще и правильная сценография сделана, я люблю такую: многофункциональную, лаконичную, красивую. И Юра Чурсин в главной роли — прекрасный, блестящий. И сейчас постановка с каждым спектаклем всё больше и больше набирает поэзии. Вы знаете, в любое время рассказ о любви, если он честный, рассказ о смерти, о дружбе — всегда нужен. Иногда делают вид, что не нужен. Но если ты «попадаешь» точным рассказом в зрителя — он «поднимает руки». Какие бы видеопроекции или новые формы ни придумывались, какие бы иммерсивные, мобильные новые театры ни создавались: если они не говорят о человеке, если они не говорят про тебя — они не так хороши, как театр, который говорит про человека. — А вы сами когда-нибудь писали стихи? — Ну да, по-моему, в юности. — Вам тогда было хорошо или плохо? От счастья они рождались или от боли? — Молодые люди, насколько я успел заметить, всегда пишут трагические стихи. И молодые актеры, студенты, всегда выбирают себе очень драматические роли. Но это не болезнь, это такой период юношества, прекрасного, когда ты очень драматичен по отношению к миру и к себе. — Классический романтический герой. — Да, да. Потом это проходит. Потом ты хочешь играть комических старух. — О, это уже ко мне! — Ну, и ко мне тоже. Так что это был трагический период в моей жизни, или я себя осознавал как недопонятый человек в этом мире. Но это нормально. — В спектакле «Сирано де Бержерак» задействованы студенты Школы-студии МХАТ, на сайте театра говорится, что спектакль «прорастает зонгами» — будут ли это сюжетно современные вставки? — Да, это современные вставки, там живая музыка, живые инструменты, совершенно разножанровые зонги — и рэп, и романсы, и всё в поэзию Ростана вплетается. Даже стихи Евтушенко туда очень удачно встали, они сейчас очень «про нас». Но это не «перевешивает», на мой взгляд: было бы неправильно туда «напихать» и зонги, и поэзию других авторов, и тем самым заслонить само произведение. Там соблюден тонкий баланс, который работает и делает нашего «Сирано», МХТ-шного, — «Сирано» разных эпох. Это и костюмами, кстати, тоже показано — там они разного времени, что подводит разговор к тому, что будь то «Сирано» 2022 года, «Сирано» XIX века или «Сирано», условно, Каменного века, — всегда были такие люди, не приемлющие нелюбовь к жизни. Это не всегда приятные люди — и в пьесе это видно. Не всегда удобные люди. Но они являются камертоном для тех, кто хочет попробовать так жить. Это больно, это страшно, но это история больших поэтов. Они были, они есть, они будут. А большой поэт, как и большой музыкант, зачастую очень неудобный. Потому что у него нет границ в мироощущении. У него есть музыка, есть поэзия, есть что-то большее, чем обычные столбы, которые маркируют границу между государствами или между людьми. Это история большого поэта. — Хочется, чтобы выходили спектакли, в которых те молодые люди, которые сейчас так горят за будущее нашей страны и общества, узнали себя, услышали мысли, созвучные своим. — Я понимаю. — И в анонсе говорилось, что режиссер спектакля Егор Перегудов хотел привнести энергию, в том числе протестную, молодого нового мира. Есть там такое? — Предостаточно. Дело же не в том, молодой ты или не молодой. Дело в том, как ты внутри себя чувствуешь. Ещё со времён тургеневского романа «Отцы и дети» обозначился этот извечный вопрос, когда молодежь не согласна с тем, как живут уже состоявшиеся поколения. Может быть, это и есть двигатель театра, литературы, музыки и всего-всего — протестное состояние молодежи, входящей в сферу искусства. — Ну, это мы, конечно, любим себе говорить, но на самом деле, на практике, мы уже не то чтобы «уставшие», но… более аккуратные, что ли. — Более аккуратные. Но то, что ты почувствуешь, придя в театр, как ты к увиденному «подключишься», не зависит от того, молодежь на сцене или «жгут» старики. Тут же важна интонации, энергия. Может быть, где-то недосказанность, а где-то — очень мощное и яркое слово. Поэтому если говорить о том, что сейчас все переживают (по-разному, но переживают, я это прекрасно понимаю), то каким-то объединяющим местом должен стать театр. Театр — это то, что происходит вживую и только сейчас. Завтра будет по-другому, вчера было по-другому. И это такой обмен энергией, который был, есть и будет, в отличие от телевизора, от киноэкрана. Это такая сегодняшняя правда. Пускай сказанная другими текстами, другими авторами — современными ли или уже ставшими классиками, по сей день воспринимаемыми как современные. Не все театры могут похвастаться этой живой правдой — это нормально. Но недаром в любые кризисные времена наблюдается большой аншлаг в театрах, именно в театры идут люди. С чем это связано? Наверное, с тем, что очень хочется два-три-четыре часа побыть, может быть, с самим собой, а может быть, с какой-то правдой, которая витает в пространстве зрительного зала. Потому что такого уже не повторится. Завтра будет то же название, но уже другой зритель, другая энергия, что-то другое. Оригинал статьи Павел Чинарёв и Елизавета Базыкина в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, телеканал «Культура», 23.12.2022 Нервно, конфликтно, опасно: названы главные культурные итоги 2022 года, Московский комсомолец, 21.12.2022 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022 Искусствовед объяснила, как менялись письма в Художественный театр и лично Станиславскому, Иван Волосюк, Московский комсомолец, 10.12.2022 Режиссер МХТ имени Чехова провел занятия для будущих артистов в Ашхабаде, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.12.2022 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 Вручили премию «Театральный роман» за лучшие книги о театре: детективные расследования, Московский комсомолец, 9.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 Режиссер Марина Брусникина – о спектакле «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Марина Брусникина: «Это история о женской силе», Александра Машукова, Ok!, 29.11.2022 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 «Нашей жизнью был театр». Марина Брусникина рассказала о жизни «Практики» и «Мастерской Брусникина» без лидера, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 17.11.2022 Дмитрий Сумин в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 16.11.2022 Видеозапись лекции Сергея Черкасского «Уроки Сулержицкого», Медиацентр МХТ, 15.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 Блогер Саша Новиков побывал за кулисами спектакля «Поколение Маугли» и взял интервью у Константина Хабенского (видео), VK.com, 5.11.2022 Пётр Шерешевский: «Мне интересно проявление жизни на сцене», Александра Машукова, Ok!, 4.11.2022 «Поколение Маугли» в МХТ имени А. П. Чехова. Фрагмент программы «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 31.10.2022 «Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 Павел Ворожцов: «Есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать», Александра Машукова, Ok!, 28.10.2022 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 В МХТ имени Чехова идут показы эскизов спектаклей лаборатории «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022 «Эта женщина везде»: Ирина Мирошниченко отметила 80-летний юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.10.2022 Любимый муж Ирины Мирошниченко Евгений Герасимов, любимый сын Евгений Миронов, а младший брат Никита Михалков, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 23.10.2022 На сцене МХТ имени Чехова состоялся творческий вечер Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 22.10.2022 В МХТ им. Чехова пройдет творческий вечер Ирины Мирошниченко, ТАСС, 22.10.2022 Епиходов, влюбленный в театр, Александра Машукова, Экран и сцена, 20.10.2022 Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022 Константин Хабенский о руководстве в театре, патриотизме и о том, что спасает от повседневности (видео), Бизнес Online (Казань), 13.10.2022 Константин Хабенский открыл в Казани недельные гастроли МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Татарстан 24», 11.10.2022 Константин Хабенский: «С Казанью у меня связано очень много и человеческого, и профессионального», сайт Мэрии Казани, 11.10.2022 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022 Театровед Павел Руднев: Современному театру свойственно многообразие, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 22.09.2022 Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022 Легенда «Современника» и МХТ. К юбилею Аллы Покровской, Филипп Марков, Babr24, 18.09.2022 Эскиз по пьесе «Подвальные ленты» открыл вторую лабораторию «АРТХАБ», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.09.2022 Михаил Рахлин: «Это история о человеческих заблуждениях», Александра Машукова, Ok!, 15.09.2022 Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022 На сцене МХТ им. Чехова стартует вторая лаборатория проекта «Артхаб», ТАСС, 15.09.2022 Спектакли фестиваля «Золотая маска» идут в Красноярске при полных залах, Российская газета, 14.09.2022 Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022 И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022 Министром культуры Тверской области назначена Ксения Глинка, Вести (Тверь), 6.09.2022 В Тверской области культурой будет ведать актриса Ксения Глинка, Вся Тверь, 6.09.2022 В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022 «Новая оптимистическая трагедия», «Омон Ра» и «Винни-Пуховские чтения»: МХТ им. Чехова представит 14 премьер, Инга Бугулова, Российская газета, 5.09.2022 Доронина, Кехман, Хабенский вошли в оргкомитет по подготовке юбилея Художественного театра, ТАСС, 3.09.2022 Банк «Открытие» стал генеральным спонсором МХТ имени А. П. Чехова, пресс-служба банка «Открытие», 2.09.2022 В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022 Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Хабенский рассказал, чем МХТ имени Чехова удивит в юбилейном сезоне, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.09.2022 Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022 Константин Хабенский: «Иронизировать, смеяться, ёрничать особенно на темы, связанные с военными действиями, с гибелью людей, недопустимо сегодня», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2022 Игра во спасение: знаменитые актеры провели в Москве благотворительный матч, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.08.2022 Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022 Видеозапись встречи Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ (10 апреля 2022 г.), 23.08.2022 Видеозапись встречи Константина Хабенского со студентами Школы-студии МХАТ (май 2022 г.), 19.08.2022 Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022 Ирина Мирошниченко в программе «Линия жизни» (2022), телеканал «Культура», 24.07.2022 Народной артистке РСФСР Ирине Мирошниченко исполнилось 80 лет, ТАСС, 24.07.2022 «Нас предупредили: будут провокации». Мирошниченко — о коллегах по МХАТу, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 24.07.2022 Ирина Мирошниченко: Героини меняются вместе с актрисами обретают новые смыслы, Инга Бугулова, Российская газета, 24.07.2022 К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022 К юбилею Ирины Мирошниченко. Программа «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 23.07.2022 Видеозапись встречи Николая Скорика со студентами Школы-студии МХАТ (12 июня 2022 года), Медиацентр МХТ, 22.07.2022 Игорь Золотовицкий в программе Марины Брусникиной «Практика театра» (видео), Радио «Культура», 18.07.2022 Ирина Мирошниченко: «Сейчас я понимаю это было большое счастье!», Анжелика Пахомова, 7 дней, 12.07.2022 В Москве простились с артистом Сергеем Сосновским: видео прощания, Московский комсомолец, 7.07.2022 Константин Хабенский и Константин Богомолов проводили в последний путь Сергея Сосновского, StarHit, 6.07.2022 Саратовская душа МХТ. Ушёл из жизни Сергей Сосновский, Филипп Марков, Barb24, 5.07.2022 Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022 «Душа нашего спектакля». Коллеги о Сергее Сосновском, ТАСС, 4.07.2022 Боролся до последнего. Дочь и коллеги из Саратова о Сергее Сосновском, Аргументы и факты (Саратов), 4.07.2022 Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022 Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Расскажи мне про Гренландию» (лаборатория «АРТХАБ»). Фоторепортаж Олега Черноуса, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 28.06.2022 Константин Хабенский представил в Ельце новый ландшафтный спектакль, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2022 Маша Сокольская: «Не страшно быть честной», Юлия Сонина, Ok!, 23.06.2022 В МХТ имени Чехова – премьера спектакля «Местные» по пьесе Александра Ремеза, видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2022 Константин Хабенский представит ландшафтный спектакль МХТ в Липецкой области, Новости Липецка, 14.06.2022 В Ельце побывал Константин Хабенский, Gorod48.ru, 14.06.2022 Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022 «Местные» нашли свою сцену: интервью с режиссером и актерами нового спектакля МХТ имени А. П. Чехова, Вадим Верник, Ok!, 9.06.2022 Маруся Фомина: «Мне нравится посомневаться в себе», Вадим Верник, Ok!, 7.06.2022 Ксения Теплова: «Я из тех людей, кто живет с мыслью, что лучшее, конечно, впереди, Лиля Москвина, Ok!, 6.06.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Экспериментальный проект «АРТХАБ» продолжается в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2022 В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022 Репортаж с показа эскиза «Остановка» (проект «АРТХАБ»), Медиацентр МХТ, 25.05.2022 Айрат Тухватуллин назначен первым заместителем директора МХТ им. Чехова, ТАСС, 25.05.2022 «АРТХАБ»: Константин Хабенский представил экспериментальный проект МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 25.05.2022 В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022 Хабенский рассказал о проекте «АРТХАБ» МХТ Чехова, ТАСС, 24.05.2022 Константин Хабенский представил экспериментальный проект «Артхаб», РИА «Новости», 24.05.2022 Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022 Евгения Добровольская: «Счастье человека – самому быть источником любви», Нина Суслович, Камергерский, 3 (№ 1, 2020), 22.05.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Что не видят зрители? Режиссёр театра Глеб Черепанов о своей профессии, YouTube-канал «Раскадровка», 20.05.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 Мастер-класс Константина Хабенского для студентов Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.05.2022 В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Артём Волобуев в «Программе Александра Цыпкина», радио «Москва FM 92.0», 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022 «Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022 «Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля о дочери Сталина, РИА «Новости», 29.04.2022 МХТ им. Чехова представит спектакль «Говорит Москва» о дочери Сталина, ТАСС, 28.04.2022 Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022 Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022 Валерий Зазулин: «Это очень важно — найти природу своего обаяния», Юлия Сонина, Ok!, 22.04.2022 Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022 Елена Афанасьева: «Художник в театре – в огромной степени психолог», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.04.2022 У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022 Премьера недели: «Контрабас (Новое звучание)» в МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 16.04.2022 В МХТ им. Чехова новое звучание легендарного «Контрабаса», Инга Бугулова, Российская газета, 16.04.2022 Зазвучал по-новому: в МХТ им. Чехова показали обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 16.04.2022 МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022 Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022 Хабенского в спектакле «Контрабас» заменил Волобуев: кадры генерального прогона, Наталия Губернаторова, Московский комсомолец, 15.04.2022 МХТ им. Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас» с другим главным героем, ТАСС, 15.04.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Дмитрий Сумин: «Я могу намного больше», Юлия Сонина, Ok!, 12.04.2022 Народный артист России Николай Чиндяйкин: «Дух захватывает, как подумаю, сколько живу», Елена Федоренко, Культура, 12.04.2022 Встреча Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.04.2022 От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022 Артём Волобуев. Вечный спор «контрабасистов», Александра Машукова, Ok!, 6.04.2022 Видеозапись лекции Евгении Тропп «Русский Сирано: судьба пьесы Эдмона Ростана в российском театре» (6 марта 2022 г.), Медиацентр МХТ, 5.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию легендарного спектакля «Контрабас», Инга Бугулова, Российская газета, 5.04.2022 Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022 Константин Хабенский передает эстафету в спектакле «Контрабас», Ok!, 4.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию спектакля «Контрабас», ТАСС, 4.04.2022 Мастер-класс Игоря Золотовицкого для студентов театральных вузов Санкт-Петербурга, Медиацентр МХТ, 2.04.2022 Мастер-класс Игоря Верника «Театральный роман и театральные романтики», Медиацентр МХТ, 31.03.2022 Константин Хабенский: «Выше идти — тяжело, но радостно; ниже — легко, но грустно», Алина Циопа, Фонтанка.ру, 29.03.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 Продолжаются гастроли Александринского театра в Москве, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Мастер-класс Константина Хабенского «О чём говорить в День театра», Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 На большие гастроли в Петербург МХТ привез звезд и нашумевшие спектакли, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.03.2022 Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ имени Чехова в Петербурге, видеосюжет телеканала Piter.TV, 25.03.2022 В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, ТАСС, 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Антон Лобан: «За свои слова надо отвечать», Ok!, 22.03.2022 Наталья Тенякова сыграет у Данила Чащина дочь Сталина, Валерия Черкасова, Театр, 20.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022 «Сытым мы не насытились»: каким останется в памяти зрителей и друзей умерший актер из Кемерова Евгений Сытый, Ngs42.ru (Кузбасс онлайн), 17.03.2022 Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Телеверсия вечера «Мхатовские пятницы» с Ириной Пеговой (21 января 2022 г.), Медиацентр МХТ, 12.03.2022 Елизавета Ермакова: «Музыка – мой верный спутник и друг…», Денис Казьмин, Ok!, 12.03.2022 Артём Быстров: «Я благодарен жене, что она живет со мной в одном русле, занимается одним делом», Лиля Москвина, Ok!, 11.03.2022 Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Павел Табаков: «Если актеры – это сердце театра, то сейчас я хочу разобраться, как работают его почки, легкие и печень», Harper's Bazaar, 8.03.2022 От мафиози до генерала: самому разноплановому актеру Николаю Чиндяйкину – 75!, телеканал «Культура», 8.03.2022 Николай Чиндяйкин: «Люди в Луганске получили дыхание и надежду, что ад, в котором они прожили 8 лет, наконец закончится», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 8.03.2022 Егор Трухин: «Мама это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022 Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022 Актриса Мария Зорина – о спектакле «Мама» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022 Даниил Феофанов: «Школа-студия — это настоящий Хогвартс», Юлия Сонина, Ok!, 2.03.2022 Авангард Леонтьев: «Пока Табаков мог дойти до сцены, он играл», Зоя Игумнова, Известия, 28.02.2022 «Молил Бога, чтобы не помер». Что общего у Авангарда Леонтьева и Эйнштейна, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 27.02.2022 Миронов и Машков поздравили Авангарда Леонтьева с 75-летием, ТАСС, 27.02.2022 Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022 Кузьма Котрелёв: «Сцена дает освобождение, шанс отвлечься от того, что тебя окружает в реальной жизни», Денис Казьмин, Ok!, 15.02.2022 Артём Быстров и Ксения Теплова: «Привыкаем потихоньку к тому, что у нас не один ребёнок», Марина Зельцер, Атмосфера, 14.02.2022 Как в МХТ прошла презентация книги педагога по сценической речи Анны Петровой «Разговоры о слове», видеосюжет телеканала «Дождь», 7.02.2022 Телеверсия вечера Ирины Мирошниченко из цикла «Мхатовские пятницы» (25 декабря 2021 г.), телеканал «Театр», 4.02.2022 Cофья Евстигнеева: «Я сама решу, кем я буду», Юлия Сонина, Ok!, 4.02.2022 Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022 Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022 Евгений Киндинов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 28.01.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Олег Гаас: «Если уж взялся за дело, надо стремиться быть в нём лучшим», Денис Казьмин, Ok!, 27.01.2022 Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022 Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022 МХТ им. Чехова покажет три премьерных спектакля на весенних гастролях в Петербурге, ТАСС, 17.01.2022 Хабенский и другие на прощании с Анастасией Вознесенской: скорбные кадры, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 17.01.2022 В Москве простились с вдовой Андрея Мягкова актрисой Анастасией Вознесенской, видеосюжет Пятого канала, 17.01.2022 Ирина Мирошниченко: человеку трудно одному, он должен быть вдвоём с кем-то, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 16.01.2022 «Люди, которых я люблю». Документальный фильм к юбилею Константина Хабенского, Первый канал, 15.01.2022 Ушла из жизни народная артистка России Анастасия Вознесенская, видеосюжет Первого канала, 14.01.2022 «У любви нет прошедшего времени»: одна судьба Анастасии Вознесенской и Андрея Мягкова, Ольга Маркова, Вечерняя Москва, 14.01.2022 Любимова выразила соболезнования в связи со смертью актрисы Вознесенской, ТАСС, 14.01.2022 Леонтьев о смерти Вознесенской вслед за Мягковым: «Не помню их в разлуке», 5 канал, 14.01.2022 Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022 Мишустин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 50 лет исполнилось Константину Хабенскому, актеру с большим дарованием и большим сердцем, видеосюжет Первого канала, 11.01.2022 Собянин поздравил с 50-летием народного артиста России Константина Хабенского, Агентство городских новостей «Москва», 11.01.2022 Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022 Президент Беларуси поздравил народного артиста России Константина Хабенского с 50-летием, сайт Президента Республики Беларусь, 11.01.2022 Роли в жизни и искусстве: актеру Константину Хабенскому – 50 лет, Мир 24, 11.01.2022 Юбилей Константина Хабенского: от мента до Мюнхгаузена, РИА «Новости», 11.01.2022 «Начинающий худрук». Сергей Сосновский о Константине Хабенском, Известия, 11.01.2022 Путин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 Хабенский отметит 50-летний юбилей на сцене МХТ, ТАСС, 11.01.2022 |