Ирина Мирошниченко: «Сейчас я понимаю это было большое счастье!»Анжелика Пахомова, 7 дней, 12.07.2022 «Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов. Пять длинных корсетных платьев. Однажды я упала в обморок. Может быть, корсет слишком затянули, талия была осиная. Я не выдержала и упала. Ничего», — рассказывает народная артистка России Ирина Мирошниченко.— Ирина Петровна, на обложке журнала, в котором впервые выйдет интервью с вами, вы стоите на балконе кафе «Пушкинъ», на Тверском бульваре. Этот выбор не случаен?.. — Я из центра Москвы. Тверской бульвар, дом 12, квартира 6. С одной стороны — памятник Тимирязеву, на Никитских Воротах, с другой — памятник Пушкину, он раньше стоял здесь, на этом бульваре. В детстве, естественно, с папой и с мамой гуляли от Тимирязева к Пушкину, от Пушкина к Тимирязеву. Тогда я и не думала, что через какое-то время я буду стоять на этом балконе (да он и не предполагался!). И тем более не знала, что когда-нибудь сыграю на сцене Московского Художественного театра, в спектакле «Последние дни» Михаила Булгакова, в постановке Виктора Яковлевича Станицына. И тем более, что я буду Натали Пушкина!!! А мою сестру сыграет как дебют сама Светлана Крючкова! Надо сказать для тех, кто не знает эту пьесу, там на сцене нет Пушкина, его проносят раненым и уносят в кабинет, практически его никто не видит. Рядом находится его жена, испуганная, все близкие. .. Пушкин не пускал в кабинет никого, тем более Натали. Потому что не хотел, чтобы она видела его страшные мучения, в которых он умирал. В финале пьесы есть монолог, где Натали как будто сходит с ума около этой двери, в которую ее так и не пускают увидеть и проститься со своим мужем. Мы сыграли эту премьеру в Москве и поехали в Ленинград, на гастроли, где должны были играть в знаменитом Александринском театре. У меня было несколько спектаклей, но Натали Пушкина была для меня в этот момент премьерная, и очень знаковая для города, куда мы приехали. И я первое, что захотела сделать — это пойти в музей Александра Сергеевича Пушкина на Мойку, в его квартиру, в его дом. Более того, возникла такая возможность договориться, чтобы меня пустили туда одну, вечером, когда музей будет уже закрыт. Это была совершенно уникальная, неповторимая ситуация: ощутить, почувствовать, побыть в атмосфере этого дома, этого кабинета, этой двери, этой притолоки, у которой когда-то стояла моя героиня Зажгли свечи, я тихонько села в кресло ПУШКИНА и робко начала пробовать говорить и играть булгаковские монологи. И в этот момент, простите, мне кажется, я поняла, как их надо играть!!! Незабываемая ночь! Ночь сочетания фантазии, истории, реальности и неповторимых эмоций. Премьера в Ленинграде прошла с огромным успехом, и мы вернулись в Москву Лика, спасибо за эту фотографию и за возможность вспомнить и ощутить заново одну из ярчайших историй моей жизни. — Ирина Петровна, раз мы затронули тему Москвы, и что она для вас значит, у вас даже песня есть — «Коренная москвичка», да! Автор, Андрей Никольский, написал ее специально для меня, и для себя, потому что он тоже коренной москвич! И, конечно же, на праздниках города я много-много раз выступала с этой песней по всей Москве, от площадей, парков, концертных залов до улиц и дворов. Но для меня самое яркое выступление — на Тверской, около памятника Юрию Долгорукому, где всегда стояла огромная сцена, где всегда было невероятно почетно выступать! И я имела счастье это делать именно там много раз. Я люблю Москву, люблю центр, его историю, и истории. Все, что связано с началом моей жизни, с моей семьей, которая тоже здесь прожила всю свою жизнь. И в момент, когда стоишь на этой высокой сцене, поешь «Коренную москвичку», музыка летит, как мне кажется, до самого моего дома и двора. Перед глазами лица моих родителей, брата. Тут же вспоминаю, как я бежала в школу, перелезая через забор проходного двора, боясь, что за мной побежит сторожевая овчарка этой стройки и стянет меня с этого забора, потому что там было запрещено ходить. Но все равно мы все с портфелями перелезали через этот забор для того, чтобы скорее прибежать в школу, которая находилась, и до сих пор находится, рядом с МХАТом, на Тверском бульваре! Так что для меня коренная москвичка — это невероятная ценность, как понятие, как смысл и как история, которой я очень горжусь. — Ирина Петровна, я сегодня посмотрела вашу раннюю театральную биографию. Вы пришли во МХАТ в 1965 году, когда еще много старейшин работало там: Тарасова, Степанова, Андровская, Прудкин, Грибов, Яншин, Массальский, Ливанов, Станицын И сразу — серьезные роли! Приглашают молоденькую девушку Как вы нашли ключ? Ведь это очень сложные были люди, как у вас с ними так сложилось? — (Засмеялась.) Я никакого ключа не искала, простите. Я достаточно хорошо училась. Одним из моих педагогов в Школе-студии МХАТ был Владимир Николаевич Богомолов, а он в это время являлся членом Художественной коллегии, которая руководила всем театром. Это — Кедров, Станицын, Ливанов и Богомолов. И уже на последнем курсе обучения Владимир Николаевич предложил мне главную женскую роль в своем спектакле «Иду на грозу». Я студенткой репетировала с профессиональными актерами. Сейчас это нормальная практика. А тогда это была редкость! И в результате меня не взяли на эту главную роль. Я была еще слишком «сырая». И, вероятно, рядом с сильными профессионалами проигрывала. Но все равно буквально сразу же по окончании курса я была принята в труппу Московского Художественного театра. Это такое счастье! Теперь я это понимаю. — Ирина Петровна, я тоже за вас очень рада. А какая ваша первая роль во МХАТе была? — О! С этим у меня связана очень смешная и трогательная история. Однажды я прибежала в театр, опаздывая, как всегда. На мне было новое красивое платье, которое мой муж, драматург Михаил Шатров, привез только что из Италии. И к нему самый модный золотой железный пояс, который состоял из круглых больших колец, цеплявшихся за одно кольцо. А вся остальная часть пояса висела вдоль платья. И вот поднимаюсь я по нашей знаменитой лестнице по ступенькам и вдруг вижу, стоят напротив портретного фойе Борис Николаевич Ливанов с Леней Губановым, о чем-то беседуют, я, пробегая мимо: «Здравствуйте!» Поклонилась и побежала дальше, вперед, по следующей лестнице наверх, громыхая своим поясом. И вдруг сзади слышу хохот и громогласный голос Ливанова: «Кто это?» Губанов отвечает: «Это молодая актриса, Ирина Мирошниченко». — «А она что, с цепи сорвалась?» И они засмеялись в два голоса. Меня же ветром сдуло! На следующий день звонок из репертуарной конторы, и вдруг мне предлагают прийти на репетицию спектакля «Тяжкое обвинение», который ставит Борис Николаевич Ливанов. И он дал попробовать мне два листочка текста, маленький эпизод учительницы Белобородовой. Я тихонько и робко начала это читать. И с этой минуты Борис Николаевич Ливанов стал моим Учителем, мастером. Он стал показывать, КАК это надо делать, объяснять, что я делаю плохо, неверно. Что я не умею. И что он хотел увидеть в этой роли, в этих двух листочках текста, которые я держала в руках. Я видела, понимала и чувствовала, что мне необходимо этому научиться так, как Он это делает, и мне стало безумно интересно с ним работать. Эта крошечная роль в спектакле, где было занято очень много народных артистов Советского Союза, выдающихся мастеров Художественного театра, стала моим началом. Уже после этого у меня возник спектакль «Будни и праздники», а потом вдруг решили вводить новый состав актеров в легендарный спектакль Немировича-Данченко «Три сестры». Ввод осуществлял профессор, выдающийся деятель культуры Иосиф Моисеевич Раевский, и он предложил мне одну из сестер. Старшую. Ольгу. И начались новые репетиции, незабываемые. Встреча с Чеховым, великой пьесой, великим спектаклем, который шел на сцене МХТ много-много лет, и я имела счастье в нем много-много лет играть. Сначала старшую сестру Ольгу, позже среднюю сестру Машу. (Улыбнулась.) Не успела только дойти до младшей Ирины. С этим спектаклем мы объездили много стран и городов. И всегда с невероятным успехом, потому что это была выдающаяся постановка и в ней заняты были потрясающие актеры. И это тоже незабываемая история. А параллельно с этим уже началась своя жизнь и своя история в кино. Сначала маленькие роли — «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублев», «Николай Бауман», «Ошибка резидента» Совсем скоро Андрей Кончаловский пригласит меня и утвердит на роль Елены Андреевны в своем выдающемся фильме «Дядя Ваня» И так полетела жизнь — В 1970 году в театре заканчивается коллегиальное управление. На пост главного режиссера приходит Олег Ефремов. Совсем другой человек, совсем другой стиль И снова вы получаете роль, в одной из первых его постановок. — «Валентин и Валентина», пьеса Михаила Рощина, роль Жени. Абсолютно новаторский по тем временам спектакль, особенно для нашего театра. Изумительный состав актеров. Великие Алла Тарасова, Софья Пилявская, Анастасия Георгиевская, Татьяна Ленникова. Валентин и Валентина — Вертинская и Киндинов. Мы начали репетировать с Ефремовым. Совсем другой метод, другой стиль, приходилось ломать себя и подстраиваться. Олег Николаевич иногда шутил: «Не надо тут разыгрывать старый МХАТ!» Все хихикали. И даже Тарасова, которая стала работать с молодым Ефремовым, как школьница, заново создавая незабываемый, неповторимый образ. Спектакль имел оглушительный успех, это правда. И у меня там была прекрасная, мощная, сильная и очень ярко сыгранная роль, которая дала начало работы с выдающимся режиссером ХХ века, Олегом Ефремовым. А уже позже стали возникать новые названия, новые роли в его постановках. И это было счастье! Теперь я это понимаю. — У вас, кстати, достаточно часто есть в вашем послужном списке — ВВОД. Что это значит? Например, в «Дяде Ване» — Да, вы правы. У меня часто в жизни, помимо премьерных спектаклей и ролей, которые я создавала сама, были вводы. Что это такое? Во-первых: возникали новые решения спектаклей, новые составы исполнителей. Или иногда экстренный ввод. Возможность сыграть спектакль, для того чтобы его не отменяли, и в короткий срок попробовать создать свой образ в уже сделанном готовом актерском ансамбле. В моей жизни были все эти три варианта. Первый — «Три сестры» были поставлены в 1939 году, до этого играли Алла Тарасова, Клавдия Еланская, Ангелина Степанова Второй — Натали Пушкину до меня играла Кира Головко. В «Идеальном муже» — Ольга Андровская Это вводы плановые, которые осуществлялись с достаточным количеством времени и репетиций режиссерами этих спектаклей. Эти прекрасные роли были в моей биографии много-много лет украшением и моим достоянием. А иногда Олег Николаевич просил меня ввестись, когда создавалась экстренная ситуация, когда нужно было спасать спектакль — или кто-то заболел, или он просто хотел заменить актрису Олег Николаевич никогда не раскрывал свои причины, почему, и никто никогда это не выяснял. А что касается «Дяди Вани» Раздается звонок, и Ефремов говорит: «Ирина, я хочу ввести другой состав в Дядю Ваню“. Сыграет Смоктуновский, и ты — Елену. Ты же уже снялась в кино и сыграла ее. Давай теперь попробуем в театре. Астрова я хочу сыграть сам. Я там кое-что придумал, как мне кажется — сказал он. — Только у нас будет очень мало времени. Две недели. Готова?» Я говорю: «Конечно, Олег Николаевич». — «Репетиция завтра»!!! Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов. Пять длинных прекрасных корсетных платьев. Однажды я упала в обморок. Может быть, корсет слишком затянули, талия была осиная. Я не выдержала и упала. Ничего. Это было незабываемо, и этот фантастический спектакль, эта пьеса, бесконечно талантливая, эта роль, для меня абсолютно знаковая, и в кино, и в театре. Это моя Елена Андреевна. И это уже навсегда. И эта постановка, и эти костюмы неповторимые, декорации Левенталя, атмосфера и музыка, и великие актеры МХТ. Которые до последних дней своей жизни, в прямом и переносном смысле этого слова, играли свои роли. И это уже история. — Тяжело было репетировать с Ефремовым? — Сейчас я понимаю, что это было большое счастье! Но тогда это воспринималось по-другому. Как ежедневная работа, труд, нервы, неудовлетворенность, поиск, иногда обиды, снова поиск. Короче — ежедневная жизнь в театре. Ефремов все время был в движении, придумывал то одно, то другое. С ним было очень, очень, очень трудно, но невероятно интересно! Он взвалил на себя неподъемную ношу. Неподъемную! Ефремов работал круглосуточно. Не жалел себя и, наверное, всех (Засмеялась.) Он хотел от нас такого же самоотречения. И сердился, когда этого не видел. Честно скажу, отчасти я соответствовала этому, правда. Он неуспокоенный, интереснейший человек, конечно И мне это безумно нравилось. В моей жизни было до и после него много режиссеров. Я с восторгом, с огромной внутренней благодарностью уже через столько лет вспоминаю их всех поименно. Всех, с кем я работала, всех, кто формировал мою личность, мое профессиональное умение, вкус, кто выстраивал и делал из меня актрису. Актрису, которой я стала. И, конечно же, не только режиссеры. Но и мои партнеры, актеры, с которыми я имела счастье работать на протяжении всей моей жизни. — Вспоминается ваш великий партнер, Иннокентий Михайлович Смоктуновский. .. Вы играли с ним не только в «Дяде Ване», но и в «Иванове», «Вишневом саде», и это, кстати, тоже были срочные вводы — Да. Я вводилась экстренно, и в «Иванов», и, через несколько лет, в «Вишневый сад». Так случилось, что актрисы заболели. Катюшу Васильеву, которая сыграла Сарру в «Иванове», должны были срочно оперировать, а должны идти и спектакли, и гастроли в Венгрии. Ефремов сразу предложил мне ввестись срочно, и начались репетиции. Потрясающая пьеса «Иванов»! Сложнейшая! Зная, что Катя блестяще сыграла эту роль по-своему, мне хотелось предложить немного другой тип женщины. Я стала листать портреты великих художников и нашла знаменитый портрет Серова Иды Рубинштейн, выдающейся балерины. Увидела ее лик с этими черными волосами, закрученными мелким бесом, огромными глазами, принесла Ефремову и сказала: «Может, мы такую сделаем Сарру?» Ему это понравилось, он сказал: «Да, пробуй». И стали репетировать. Иннокентий Михайлович Смоктуновский! Мой любимейший дорогой партнер. Конечно, я к нему обращалась нежно и ласково — Кеша, поскольку он до сих пор у меня перед глазами молодой, прекрасный, стильный. И во время репетиций как большой ребенок без званий, регалий. .. И вообще, наверное, может быть, вы читаете и думаете, почему я так обращаюсь вроде к великим, уже ушедшим от нас актерам и режиссерам, так тепло, нежно, как будто они сейчас здесь рядом. Может быть, вам покажется это странным. Но поверьте, это не так. Жизнь, конечно, летит, но память человеческая дает возможность видеть перед собой людей теми, какими ты их помнишь, знаешь, любишь и ценишь. И поэтому, рассказывая о них, вдруг вспоминаешь какие-то иногда смешные, трогательные мелочи, которые мне были симпатичны, а со стороны может показаться — как это может быть? Так вот, великий Смоктуновский приходит на репетицию спектакля «Иванов», садится за стол с довольно серьезным трагическим лицом, готовится к монологу, и к нему я, по пьесе, как жена вхожу в кабинет и начинаю разговор. И вдруг я вижу, что он в свитере темно-синем и на локте у него висит нитка и маленькая дырочка. Я подхожу тихо: «Кеша, у тебя тут нитка, — показываю на нее. — Осторожно, не порви, иначе дырка станет больше. А хочешь, сейчас снимем, зашьем?» Он улыбнулся: «Нет-нет, не надо, ничего». И вот мы начинаем играть сцену, трагическую, одну из последних в пьесе, где Сарра его обвиняет, плачет, пытается каким-то образом пробиться к его сердцу, понимая, что он ее уже разлюбил. Сложнейший монолог! А он только или сидит, или встает, или молчит трагически и абсолютно безнадежно. И вдруг я вижу, Кеша начинает автоматически, слушая меня, дергать за эту ниточку. Молча весь мой монолог стоит и дергает нервно эту нитку, и у него на локте дырка становится все больше и больше, как будто рвется эта нитка, этот свитер Эти нервные руки, как будто душа у него вся рвется и вся его жизнь, как эта нить! И я начинаю плакать, глядя на него и на все это. Плакать, с одной стороны, по роли, мне его очень жаль, моего Иванова, что он так страдает, нервничает, а с другой стороны Плакать от счастья, что я вижу талантливейшего Артиста, который вот сейчас, сию минуту рождал эту сцену, эти эмоции, которые были необходимы для его роли и для спектакля, используя абсолютно естественную, живую, сегодняшнюю ситуацию этого дня. И эту смешную дырку в свитере (Засмеялась.) Наверное, это и есть жизнь театра, которую мы все так любим. Актеры и все, кто там работает, — сегодня, сейчас рождается Действо, театральный спектакль. Рождается каждый раз заново. И повторить его уже невозможно. Позже, в спектакле, он этого, конечно, уже не делал, потому что не было этого свитера, было надето пальто, но все равно он каждый раз, слушая и сопереживая с болью монолог Сарры, что-то придумывал новое. И каждый раз это было невероятно интересно. Эти его глаза, это лицо, этот нерв, эти руки невозможно забыть. Это была его потрясающая роль, и для меня рожденная вроде бы экстренно, вводом, моя Анна Петровна, в девичестве Сарра, тоже была незабываема и любима. Спасибо ему, спасибо Ефремову, спасибо Боровскому, художнику, спасибо Антону Павловичу Чехову. — Скажите, Ирина Петровна, в театре одно из таинств — это поклоны в конце спектакля. Как они придумываются, как они выстраиваются, и были ли у вас какие-то интересные случаи на поклонах? — Интересный вопрос! Конечно, поклоны выстраивает режиссер в конце спектакля. Он решает, кто где должен стоять, или по очереди выходить, или держаться за руки. По-разному строятся поклоны. Но это то, что создано! А потом вступает уже жизнь, разные ситуации и разные истории. Тут их может быть целый караван! Одно дело ты кланяешься в своем театре, привычно, обычный рядовой спектакль. А другое дело — гастроли. Для меня было абсолютной неожиданностью, как и для всего коллектива, когда мы приехали в Грецию, в Афины. И в конце первого спектакля «Три сестры», где мы стоим на авансцене, три актрисы, закрывается занавес, и как только он открывается снова, под звук марша, вдруг мы видим, как из зала идет какой-то мужчина и в руках несет гору корзиночек. Подходит почему-то сначала ко мне, берет верхнюю корзинку, оказалось, там головки гвоздик, опрокидывает ее, и все эти цветы с головы до ног осыпают меня. Подходит ко второй, тоже опрокидывает на нее, потом на третью. И мы, растерянные, зареванные после последних монологов, с абсолютно счастливыми лицами стоим, все обсыпанные головками гвоздик. Дальше — больше. Эти корзинки несут, не знаешь куда деваться, куда от них убегать. Это было абсолютно уникально, мы видели это только в Греции! В Германии, например, в Дюссельдорфе, вдруг по окончании спектакля полная тишина, открывается занавес, нет аплодисментов, а только мы слышим топот ног. Мы все переглянулись, глаза вытаращены, не понимаем, что это. Мощный топот! Они топочут ногами в знак радости, благодарности, восторга, а чуть позже начинаются бурные аплодисменты. И под скандирование заканчиваются наши поклоны. Невероятный успех! А в Лондоне, это были одни из последних наших гастролей, мы приехали с «Дядей Ваней», там были гастроли театра, играли несколько спектаклей подряд. И вот на последнем, когда уже готовимся к финалу, стоим за кулисами, в темноте. И я вижу, как Ефремов дает указания мастеру по свету, звучит музыка, на сцене Соня говорит дяде Ване: «Мы отдохнем, мы увидим небо в алмазах». И сзади, в глубине сцены, начинает зажигаться свет. Ефремов нервничает, говорит: «Ярче, ярче, еще больше, еще!» А в это время я вдруг краем глаза замечаю, как по лестнице начинают бегать английские рабочие сцены. Какая-то суета. Я не понимаю, думаю, может, что-то случилось. В это время закрывается занавес, мы в темноте выстраиваемся, держа друг друга за руки, как полагается, Иннокентий Михайлович, я и Олег Николаевич. (У Кеши всегда ледяные руки, он очень нервничал, особенно в финале. А у Ефремова, наоборот, рука как огонь, его нервозность, вероятно, совершенно по-другому проявлялась.) Открывается занавес, и мы идем держась за руки на авансцену, и вдруг я вижу, что сверху что-то летит. Я говорю: «Осторожно! Осторожно!» И мы делаем шаг назад И вдруг видим. .. сверху, на колосниках, наверху, стоят рабочие сцены и каждый по очереди кидает цветочек. И эти цветочки, как дождь, летят в лучах нам под ноги. Конечно, в зале овация. Конечно, мы все счастливы. И это незабываемо и неповторимо, увы — Ирина Петровна, я давно у вас хочу спросить про Романа Виктюка, знаете, в каком свете. Когда он приходил на ваш творческий вечер, рассказывал историю, когда ему предложили взять другую актрису в то время, как вы болели. И он отказался. Этот пример режиссерской верности меня потряс — И меня тоже! Да, Роман Виктюк, Рома. Невероятно талантливый человек, абсолютно уникальный, со своей школой, манерой, стилем, со своим театром в результате. Потому что, как он режиссировал, это абсолютно свой Театр. Театр Виктюка. Мы были друзья. Я хочу об этом сказать уже сейчас с гордостью. Это Виталий Вульф и я предложили поставить во МХАТе «Татуированную розу». А я даже ходила в Министерство культуры и выбивала деньги для постановки, ведь работа шла как экспериментальная, для молодежи. Мы тогда находились в здании на Тверском бульваре, так как в Камергерском шел ремонт. Сначала Альваро, моего основного партнера, должен был играть Александр Калягин, но потом, к сожалению, он отказался, начались съемки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», что очень жаль. Он так смешно начинал репетировать, и Виктюку безумно нравился. Мы все работали внепланово, в неурочное время, тогда, когда была возможность, и еще, конечно, тогда не было понятно, будет ли этот спектакль вообще И в это время так случается, что я уезжаю на съемки в Венгрию, там у меня был фильм, после — на съемки в Сочи. Уже была глубокая осень, и меня застудили на пляже раздетой, и я заболела Начались проблемы со здоровьем. (Я об этом много рассказывала.) Проблемы с позвоночником, я не могла ходить и, конечно же, в этой ситуации уже не могла играть в театре. — Да-да, я читала и слышала эту историю с вашим лечением, да? — Да. Это 81-й год, беда. И вот однажды, когда я лежала пластом в институте курортологии и мне говорили, что необходима операция. Конечно, страшно. В это время звонок маме из Венгрии, что я должна досняться в фильме, который, кстати, я так никогда и не видела, где я сыграла Елену Прекрасную в сказке «Иван-дурак». Надо было туда ехать доканчивать съемки. Мама говорит моим друзьям из Венгрии, моей подруге Анне Берец, которая работала в то время на венгерском телевидении, что я так сильно больна, лежу в больнице, что, наверное, съемки невозможны. А она ей в ответ: «Пусть в любом состоянии приезжает, мы ее тут полечим, я уверена — поднимем. Пусть едет». И вот я на костылях, в корсете, в Будапеште. Там сразу же клиника ORFI, три месяца я там находилась. Спасибо врачам, моим друзьям и изумительной стране Венгрии за это! Я закончила съемки. В Москву я вернулась уже не на костылях, на своих ногах, но с палочкой, чтобы жить и работать дальше. И эту страну, этих людей, которые меня подняли, восстановили, как советскую актрису, которая у них снималась и гастролировала с театром, я не забуду никогда. А театр и Роман Виктюк меня ждали! И для спектаклей, и для репетиций в «Татуированной розе». Конечно, я мечтала вернуться на сцену. И сыграть мою Серафину. Да, позже Рома мне рассказал, что ему предлагали меня заменить, взять другую актрису, не верили, что я быстро вернусь А ОН отказался. И сказал: «Нет. Это неприлично». (Улыбнулась.) Это дорогого стоило! Эта людская порядочность — навсегда одно из самых ценных человеческих качеств!!! Роман был ею наделен! И я любила его, ценила и абсолютно так же, с открытым сердцем, преданно и чисто, к нему относилась всю свою жизнь! — Ирина Петровна, когда в 2000 году Табаков подхватил театр после Ефремова, вы ведь его уже очень давно знали? — Естественно, я знала его вообще с юности, с «Современника». Они дружили, мой муж Михаил Шатров и Олег Табаков. И когда Олег лежал с инфарктом в Боткинской больнице, мы с Мишей приезжали его навещать. (В возрасте 29 лет у Олега Табакова случился инфаркт, из-за чего он лежал в больнице. — Прим. ред.) Позже он репетировал в пьесе Шатрова в театре «Современник», и не в одной. И, конечно же, на всех премьерах я тоже была. И Ефремов, и Табаков, и театр «Современник», весь его коллектив — это были для меня хорошо знакомые люди, и дорогие. (Улыбнулась.) Поэтому для меня и приход Олега Николаевича Ефремова во МХАТ был естественным и нормальным, и приход Олега Павловича Табакова тоже закономерным и правильным. Олег Павлович — феноменальный человек, человек с большой буквы, с огромным сердцем, с потрясающей душой, ответственностью за дело, за искусство, за страну, так много сделавший для людей, для театра и для всех нас! А одна из первых ролей, где мы были все вместе задействованы, у Нины Чусовой в «Тартюфе». Как он играл Тартюфа! Изумительно! А я свою мадам Пернель. Тоже смешно. Это был сказочный спектакль, солнечный, с аплодисментами, абсолютно кассовый, невозможно выпросить контрамарку, абсолютно зрительский, очень яркий, очень театральный, с потрясающими костюмами Павла Каплевича, красивыми декорациями А каков состав артистов! Позже Табаков пригласил меня на встречу в свой кабинет и говорит: «Ирина, я хочу, чтобы был восстановлен спектакль Чайка“, — это был 2001 год, — будет его делать в новом решении Николай Скорик. Это, конечно, ефремовский спектакль, но мы должны вдохнуть в него сегодняшний новый век и новый день. Ты будешь играть Аркадину, а Женя Миронов — Треплева. Я была счастлива и благодарна! А еще позже, конечно же, именно Олег Павлович позвонил, сказав: Ириша, есть роль!!! Пьеса американского драматурга Израэля Горовица“. Премьера спектакля Моя дорогая Матильда“ состоялась в 2010 году. Конечно, это моя главная роль. А совсем недавно мы сыграли сотый спектакль, можешь себе представить, как летит время, Лика?! — Ирина Петровна, хочу вам в заключение сказать, какое качество при нашем знакомстве 5 лет назад поразило меня. Это ваша абсолютная современность, то, что вы водите машину, пользуетесь компьютером, вы всегда в сегодняшнем дне! Мне кажется, именно поэтому у вас всегда во МХАТе были приглашения режиссеров. И поэтому Константин Богомолов пригласил вас в свою постановку Мушкетеры“. Это, наверное, был смелый шаг для вас? — Конечно. Конечно Более того, меня там зовут — Королева Ирина Петровна. (Засмеялась.) Это мой персонаж. Там они все со странностями! Как и моя Королева. Это ироничное название, вы же понимаете, и сам Богомолов невероятно ироничен. С ним очень интересно! Требовательный, тонкий, чуткий, талантливый. Он придумывал фантастические тексты, причем каждый раз новые. Мы репетировали, учили эти тексты, а потом, на следующий день, он вдруг их все отменяет и приносит абсолютно новые тексты. Гора бумаг на столе (ужас), и все заново Репетируешь, учишь Было сложно, потому что иногда казалось, что ты его не понимаешь, что он порой слишком требователен, и даже жесток, но В то же время, как только ты поднимаешься, репетируя сцену, до той высоты, которую он просит и требует, ты сразу видишь и чувствуешь результат. Замечаешь, как он радуется, как ребенок, вдруг хвалит и комментирует, как хорошо ты сейчас все сделала, перед всеми сидящими в репетиционном зале партнерами, и ты становишься счастлива Для меня это была очень важная и очень ценная работа, Королева Ирина Петровна. Незабываемая! Так же, как и сам режиссер, Константин Богомолов. Спектакль был долгий, реакция публики потрясающая, аплодисменты и овации. Эмоции зашкаливали. Поклоны неповторимые, очень оригинальные, сцена ходила вверх и вниз. Красиво! За эту роль я была выдвинута на соискание премии Звезда Театрала“. Но в результате получила Звезду в номинации Легенда сцены“. И это такая радость! И это история. Мне по сегодняшний день жаль, что этот спектакль, Мушкетеры“, снят с репертуара. — Ирина Петровна, не могли бы уточнить, сколько лет на данный момент вы работаете во МХАТе? — (Смеется, долго.) Я пришла в Московский художественный театр в 1965 году, в сентябре. Вот так, Ликочка! Считай, моя девочка! Мне уже вручили Чайку“ с бриллиантом, представляешь? Такую красавицу. И это такая гордость, и такое достояние. Все, завтра ее надену на пиджак и буду носить каждый день! А то, что она у меня лежит в коробочке? Это неправильно! Пусть ее все видят! Все мои коллеги, друзья, вся молодежь, с которой я завтра побегу на репетицию к Марине Брусникиной. Абсолютно уникальному режиссеру, педагогу, имеющему свое направление, свой театр, свою команду. И мы будем закрывать сезон ее спектаклем: Михаил Булгаков. Театральный роман“. До встречи в театре! С искренним уважением и нежностью, ваша Ирина Мирошниченко. Оригинал статьи. Павел Чинарёв и Елизавета Базыкина в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, телеканал «Культура», 23.12.2022 Нервно, конфликтно, опасно: названы главные культурные итоги 2022 года, Московский комсомолец, 21.12.2022 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022 Искусствовед объяснила, как менялись письма в Художественный театр и лично Станиславскому, Иван Волосюк, Московский комсомолец, 10.12.2022 Режиссер МХТ имени Чехова провел занятия для будущих артистов в Ашхабаде, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.12.2022 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 Вручили премию «Театральный роман» за лучшие книги о театре: детективные расследования, Московский комсомолец, 9.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 Режиссер Марина Брусникина – о спектакле «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Марина Брусникина: «Это история о женской силе», Александра Машукова, Ok!, 29.11.2022 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 «Нашей жизнью был театр». Марина Брусникина рассказала о жизни «Практики» и «Мастерской Брусникина» без лидера, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 17.11.2022 Дмитрий Сумин в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 16.11.2022 Видеозапись лекции Сергея Черкасского «Уроки Сулержицкого», Медиацентр МХТ, 15.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 Блогер Саша Новиков побывал за кулисами спектакля «Поколение Маугли» и взял интервью у Константина Хабенского (видео), VK.com, 5.11.2022 Пётр Шерешевский: «Мне интересно проявление жизни на сцене», Александра Машукова, Ok!, 4.11.2022 «Поколение Маугли» в МХТ имени А. П. Чехова. Фрагмент программы «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 31.10.2022 «Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 Павел Ворожцов: «Есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать», Александра Машукова, Ok!, 28.10.2022 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 В МХТ имени Чехова идут показы эскизов спектаклей лаборатории «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022 «Эта женщина везде»: Ирина Мирошниченко отметила 80-летний юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.10.2022 Любимый муж Ирины Мирошниченко Евгений Герасимов, любимый сын Евгений Миронов, а младший брат Никита Михалков, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 23.10.2022 На сцене МХТ имени Чехова состоялся творческий вечер Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 22.10.2022 В МХТ им. Чехова пройдет творческий вечер Ирины Мирошниченко, ТАСС, 22.10.2022 Епиходов, влюбленный в театр, Александра Машукова, Экран и сцена, 20.10.2022 Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022 Константин Хабенский о руководстве в театре, патриотизме и о том, что спасает от повседневности (видео), Бизнес Online (Казань), 13.10.2022 Константин Хабенский открыл в Казани недельные гастроли МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Татарстан 24», 11.10.2022 Константин Хабенский: «С Казанью у меня связано очень много и человеческого, и профессионального», сайт Мэрии Казани, 11.10.2022 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022 Театровед Павел Руднев: Современному театру свойственно многообразие, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 22.09.2022 Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022 Легенда «Современника» и МХТ. К юбилею Аллы Покровской, Филипп Марков, Babr24, 18.09.2022 Эскиз по пьесе «Подвальные ленты» открыл вторую лабораторию «АРТХАБ», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.09.2022 Михаил Рахлин: «Это история о человеческих заблуждениях», Александра Машукова, Ok!, 15.09.2022 Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022 На сцене МХТ им. Чехова стартует вторая лаборатория проекта «Артхаб», ТАСС, 15.09.2022 Спектакли фестиваля «Золотая маска» идут в Красноярске при полных залах, Российская газета, 14.09.2022 Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022 И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022 Министром культуры Тверской области назначена Ксения Глинка, Вести (Тверь), 6.09.2022 В Тверской области культурой будет ведать актриса Ксения Глинка, Вся Тверь, 6.09.2022 В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022 «Новая оптимистическая трагедия», «Омон Ра» и «Винни-Пуховские чтения»: МХТ им. Чехова представит 14 премьер, Инга Бугулова, Российская газета, 5.09.2022 Доронина, Кехман, Хабенский вошли в оргкомитет по подготовке юбилея Художественного театра, ТАСС, 3.09.2022 Банк «Открытие» стал генеральным спонсором МХТ имени А. П. Чехова, пресс-служба банка «Открытие», 2.09.2022 В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022 Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Хабенский рассказал, чем МХТ имени Чехова удивит в юбилейном сезоне, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.09.2022 Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022 Константин Хабенский: «Иронизировать, смеяться, ёрничать особенно на темы, связанные с военными действиями, с гибелью людей, недопустимо сегодня», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2022 Игра во спасение: знаменитые актеры провели в Москве благотворительный матч, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.08.2022 Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022 Видеозапись встречи Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ (10 апреля 2022 г.), 23.08.2022 Видеозапись встречи Константина Хабенского со студентами Школы-студии МХАТ (май 2022 г.), 19.08.2022 Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022 Ирина Мирошниченко в программе «Линия жизни» (2022), телеканал «Культура», 24.07.2022 Народной артистке РСФСР Ирине Мирошниченко исполнилось 80 лет, ТАСС, 24.07.2022 «Нас предупредили: будут провокации». Мирошниченко — о коллегах по МХАТу, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 24.07.2022 Ирина Мирошниченко: Героини меняются вместе с актрисами обретают новые смыслы, Инга Бугулова, Российская газета, 24.07.2022 К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022 К юбилею Ирины Мирошниченко. Программа «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 23.07.2022 Видеозапись встречи Николая Скорика со студентами Школы-студии МХАТ (12 июня 2022 года), Медиацентр МХТ, 22.07.2022 Игорь Золотовицкий в программе Марины Брусникиной «Практика театра» (видео), Радио «Культура», 18.07.2022 Ирина Мирошниченко: «Сейчас я понимаю это было большое счастье!», Анжелика Пахомова, 7 дней, 12.07.2022 В Москве простились с артистом Сергеем Сосновским: видео прощания, Московский комсомолец, 7.07.2022 Константин Хабенский и Константин Богомолов проводили в последний путь Сергея Сосновского, StarHit, 6.07.2022 Саратовская душа МХТ. Ушёл из жизни Сергей Сосновский, Филипп Марков, Barb24, 5.07.2022 Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022 «Душа нашего спектакля». Коллеги о Сергее Сосновском, ТАСС, 4.07.2022 Боролся до последнего. Дочь и коллеги из Саратова о Сергее Сосновском, Аргументы и факты (Саратов), 4.07.2022 Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022 Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Расскажи мне про Гренландию» (лаборатория «АРТХАБ»). Фоторепортаж Олега Черноуса, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 28.06.2022 Константин Хабенский представил в Ельце новый ландшафтный спектакль, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2022 Маша Сокольская: «Не страшно быть честной», Юлия Сонина, Ok!, 23.06.2022 В МХТ имени Чехова – премьера спектакля «Местные» по пьесе Александра Ремеза, видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2022 Константин Хабенский представит ландшафтный спектакль МХТ в Липецкой области, Новости Липецка, 14.06.2022 В Ельце побывал Константин Хабенский, Gorod48.ru, 14.06.2022 Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022 «Местные» нашли свою сцену: интервью с режиссером и актерами нового спектакля МХТ имени А. П. Чехова, Вадим Верник, Ok!, 9.06.2022 Маруся Фомина: «Мне нравится посомневаться в себе», Вадим Верник, Ok!, 7.06.2022 Ксения Теплова: «Я из тех людей, кто живет с мыслью, что лучшее, конечно, впереди, Лиля Москвина, Ok!, 6.06.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Экспериментальный проект «АРТХАБ» продолжается в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2022 В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022 Репортаж с показа эскиза «Остановка» (проект «АРТХАБ»), Медиацентр МХТ, 25.05.2022 Айрат Тухватуллин назначен первым заместителем директора МХТ им. Чехова, ТАСС, 25.05.2022 «АРТХАБ»: Константин Хабенский представил экспериментальный проект МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 25.05.2022 В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022 Хабенский рассказал о проекте «АРТХАБ» МХТ Чехова, ТАСС, 24.05.2022 Константин Хабенский представил экспериментальный проект «Артхаб», РИА «Новости», 24.05.2022 Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022 Евгения Добровольская: «Счастье человека – самому быть источником любви», Нина Суслович, Камергерский, 3 (№ 1, 2020), 22.05.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Что не видят зрители? Режиссёр театра Глеб Черепанов о своей профессии, YouTube-канал «Раскадровка», 20.05.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 Мастер-класс Константина Хабенского для студентов Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.05.2022 В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Артём Волобуев в «Программе Александра Цыпкина», радио «Москва FM 92.0», 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022 «Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022 «Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля о дочери Сталина, РИА «Новости», 29.04.2022 МХТ им. Чехова представит спектакль «Говорит Москва» о дочери Сталина, ТАСС, 28.04.2022 Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022 Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022 Валерий Зазулин: «Это очень важно — найти природу своего обаяния», Юлия Сонина, Ok!, 22.04.2022 Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022 Елена Афанасьева: «Художник в театре – в огромной степени психолог», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.04.2022 У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022 Премьера недели: «Контрабас (Новое звучание)» в МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 16.04.2022 В МХТ им. Чехова новое звучание легендарного «Контрабаса», Инга Бугулова, Российская газета, 16.04.2022 Зазвучал по-новому: в МХТ им. Чехова показали обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 16.04.2022 МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022 Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022 Хабенского в спектакле «Контрабас» заменил Волобуев: кадры генерального прогона, Наталия Губернаторова, Московский комсомолец, 15.04.2022 МХТ им. Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас» с другим главным героем, ТАСС, 15.04.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Дмитрий Сумин: «Я могу намного больше», Юлия Сонина, Ok!, 12.04.2022 Народный артист России Николай Чиндяйкин: «Дух захватывает, как подумаю, сколько живу», Елена Федоренко, Культура, 12.04.2022 Встреча Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.04.2022 От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022 Артём Волобуев. Вечный спор «контрабасистов», Александра Машукова, Ok!, 6.04.2022 Видеозапись лекции Евгении Тропп «Русский Сирано: судьба пьесы Эдмона Ростана в российском театре» (6 марта 2022 г.), Медиацентр МХТ, 5.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию легендарного спектакля «Контрабас», Инга Бугулова, Российская газета, 5.04.2022 Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022 Константин Хабенский передает эстафету в спектакле «Контрабас», Ok!, 4.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию спектакля «Контрабас», ТАСС, 4.04.2022 Мастер-класс Игоря Золотовицкого для студентов театральных вузов Санкт-Петербурга, Медиацентр МХТ, 2.04.2022 Мастер-класс Игоря Верника «Театральный роман и театральные романтики», Медиацентр МХТ, 31.03.2022 Константин Хабенский: «Выше идти — тяжело, но радостно; ниже — легко, но грустно», Алина Циопа, Фонтанка.ру, 29.03.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 Продолжаются гастроли Александринского театра в Москве, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Мастер-класс Константина Хабенского «О чём говорить в День театра», Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 На большие гастроли в Петербург МХТ привез звезд и нашумевшие спектакли, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.03.2022 Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ имени Чехова в Петербурге, видеосюжет телеканала Piter.TV, 25.03.2022 В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, ТАСС, 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Антон Лобан: «За свои слова надо отвечать», Ok!, 22.03.2022 Наталья Тенякова сыграет у Данила Чащина дочь Сталина, Валерия Черкасова, Театр, 20.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022 «Сытым мы не насытились»: каким останется в памяти зрителей и друзей умерший актер из Кемерова Евгений Сытый, Ngs42.ru (Кузбасс онлайн), 17.03.2022 Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Телеверсия вечера «Мхатовские пятницы» с Ириной Пеговой (21 января 2022 г.), Медиацентр МХТ, 12.03.2022 Елизавета Ермакова: «Музыка – мой верный спутник и друг…», Денис Казьмин, Ok!, 12.03.2022 Артём Быстров: «Я благодарен жене, что она живет со мной в одном русле, занимается одним делом», Лиля Москвина, Ok!, 11.03.2022 Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Павел Табаков: «Если актеры – это сердце театра, то сейчас я хочу разобраться, как работают его почки, легкие и печень», Harper's Bazaar, 8.03.2022 От мафиози до генерала: самому разноплановому актеру Николаю Чиндяйкину – 75!, телеканал «Культура», 8.03.2022 Николай Чиндяйкин: «Люди в Луганске получили дыхание и надежду, что ад, в котором они прожили 8 лет, наконец закончится», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 8.03.2022 Егор Трухин: «Мама это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022 Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022 Актриса Мария Зорина – о спектакле «Мама» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022 Даниил Феофанов: «Школа-студия — это настоящий Хогвартс», Юлия Сонина, Ok!, 2.03.2022 Авангард Леонтьев: «Пока Табаков мог дойти до сцены, он играл», Зоя Игумнова, Известия, 28.02.2022 «Молил Бога, чтобы не помер». Что общего у Авангарда Леонтьева и Эйнштейна, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 27.02.2022 Миронов и Машков поздравили Авангарда Леонтьева с 75-летием, ТАСС, 27.02.2022 Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022 Кузьма Котрелёв: «Сцена дает освобождение, шанс отвлечься от того, что тебя окружает в реальной жизни», Денис Казьмин, Ok!, 15.02.2022 Артём Быстров и Ксения Теплова: «Привыкаем потихоньку к тому, что у нас не один ребёнок», Марина Зельцер, Атмосфера, 14.02.2022 Как в МХТ прошла презентация книги педагога по сценической речи Анны Петровой «Разговоры о слове», видеосюжет телеканала «Дождь», 7.02.2022 Телеверсия вечера Ирины Мирошниченко из цикла «Мхатовские пятницы» (25 декабря 2021 г.), телеканал «Театр», 4.02.2022 Cофья Евстигнеева: «Я сама решу, кем я буду», Юлия Сонина, Ok!, 4.02.2022 Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022 Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022 Евгений Киндинов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 28.01.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Олег Гаас: «Если уж взялся за дело, надо стремиться быть в нём лучшим», Денис Казьмин, Ok!, 27.01.2022 Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022 Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022 МХТ им. Чехова покажет три премьерных спектакля на весенних гастролях в Петербурге, ТАСС, 17.01.2022 Хабенский и другие на прощании с Анастасией Вознесенской: скорбные кадры, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 17.01.2022 В Москве простились с вдовой Андрея Мягкова актрисой Анастасией Вознесенской, видеосюжет Пятого канала, 17.01.2022 Ирина Мирошниченко: человеку трудно одному, он должен быть вдвоём с кем-то, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 16.01.2022 «Люди, которых я люблю». Документальный фильм к юбилею Константина Хабенского, Первый канал, 15.01.2022 Ушла из жизни народная артистка России Анастасия Вознесенская, видеосюжет Первого канала, 14.01.2022 «У любви нет прошедшего времени»: одна судьба Анастасии Вознесенской и Андрея Мягкова, Ольга Маркова, Вечерняя Москва, 14.01.2022 Любимова выразила соболезнования в связи со смертью актрисы Вознесенской, ТАСС, 14.01.2022 Леонтьев о смерти Вознесенской вслед за Мягковым: «Не помню их в разлуке», 5 канал, 14.01.2022 Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022 Мишустин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 50 лет исполнилось Константину Хабенскому, актеру с большим дарованием и большим сердцем, видеосюжет Первого канала, 11.01.2022 Собянин поздравил с 50-летием народного артиста России Константина Хабенского, Агентство городских новостей «Москва», 11.01.2022 Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022 Президент Беларуси поздравил народного артиста России Константина Хабенского с 50-летием, сайт Президента Республики Беларусь, 11.01.2022 Роли в жизни и искусстве: актеру Константину Хабенскому – 50 лет, Мир 24, 11.01.2022 Юбилей Константина Хабенского: от мента до Мюнхгаузена, РИА «Новости», 11.01.2022 «Начинающий худрук». Сергей Сосновский о Константине Хабенском, Известия, 11.01.2022 Путин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 Хабенский отметит 50-летний юбилей на сцене МХТ, ТАСС, 11.01.2022 |