«Я признаю гибель своего класса»Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022 Василий Лужский. Беглые воспоминания. 1928. Последний дневник. 1930–1931. (Из серии «Художественный театр после революции») / Публикация, вступительная статья и комментарии М. В. Львовой. М. : Артист — Режиссер — Театр, 2022.История советского МХАТа 1920–1930х — история ассимиляции. Существование театра, сохраняющего дух прошлого, внутри резко изменившегося настоящего — сюжет увлекательный и страшный. Наше время активизировало изучение именно таких пограничных ситуаций, когда интеллигент оказался сложным, многоступенчатым, многослойным субъектом, полным громких умолчаний, страха, эскапистского ухода в воспоминания, двоичности, масочности существования. Писатель, критик, журналист, режиссер — фигура публичная, он обязан выражать себя открыто. Лицо артиста обычно скрыто маской, чужими словами. Масочность и двойничество — в природе актерского существования. Актер публичен и одновременно скрыт под маской роли. Актерские дневники — пособие для изучения профессии, тайны актерского перевоплощения. Это творческая копилка, кардиограмма самопознания и работы актера над собой. Здесь есть редкая возможность увидеть слезы клоуна, изнанку маскарада. Все это можно лицезреть в удивительном документе эпохи — предсмертных дневниках одного из основоположников Московского Художественного театра Василия Лужского (1869–1931), опубликованных и отличным образом откомментированных театроведом Марией Львовой. Эти дневники не так ценны с точки зрения истории художественных идей МХТ или фактической истории Художественного театра. Интерес тут — именно в личности Василия Васильевича, в его житейской и профессиональной позиции. Дневники застают самое начало 1930-х — уже после «года великого перелома». Что собой представляет Художественный театр в эти годы, становится ясно из записей. Вот одна из самых ярких и горьких: «В Театре неурядица — один хочет, лежа в постели, ставить “Мертвые души”, другой, сидя на Никитской, — “Страх” [Александра Афиногенова], и не поделят, а “кабинет” опять вертит, “красный” болен или дипломатничает». Это требует расшифровки. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко не разговаривают друг с другом, в театре не пересекаются, театром руководят секретари и контора, в которой все большее и большее значение приобретает так называемый «красный директор» — ставленник властей, призванный советизировать «художественников». Василий Лужский, человек, воспитанный сперва оппозиционными 1860-ми, а затем эпохой Серебряного века, наверное, чувствует себя в 1930 году граммофоном в эпоху интернета, анахронизмом, последним из могикан, лишним, зажившимся. Дело усугубляетcя еще и тем, что Лужскому, сыгравшему в МХТ Карамазова-отца, Полония, Чепурнова, Бессеменова, Серебрякова и Сорина, неуютно в театре из-за своего межеумочного положения. Вроде бы основоположник, важная фигура, завтруппой, выполняет массу функций, но мучается недореализованностью и своим нецентральным положением в театре. Еще одна проблема Лужского — двойственное отношение к нему со стороны кумира, Станиславского, его дозированное, нерегулярное внимание к ученику. Мы сталкиваемся с очень любопытным феноменом: дневник артиста не на первые роли, который внешне смирился со своим положением, но на деле нет. Он явно угнетен своей нереализованностью. Трезво и самокритично оценивает свои способности: «Угадал во мне Антон Павлович — Епиходова. Чувства у меня много, а ума мало, образование, наверное, вроде “Бокля читали?”» Это любопытный творческий феномен, пособие по психологии актерского мастерства. Лужский, артист с не слишком реализованной страстью к наставничеству, даже мечтает создать хрестоматию для развития артиста, каталогизирует в манере Плюшкина различные актерские хитрости и, как мы сказали бы сегодня, лайфхаки. Вот типичная умная запись: «Вот мне лично азбука “системы” — внимание, развитие его помогает и помогало отвлекаться от зрительного зала, победить ненужные токи волнения (хочется какать, ноги дрожат и т.д.) и раздразнить этим немногие творческие поры. Не глядеть, а разглядывать, не слушать, а вслушиваться». Важнейшая запись для понимания широкого функционала системы Станиславского. И еще важно признание Лужского в «Беглых воспоминаниях»: система Станиславского — это Ясная Поляна театра; система занимается толстовским опрощением (исключительно в хорошем смысле слова), аскезой искусства, ищет абсолютный минимум творческого деяния. Самое невероятное, что есть в дневниках Лужского, — то, что кажется, с одной стороны, свойством пожилого сознания: жизнь в памяти, игнорирование современности, даже спутанность сознания уже не слишком здорового человека. Но это обстоятельство обрастает интересными подробностями, которые рисуют более глубокую и травматичную картину. Дневники 1930 и 1931 годов — это трудно различимое соединение дневника текущего времени с дневниками 1906–1916 годов. Лужский был, вероятно, человеком тотального самоконтроля и самофиксации, доходящих до патологических черт. Василий Васильевич занимается в конце жизни ревизией своих старых дневниковых записей. То ли боясь цензуры и репрессивной машины, то ли через переписывание и дополненение старых записей тренируя мозг, зону памяти, Лужский живет, по сути, параллельно в двух временах. Дореволюционные записи — записи счастливого человека, там вкусная еда и женщины, заграничные гастроли, широкая география, общение с выдающимися людьми культуры. И рядом — молчание искусства 1930-х, обезлюдение, бессобытийность, растерянность, пролонгированная гибель Художественного театра и его идеи. Для Лужского ведение дневника — возможность при отсутствии перспектив уйти в ретроспективу. Если нет настоящего, то всегда есть прошлое, которое можно ворошить и перебирать, досочинять и смаковать. Все по Марселю Прусту, считавшему искусство восстановлением памяти. Прошлое первых лет Художественного театра — это бурление творческой жизни, в которой Василию Васильевичу было место. Здесь вырывается: «Какое замечательное время, какая свободная жизнь!» Сквозь записи 1930 года, которые не всякий раз можно опознать из-под вороха воспоминаний и временных напластований (Лужский на письме путается, в каком времени он сейчас), можно встретить такие горькие признания: «Окоп интеллигенции кончился» и даже «Я признаю гибель своего класса». Еще одна сквозная тема дневника Василия Лужского: размышление над фигурой Станиславского, горячо любимого за идею МХТ и нелюбимого за компромиссы. Лужский — преданный и трудоспособный работник, выполнял, судя по всему, много черной работы для собственного театра, верил в идеализм «художественников». Дорого замечание Лужского: Станиславский сочетает в себе Моцарта и Сальери. В конфликте между двумя основоположниками Лужский выбирает позицию К. С. : Станиславский, по его мнению, почувствовав свою моцартианскую силу, послал Немировича-Данченко, стал его игнорировать. (Лужский пишет хуже и грубее, не стесняется матерка, который не назовешь легким. ) Вместе с тем можно встретить и острые замечания по поводу сальерианской маски Константина Сергеевича. «Станиславский врал по обыкновению», например. Или сцена из 1916 года, когда, растеряв всех драматургов (отлучен даже Леонид Андреев), Станиславский танцует ритуальные пляски вокруг Александра Блока: «Надо было видеть и слышать Станиславского, наблюдать его ревнивое забегание и унижение для того, чтобы убедить поэта в том, что только вот он, — одинокий, непонятый среди грубых гиппопотамов, он один поймет и оценит Ваш — автор — нежный талант!». Неприятно Лужскому, когда его кумир унижается! И когда идеи МХТ разваливаются: опаздывают на репетиции все, включая первых лиц, губя дело. Читает статью Федора Гладкова про днепровский завод и думает о родном МХТ: «Старики, замкнувшиеся в своей квалификации. Вот эти упреки почти что целиком можно применить к МХТ, к сожалению!» Лужский беспощаден. Ценна запись Лужского о роли Алексея Стаховича в труппе МХТ — бывший высокопоставленный военный, он стал пайщиком и артистом, служил в конторе Художественного театра, в судьбе которого сыграл серьезную роль. Стахович — воспетый Цветаевой в «Повести о Сонечке». Но для Лужского Стахович — вредитель, расшатавший театр. Он «растлил» Станиславского сыском, слухами, подглядыванием, сживанием людей со свету. Трудно оценить справедливость этих слов, но подобную оценку встречаешь в литературе нечасто. Тема колхоза оказывается для Лужского сакраментальной. С одной стороны, привыкший к изучению житейского материала, Лужский, готовясь к постановке пьесы Владимира Киршона «Хлеб», штудирует советскую прессу на сей предмет, записывает факты и оценки. С другой стороны, остро иронизирует над советскими нормативами. Пишет, что Алеша Карамазов, скорее всего, теперь в числе тех, кто колхозы строит. И еще — при переписывании дневников 1900-х годов: «Именины Дунаевой Зои Григорьевны. (Теперь певица Большого театра, едущая в колхоз!)». Вот так взвешивает времена Василий Васильевич Лужский как свидетель слома эпох. Неорганичен он в новом мире — и нет ему тут покоя. Оригинал статьи Павел Чинарёв и Елизавета Базыкина в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, телеканал «Культура», 23.12.2022 Нервно, конфликтно, опасно: названы главные культурные итоги 2022 года, Московский комсомолец, 21.12.2022 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022 Искусствовед объяснила, как менялись письма в Художественный театр и лично Станиславскому, Иван Волосюк, Московский комсомолец, 10.12.2022 Режиссер МХТ имени Чехова провел занятия для будущих артистов в Ашхабаде, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.12.2022 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 Вручили премию «Театральный роман» за лучшие книги о театре: детективные расследования, Московский комсомолец, 9.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 Режиссер Марина Брусникина – о спектакле «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Марина Брусникина: «Это история о женской силе», Александра Машукова, Ok!, 29.11.2022 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 «Нашей жизнью был театр». Марина Брусникина рассказала о жизни «Практики» и «Мастерской Брусникина» без лидера, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 17.11.2022 Дмитрий Сумин в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 16.11.2022 Видеозапись лекции Сергея Черкасского «Уроки Сулержицкого», Медиацентр МХТ, 15.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 Блогер Саша Новиков побывал за кулисами спектакля «Поколение Маугли» и взял интервью у Константина Хабенского (видео), VK.com, 5.11.2022 Пётр Шерешевский: «Мне интересно проявление жизни на сцене», Александра Машукова, Ok!, 4.11.2022 «Поколение Маугли» в МХТ имени А. П. Чехова. Фрагмент программы «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 31.10.2022 «Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 Павел Ворожцов: «Есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать», Александра Машукова, Ok!, 28.10.2022 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 В МХТ имени Чехова идут показы эскизов спектаклей лаборатории «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022 «Эта женщина везде»: Ирина Мирошниченко отметила 80-летний юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.10.2022 Любимый муж Ирины Мирошниченко Евгений Герасимов, любимый сын Евгений Миронов, а младший брат Никита Михалков, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 23.10.2022 На сцене МХТ имени Чехова состоялся творческий вечер Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 22.10.2022 В МХТ им. Чехова пройдет творческий вечер Ирины Мирошниченко, ТАСС, 22.10.2022 Епиходов, влюбленный в театр, Александра Машукова, Экран и сцена, 20.10.2022 Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022 Константин Хабенский о руководстве в театре, патриотизме и о том, что спасает от повседневности (видео), Бизнес Online (Казань), 13.10.2022 Константин Хабенский открыл в Казани недельные гастроли МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Татарстан 24», 11.10.2022 Константин Хабенский: «С Казанью у меня связано очень много и человеческого, и профессионального», сайт Мэрии Казани, 11.10.2022 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022 Театровед Павел Руднев: Современному театру свойственно многообразие, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 22.09.2022 Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022 Легенда «Современника» и МХТ. К юбилею Аллы Покровской, Филипп Марков, Babr24, 18.09.2022 Эскиз по пьесе «Подвальные ленты» открыл вторую лабораторию «АРТХАБ», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.09.2022 Михаил Рахлин: «Это история о человеческих заблуждениях», Александра Машукова, Ok!, 15.09.2022 Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022 На сцене МХТ им. Чехова стартует вторая лаборатория проекта «Артхаб», ТАСС, 15.09.2022 Спектакли фестиваля «Золотая маска» идут в Красноярске при полных залах, Российская газета, 14.09.2022 Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022 И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022 Министром культуры Тверской области назначена Ксения Глинка, Вести (Тверь), 6.09.2022 В Тверской области культурой будет ведать актриса Ксения Глинка, Вся Тверь, 6.09.2022 В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022 «Новая оптимистическая трагедия», «Омон Ра» и «Винни-Пуховские чтения»: МХТ им. Чехова представит 14 премьер, Инга Бугулова, Российская газета, 5.09.2022 Доронина, Кехман, Хабенский вошли в оргкомитет по подготовке юбилея Художественного театра, ТАСС, 3.09.2022 Банк «Открытие» стал генеральным спонсором МХТ имени А. П. Чехова, пресс-служба банка «Открытие», 2.09.2022 В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022 Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Хабенский рассказал, чем МХТ имени Чехова удивит в юбилейном сезоне, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.09.2022 Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022 Константин Хабенский: «Иронизировать, смеяться, ёрничать особенно на темы, связанные с военными действиями, с гибелью людей, недопустимо сегодня», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2022 Игра во спасение: знаменитые актеры провели в Москве благотворительный матч, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.08.2022 Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022 Видеозапись встречи Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ (10 апреля 2022 г.), 23.08.2022 Видеозапись встречи Константина Хабенского со студентами Школы-студии МХАТ (май 2022 г.), 19.08.2022 Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022 Ирина Мирошниченко в программе «Линия жизни» (2022), телеканал «Культура», 24.07.2022 Народной артистке РСФСР Ирине Мирошниченко исполнилось 80 лет, ТАСС, 24.07.2022 «Нас предупредили: будут провокации». Мирошниченко — о коллегах по МХАТу, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 24.07.2022 Ирина Мирошниченко: Героини меняются вместе с актрисами обретают новые смыслы, Инга Бугулова, Российская газета, 24.07.2022 К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022 К юбилею Ирины Мирошниченко. Программа «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 23.07.2022 Видеозапись встречи Николая Скорика со студентами Школы-студии МХАТ (12 июня 2022 года), Медиацентр МХТ, 22.07.2022 Игорь Золотовицкий в программе Марины Брусникиной «Практика театра» (видео), Радио «Культура», 18.07.2022 Ирина Мирошниченко: «Сейчас я понимаю это было большое счастье!», Анжелика Пахомова, 7 дней, 12.07.2022 В Москве простились с артистом Сергеем Сосновским: видео прощания, Московский комсомолец, 7.07.2022 Константин Хабенский и Константин Богомолов проводили в последний путь Сергея Сосновского, StarHit, 6.07.2022 Саратовская душа МХТ. Ушёл из жизни Сергей Сосновский, Филипп Марков, Barb24, 5.07.2022 Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022 «Душа нашего спектакля». Коллеги о Сергее Сосновском, ТАСС, 4.07.2022 Боролся до последнего. Дочь и коллеги из Саратова о Сергее Сосновском, Аргументы и факты (Саратов), 4.07.2022 Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022 Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Расскажи мне про Гренландию» (лаборатория «АРТХАБ»). Фоторепортаж Олега Черноуса, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 28.06.2022 Константин Хабенский представил в Ельце новый ландшафтный спектакль, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2022 Маша Сокольская: «Не страшно быть честной», Юлия Сонина, Ok!, 23.06.2022 В МХТ имени Чехова – премьера спектакля «Местные» по пьесе Александра Ремеза, видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2022 Константин Хабенский представит ландшафтный спектакль МХТ в Липецкой области, Новости Липецка, 14.06.2022 В Ельце побывал Константин Хабенский, Gorod48.ru, 14.06.2022 Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022 «Местные» нашли свою сцену: интервью с режиссером и актерами нового спектакля МХТ имени А. П. Чехова, Вадим Верник, Ok!, 9.06.2022 Маруся Фомина: «Мне нравится посомневаться в себе», Вадим Верник, Ok!, 7.06.2022 Ксения Теплова: «Я из тех людей, кто живет с мыслью, что лучшее, конечно, впереди, Лиля Москвина, Ok!, 6.06.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Экспериментальный проект «АРТХАБ» продолжается в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2022 В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022 Репортаж с показа эскиза «Остановка» (проект «АРТХАБ»), Медиацентр МХТ, 25.05.2022 Айрат Тухватуллин назначен первым заместителем директора МХТ им. Чехова, ТАСС, 25.05.2022 «АРТХАБ»: Константин Хабенский представил экспериментальный проект МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 25.05.2022 В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022 Хабенский рассказал о проекте «АРТХАБ» МХТ Чехова, ТАСС, 24.05.2022 Константин Хабенский представил экспериментальный проект «Артхаб», РИА «Новости», 24.05.2022 Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022 Евгения Добровольская: «Счастье человека – самому быть источником любви», Нина Суслович, Камергерский, 3 (№ 1, 2020), 22.05.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Что не видят зрители? Режиссёр театра Глеб Черепанов о своей профессии, YouTube-канал «Раскадровка», 20.05.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 Мастер-класс Константина Хабенского для студентов Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.05.2022 В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Артём Волобуев в «Программе Александра Цыпкина», радио «Москва FM 92.0», 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022 «Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022 «Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля о дочери Сталина, РИА «Новости», 29.04.2022 МХТ им. Чехова представит спектакль «Говорит Москва» о дочери Сталина, ТАСС, 28.04.2022 Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022 Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022 Валерий Зазулин: «Это очень важно — найти природу своего обаяния», Юлия Сонина, Ok!, 22.04.2022 Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022 Елена Афанасьева: «Художник в театре – в огромной степени психолог», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.04.2022 У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022 Премьера недели: «Контрабас (Новое звучание)» в МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 16.04.2022 В МХТ им. Чехова новое звучание легендарного «Контрабаса», Инга Бугулова, Российская газета, 16.04.2022 Зазвучал по-новому: в МХТ им. Чехова показали обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 16.04.2022 МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022 Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022 Хабенского в спектакле «Контрабас» заменил Волобуев: кадры генерального прогона, Наталия Губернаторова, Московский комсомолец, 15.04.2022 МХТ им. Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас» с другим главным героем, ТАСС, 15.04.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Дмитрий Сумин: «Я могу намного больше», Юлия Сонина, Ok!, 12.04.2022 Народный артист России Николай Чиндяйкин: «Дух захватывает, как подумаю, сколько живу», Елена Федоренко, Культура, 12.04.2022 Встреча Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.04.2022 От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022 Артём Волобуев. Вечный спор «контрабасистов», Александра Машукова, Ok!, 6.04.2022 Видеозапись лекции Евгении Тропп «Русский Сирано: судьба пьесы Эдмона Ростана в российском театре» (6 марта 2022 г.), Медиацентр МХТ, 5.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию легендарного спектакля «Контрабас», Инга Бугулова, Российская газета, 5.04.2022 Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022 Константин Хабенский передает эстафету в спектакле «Контрабас», Ok!, 4.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию спектакля «Контрабас», ТАСС, 4.04.2022 Мастер-класс Игоря Золотовицкого для студентов театральных вузов Санкт-Петербурга, Медиацентр МХТ, 2.04.2022 Мастер-класс Игоря Верника «Театральный роман и театральные романтики», Медиацентр МХТ, 31.03.2022 Константин Хабенский: «Выше идти — тяжело, но радостно; ниже — легко, но грустно», Алина Циопа, Фонтанка.ру, 29.03.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 Продолжаются гастроли Александринского театра в Москве, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Мастер-класс Константина Хабенского «О чём говорить в День театра», Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 На большие гастроли в Петербург МХТ привез звезд и нашумевшие спектакли, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.03.2022 Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ имени Чехова в Петербурге, видеосюжет телеканала Piter.TV, 25.03.2022 В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, ТАСС, 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Антон Лобан: «За свои слова надо отвечать», Ok!, 22.03.2022 Наталья Тенякова сыграет у Данила Чащина дочь Сталина, Валерия Черкасова, Театр, 20.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022 «Сытым мы не насытились»: каким останется в памяти зрителей и друзей умерший актер из Кемерова Евгений Сытый, Ngs42.ru (Кузбасс онлайн), 17.03.2022 Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Телеверсия вечера «Мхатовские пятницы» с Ириной Пеговой (21 января 2022 г.), Медиацентр МХТ, 12.03.2022 Елизавета Ермакова: «Музыка – мой верный спутник и друг…», Денис Казьмин, Ok!, 12.03.2022 Артём Быстров: «Я благодарен жене, что она живет со мной в одном русле, занимается одним делом», Лиля Москвина, Ok!, 11.03.2022 Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Павел Табаков: «Если актеры – это сердце театра, то сейчас я хочу разобраться, как работают его почки, легкие и печень», Harper's Bazaar, 8.03.2022 От мафиози до генерала: самому разноплановому актеру Николаю Чиндяйкину – 75!, телеканал «Культура», 8.03.2022 Николай Чиндяйкин: «Люди в Луганске получили дыхание и надежду, что ад, в котором они прожили 8 лет, наконец закончится», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 8.03.2022 Егор Трухин: «Мама это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022 Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022 Актриса Мария Зорина – о спектакле «Мама» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022 Даниил Феофанов: «Школа-студия — это настоящий Хогвартс», Юлия Сонина, Ok!, 2.03.2022 Авангард Леонтьев: «Пока Табаков мог дойти до сцены, он играл», Зоя Игумнова, Известия, 28.02.2022 «Молил Бога, чтобы не помер». Что общего у Авангарда Леонтьева и Эйнштейна, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 27.02.2022 Миронов и Машков поздравили Авангарда Леонтьева с 75-летием, ТАСС, 27.02.2022 Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022 Кузьма Котрелёв: «Сцена дает освобождение, шанс отвлечься от того, что тебя окружает в реальной жизни», Денис Казьмин, Ok!, 15.02.2022 Артём Быстров и Ксения Теплова: «Привыкаем потихоньку к тому, что у нас не один ребёнок», Марина Зельцер, Атмосфера, 14.02.2022 Как в МХТ прошла презентация книги педагога по сценической речи Анны Петровой «Разговоры о слове», видеосюжет телеканала «Дождь», 7.02.2022 Телеверсия вечера Ирины Мирошниченко из цикла «Мхатовские пятницы» (25 декабря 2021 г.), телеканал «Театр», 4.02.2022 Cофья Евстигнеева: «Я сама решу, кем я буду», Юлия Сонина, Ok!, 4.02.2022 Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022 Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022 Евгений Киндинов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 28.01.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Олег Гаас: «Если уж взялся за дело, надо стремиться быть в нём лучшим», Денис Казьмин, Ok!, 27.01.2022 Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022 Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022 МХТ им. Чехова покажет три премьерных спектакля на весенних гастролях в Петербурге, ТАСС, 17.01.2022 Хабенский и другие на прощании с Анастасией Вознесенской: скорбные кадры, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 17.01.2022 В Москве простились с вдовой Андрея Мягкова актрисой Анастасией Вознесенской, видеосюжет Пятого канала, 17.01.2022 Ирина Мирошниченко: человеку трудно одному, он должен быть вдвоём с кем-то, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 16.01.2022 «Люди, которых я люблю». Документальный фильм к юбилею Константина Хабенского, Первый канал, 15.01.2022 Ушла из жизни народная артистка России Анастасия Вознесенская, видеосюжет Первого канала, 14.01.2022 «У любви нет прошедшего времени»: одна судьба Анастасии Вознесенской и Андрея Мягкова, Ольга Маркова, Вечерняя Москва, 14.01.2022 Любимова выразила соболезнования в связи со смертью актрисы Вознесенской, ТАСС, 14.01.2022 Леонтьев о смерти Вознесенской вслед за Мягковым: «Не помню их в разлуке», 5 канал, 14.01.2022 Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022 Мишустин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 50 лет исполнилось Константину Хабенскому, актеру с большим дарованием и большим сердцем, видеосюжет Первого канала, 11.01.2022 Собянин поздравил с 50-летием народного артиста России Константина Хабенского, Агентство городских новостей «Москва», 11.01.2022 Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022 Президент Беларуси поздравил народного артиста России Константина Хабенского с 50-летием, сайт Президента Республики Беларусь, 11.01.2022 Роли в жизни и искусстве: актеру Константину Хабенскому – 50 лет, Мир 24, 11.01.2022 Юбилей Константина Хабенского: от мента до Мюнхгаузена, РИА «Новости», 11.01.2022 «Начинающий худрук». Сергей Сосновский о Константине Хабенском, Известия, 11.01.2022 Путин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 Хабенский отметит 50-летний юбилей на сцене МХТ, ТАСС, 11.01.2022 |