| Эффективное средство от «Полярной болезни»Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 Не классикой единой, интерпретируемой на разные лады, держится московская сцена. На днях сразу в двух театрах прошли премьеры по пьесам молодого драматурга Марии Малухиной.
Cпектакль Марины Брусникиной на Малой сцене МХТ имени Чехова «Полярная болезнь» — о силе русских женщин. В который раз поражаешься, как битые жизнью (а порой и своими мужчинами) соотечественницы умеют любить, мечтать и неплохо выглядеть. Постановка возвращает нас в 90-е. Три челночницы едут в автобусе на заработки на Север. Держатся настороженно, но дорога, известно, сближает, и чем холоднее за окном, тем теплее отношения между случайными попутчицами. Только к финалу зрители узнают о том, что у них за душой и за плечами.
У экс-учительницы Тани муж — алкоголик, ей приходится содержать его и троих детей. В исполнении Ольги Литвиновой это строгая, интересная женщина, цитирует Гоголя, умеет держать дистанцию и в то же время способна материнскую нежность проявить к 19-летней Любе (студентка Школы-студии МХАТ Елизавета Орлова). Та из-за болезни мамы недоучилась в институте и пошла торговать на рынок, где хлебнула лиха, пережив и ограбление, и изнасилование. Одинокая продавщица средних лет Валя (Юлия Чебакова) продала квартиру, чтобы купить партию товара, а его весь дочиста сожгли конкуренты
Такое ощущение, что все тяготы мира опустились на плечи трех женщин, напоминающих порой чеховских трех сестер. Удивительно, но надежда на лучшее в героинях не умирает.
Почему этот спектакль поставлен сейчас, к чему на сцене разложены рыночные тюки и платья на вешалках? Режиссер Марина Брусникина проводит такую параллель: в лихие 90-е, как и нынче, люди находились в растерянности, не зная, как жить дальше. Но пережили — значит, выстоим и теперь.
Кроме персонажей-людей в «Полярной болезни» присутствуют духи Севера в исполнении Алены Хованской и Алексея Варущенко. Они поют, играют на музыкальных инструментах, но их присутствие скорее номинально. А вот в спектакле молодого режиссера Михаила Мещерякова по пьесе Марии Малухиной «Ну здравствуй, Лена!», созданном в «Мастерской Брусникина» и идущем в Пространстве «Внутри», мистические силы активно вмешиваются в жизнь героини. Потому что сама она в ней разобраться не в состоянии.
Это история про инфантилизм тех, кому сейчас 30 или чуть меньше. Если сравнить Лену с героинями «Полярной болезни», она просто счастливица: хорошо зарабатывает, живет в Москве в собственной квартире. Но работу свою не любит, жениха, который вот-вот станет мужем, — тоже. А тут еще навязчивая сестра, диктующая, как Лене жить. И председатель ТСЖ, наводнивший двор чудовищными деревянными скульптурами собственного производства (актуальненько, если вспомнить некоторые уродливые арт-объекты последнего времени, например «Аленушку»).
Чтобы помочь Лене, богиня Геката послала ей «социальных работников» — мертвую голову по имени Од, а также всезнающий хтонический хор. С их помощью героиня наконец избавится от всего нелюбимого и ненужного. Правда, разрушать легче, чем строить
Спектакль очень смешной и динамичный, идет всего час с небольшим. Лена в исполнении Марины Калецкой симпатична и узнаваема, а образ мертвой головы, говорящей иногда тоном ловеласа, Павел Мисаилов создает просто шедеврально.
Оригинал статьиДва Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 | |