| О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходимаОльга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 3 и 4 декабря на малой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась премьера спектакля по пьесе молодого драматурга Марии Малухиной «Полярная болезнь». Действие происходит в 90-е годы прошлого века. Три женщины-челночницы едут в поезде по бескрайней снежной равнине Крайнего Севера, где они надеются заработать на продаже самых разных товаров. В обычных условиях благополучной стабильной жизни они никогда бы не встретились, а если бы встретились, то даже не заговорили бы друг с другом – слишком они разные по возрасту и социальному статусу. Любаша, самая молодая из троицы, – вчерашняя студентка, вынужденная бросить институт ради того, чтобы заработать деньги на лечение мамы, которой диагностировали рак. Ее роль очень искренне и органично исполняет студентка школы-студии МХАТ Елизавета Орлова. Ее героиня уже пробовала торговать на рынке у себя в Воронеже, но опыт оказался неудачным: выручку за продажу забрали бандиты, и, чтобы отдать долг хозяину рынка, она едет на север в надежде на легкую прибыль. Татьяна – бывшая учительница русского языка и литературы, в исполнении Дарьи Юрской утонченная, на первый взгляд не приспособленная к жизни женщина, к месту и не к месту цитирующая русских классиков. Обстоятельства заставили ее поменять любимую работу на рыночный прилавок. Деваться некуда – надо кормить семью: троих детей и мужа – молодого военного пенсионера, который начал спиваться, не сумев адаптироваться к изменившейся экономической ситуации. Наконец Валя – громкая, яркая, хамоватая, неунывающая, в блестящем исполнении Янины Колесниченко. Типаж, до боли знакомый каждому – в отличие от своих новых подруг, она торговала всегда, и ей не пришлось «наступать на горло собственной песне». Такая и обвесит, и обсчитает, и в то же время проявит искреннее сочувствие постороннему человеку, оказавшемуся в беде, и прослезится под любимые песни Татьяны Булановой. Торговля – это ее естественная среда, она знает все ее тонкости и секреты и поучает своих незадачливых попутчиц, как надо правильно вести бизнес. Правда, позже выяснится, что она совершила роковую ошибку, продав единственную квартиру ради приобретения большой партии товара. Спектакль полон красочных бытовых деталей, аутентично воспроизводящих облик эпохи девяностых: развешанные на веревках пестрые тряпки; манекены, одетые в странные наряды; навязчивая реклама кофе, лифчиков и других предметов обихода. И баулы, баулы по всему периметру сцены. Жизнь трех героинь не устроена и далека от комфорта: они трясутся в холодных автобусах, глотая доширак вместо домашнего супа; пытаются уснуть, прислонившись друг к другу и отбиваясь от назойливых ухажеров, а порой сталкиваются с реальными опасностями, когда на них нападают вооруженные рэкетиры, пытаясь отобрать все, что нажито непосильным трудом. И была бы эта история очередной фотографией зарождающейся капиталистической эпохи с ее криминальной романтикой и погоней за бешеной прибылью, если бы трех отважных женщин не сопровождали… духи. Да, те самые загадочные существа, которые живут в мифах и сказаниях северных народов. Иногда они словно возвышаются над происходящим, появляясь на высоком балконе с яркой иллюминацией в своих серебряных костюмах, исполняя то мелодии ненецкого фольклора, то современные хиты. Временами они спускаются вниз, на грешную землю, объявляя станции, на которых останавливаются челночницы. И названия этих станций не существуют в реальности: Бескрайняя пустыня, Африканда, Пэ-Ерв. Обыденное и фантастическое, земное и возвышенное, смешное и трагическое тесно переплетены в этом спектакле, как и в самой жизни. Действие словно происходит в двух параллельных мирах – повседневном, суровом, иногда беспросветном и космическом, где высшие силы, возможно, в обличье северных духов помогают трем героиням. И когда для них наступает момент полного отчаяния, когда им изменяет удача и мечты о бешеной прибыли превращаются в прах, а зрителю кажется, что из этой ледяной пустыни нет выхода, неожиданно появляется надежда на лучшее. Спектакль наполнен разнообразными музыкальными номерами, сюжет непредсказуем и держит зрителя в постоянном напряжении, все происходящее на сцене воспринимается на одном дыхании, но в конце возникает закономерный вопрос: какое отношение тема пьесы имеет к сегодняшним реалиям? Ответ на этот вопрос дает режиссер спектакля Марина Брусникина в своем интервью: «На самом деле “Полярная болезнь” – про то, что происходит с нами сегодня, про резкий слом реальности, когда люди пребывают в растерянности – а что же будет дальше? Ты читаешь пьесу и думаешь: да, так было, и это тоже пережили, и всё равно выжили. Вот это ощущение женской силы, которая всё преодолевает, показалось мне очень нужным сегодня. Несмотря ни на что, вопреки любым обстоятельствам, женщины побеждают. В пьесе светлый финал, есть надежда – то, что нам необходимо».
Оригинал статьиДва Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 | |