Красная рука вам будет сниться

Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Молодой режиссер Евгений Закиров, теперь уже выпускник мастерской Сергея Женовача, подался в Лабораторию режиссерских дебютов с не типичным материалом – пьесой культового современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Что же тут нетипичного, спросите вы, ведь пьесы Макдонаха идут во многих российских театрах. А то, что далеко не каждый режиссер ради участия в лаборатории будет самостоятельно переводить пьесу, ранее не переведенную на русский язык и не поставленную на российской сцене. Справедливости ради, стоит отметить, что у Закирова за плечами уже есть как драматургический опыт (его пьесы попадали в шорт-листы «Действующих лиц» и «Авторской сцены»), так и опыт переводов других англоязычных пьес.

Перед зрителями камерное пространство Новой сцены, затянутое алым бархатным занавесом. Старинное коричневое кожаное кресло, стойка микрофона и круглый столик со стопкой книг. Появляющийся молодой человек в жилетке и бабочке (Денис Парамонов), картинно держащий вверх испачканную по локоть в чем-то склизко-красном руку, второй рукой неуклюже разрывает упаковку из крафтовой бумаги и извлекает из нее свежеотпечатанную, только что из типографии книжку. Интригующая сцена презентации новой сказки «Маленькая Русалочка» писателя Ханса Кристиана Андерсена внезапно прерывается, еще не начавшись, – на сцену из зрительного зала вылезает журналист (Армэн Арушанян) и начинает задавать неудобные вопросы, чем доводит до бешенства агента писателя, который швыряет микрофон в кресло и уходит за кулисы звать охрану.

Журналист вроде бы невзначай бросает фразу о том, что, по его мнению, столь странные сказки пишет не сам Ханс Кристиан, а кто-то другой, вроде черного карлика, сидящего в деревянном ящике. Эта сцена, несмотря на свою сумбурность, расставляет сюжетные акценты и вводит зрителя в проблематику. Андерсен и его взаимоотношения с одноногой пигмейкой-карлицей из Конго, которую он держит у себя дома взаперти в деревянном ящике и заставляет писать сказки, – вот тот стержневой сюжет, на который будут нанизываться, как бусины на нитку, различные эпизоды спектакля.

Презентация все же начинается: после краткого мига темноты, свет вспыхивает и мы видим в кресле молодого и дерзкого Андерсена (Кузьма Котрелев) в безупречном костюме с атласным цилиндром, который он небрежно швыряет на столик. Уже спустя секунду завязывается конфликт с тем самым журналистом, который записывает все цитаты писателя в блокнотик, сидя с краю сцены. Андерсен Котрелева – это суперагрессивный, наглый и циничный тип, этакий молодой мажор, ведущий себя крайне развязно, не гнушающийся публично в первой же фразе, обращенной к собравшимся, высказывать свои расистские, шовинистические и ксенофобские взгляды. Собственно этот прием, заложенный в тексте пьесы, будет повторяться на протяжении всего спектакля и каждый раз вызывать бурную реакцию со стороны зрителя – от истерического смеха до молчаливого недоумения. 

Речь Андерсена, эти небрежно бросаемые в зал едкие фразы, доведена здесь до гротеска, и никак не вяжется ни с его внешним обликом безупречного денди и эстета, ни с нашим традиционным представлением о добром интеллигентном датском сказочнике.

Внезапная вспышка сознания писателя обрывает презентацию: Андерсен в испуге вскакивает с ногами на кресло, ему мерещатся кровавые руки в зале, но тут же писатель пытается сам себя успокоить, вопрошая у сидящих в зале зрителей, зачем они измазались джемом. Эта сцена, призванная выявить намеренное когнитивное искажение восприятия, ведь рука в джеме маячит перед лицом Андерсена с первых секунд его появления, а он ее не замечает. Даже спонтанно лизнув ее невзначай, актер ярко демонстрирует нам режиссерский прием. Закиров тонко работает со зрительским восприятием, расставляет в своем спектакле скрытые ловушки внимания. 

Возвращаясь домой, Андерсен чуть приоткрывает алый занавес, и мы видим за ним толстые прутья решетки, сквозь которые он швыряет сосиску, сообщая незримому обитателю клетки, что он вернулся. В дальнейшем мы так и не увидим ни лица, ни даже силуэта той самой таинственной пигмейки Марджери, хотя будем постоянно слышать ее голос (Елизавета Ермакова). Этот прием присутствия персонажа на сцене без его физической демонстрации зрителю удачно встраивается в общую атмосферу таинственности и странности происходящего.

Параллельно с рассказом о том, как прошла презентация и как все были в восторге от «не черной» русалочки, а белой, «белой, как моя датская жопа», Андерсон бережно оттирает платком топор, который по законам драматургии, появившись в первой сцене, обязан сыграть в следующей. Марджери, настоящего имени которой мы так и не услышим, тем временем молит о пощаде и о том, чтобы хозяин разрешил ей выходить из ящика и гулять хотя бы по вечерам. Незамедлительно он пускает топор в ход, гоняясь с ним за пигмейкой и грозясь изувечить ее повторно: «Ты же помнишь, чем в прошлый раз закончилось, когда ты выходила из ящика». Вся эта сцена невидима для зрителя, происходит за приоткрытым занавесом, мы лишь слышим все происходящее.

Закиров и дальше экспериментирует с восприятием зрителя, «обрубая» временами то аудиальный, то визуальный каналы. Кроме того, незаметно смешивает временные и пространственные пласты, создавая собственную режиссерскую вселенную, где у зрителя не возникает вопроса, почему Андерсен может включать пультом дома телевизор, на котором показываются документальные кадры голодающих и изможденных в непосильной работой африканцев, говорит по телефону и пользуется микрофоном.

Вторая сюжетная линия представлена внезапно врывающимися на сцену двумя головорезами в колпаках а-ля «ку-клукс-клан», раскрашенных в цвета бельгийского флага. Их линия завязана на трагическую и малоизвестную страницу бельгийской колониальной истории XIX века: король Леопольд II, ярый поклонник идей колониальной экспансии и эксплуатации, создал в Африке зависимое от Бельгии государство Конго (его личное владение), нещадно эксплуатировал коренное население и жесточайшим образом расправлялся с недовольными, увеличивал добычу слоновой кости и каучука политикой репрессий и геноцида. За счет его «умелого хозяйствования» в период его правления из-за жестоких пыток и зверств с отрубанием рук за невыполнение нормы сбора каучука население «Свободного государства Конго» сократилось, по мнению историков, почти вдвое (на 9-10 миллионов человек). Один из головорезов – офицер королевской армии Бельгии Дёрк (Иван Дергачев) – сначала появляется в телевизоре, а через секунду в живом плане на сцене перед занавесом, вместе со своим напарником Барри (Владимир Любимцев), все еще не снявшем свой колпак, исполняют странный танец под заставку шоу «Что? Где? Когда?», после которого завязывают разговор со зрителями, пытаясь выяснить, у кого есть велосипед и кто любит на нем кататься.

Все эти интерактивные приятности в формате кокетства с симпатичными зрительницами в первом ряду вскоре оглушают фактами: сколько каучука нужно было для производства велосипедной шины и какой именно ценой этот каучук во второй половине XIX века добывался. Внезапно появляющийся Андерсен становится свидетелем и участником этой сценки с «веселой» иллюстрацией, как применялось насилие к жителям Конго и как во всей этой истории появилась пигмейка Марджери, убившая двух головорезов. «Мы пришли из прошлого, чтобы предотвратить наше убийство в будущем», — вновь временное смещение, запутывающее еще больше и оборачивающееся то ли сном самого Андерсена, то ли сказкой, рассказываемой ему Марджери.

Черный юмор Макдонаха воплотился у Закирова с каким-то невероятным изяществом, не сваливаясь ни в откровенный фарс, ни в откровенную чернуху, ни в отталкивающий натурализм. Более того, Закиров сознательно добавил местного колорита в перевод и современного контекста в спектакль, что придает и тексту, и актерской игре пикантность.
В финале этой сцены мы наталкиваемся на неожиданный (хотя куда уж неожиданнее) сюжетный поворот. От журналиста Андерсен выясняет, что сестра Марджери жива и находится в таком же литературном рабстве, в заточении в доме Чарльза Диккенса в Лондоне. Андерсен, уличив журналиста в слежке, окончательно расправляется с ним и уезжает в Лондон, оставив Марджери 14 сосисок на 2 недели, а также выключив во всем доме электричество, «чтобы немного сэкономить».

Как будто бы вторая часть спектакля (антракта нет) начинается с долгожданного раскрытия занавеса и смены декораций. Мы видим большую гостиную Чарльза Диккенса с длинным столом с белой скатертью сквозь деревянные прутья огромной решетки, отделяющий нас от происходящего в глубине сцены. Мирная жизнь семейства Диккенсов прервана появлением в их доме Андерсена. Сам Диккенс (Денис Парамонов), его жена (Армэн Арушанян) и двое сыновей (Дергачев и Любимцев) – все те же актеры, успевшие сменить костюмы. Вот уже пятую неделю Андерсен живет у них и пытается выведать тайну, где же Диккенс держит свою пигмейку, все это время дико раздражая уставших от его присутствия домочадцев. Сцена разыгрывается на жуткой смеси английского с «корявым русским английским» и просто русским, и с языковой точки зрения представляет собой шедевр переводческо-драматургической мысли, виртуозно сыгранный актерами. Эта непередаваемая игра слов призвана показать абсурдность самой идеи перевода, ведь при нем теряется львиная доля смысла, фактически же иллюстрирует пробуксовку сюжета – из-за проблем с языком никак не устанавливаются взаимопонимание между героями. В итоге доведя всех до отчаяния шантажом с помощью пистолета, Андерсен все же выпытывает у жены Диккенса тайну о том, что да, пигмейка была, но умерла еще в прошлое Рождество. Жена указывает рукой в зал сквозь решетку, показывая место, где жила пигмейка и раскрывая страшную тайну Диккенса – он спал с ней, изменяя жене.

Во время отсутствия Андерсена в его квартиру пробираются двое головорезов, находят там пигмейку и смертельно раненного журналиста. Окончательно запутавшись во временных пластах, о чем они откровенно говорят со сцены, головорезы фиглярствуют, едят невидимые чипсы и шутят свои черные шутки.

Закиров завершает спектакль проникновенным монологом Андерсена, стоящего, как и в начале спектакля, перед закрытым занавесом лицом к зрителю. Без наигрыша и ужимок, как бы уже сняв с себя маску взбалмошного сочинителя сказок, просто и незамысловато Кузьма Котрелев произносит слова о том, что история, случившаяся в Конго, должна была бы стать важнейшим событием XIX века, но не стала им в силу того, что и сейчас, в веке XXI по всей Бельгии продолжают стоять памятники Леопольду II, а идеи колониализма, порабощения человека человеком и справедливости угнетения никуда не делись и продолжают существовать в умах современников.

Несмотря на короткий хронометраж, спектакль умудряется сочетать несочетаемое, воспользоваться практически всеми театральными приемами и актерскими техниками (от импровизации, травестии и интерактива со зрительным залом до оптических иллюзий и теневого театра) и вызвать у зала весь широкий спектр зрительских эмоций. Этот спектакль – своеобразный оммаж как театру абсурда, так и отчасти театру жестокости. Сложный по замыслу и легкий по исполнению, красочный и леденящий душу своей чудовищной документальностью при полностью выдуманном сюжете, спектакль «Очень-очень-очень темная материя» рискует остаться в истории МХТ еще и одним из самых смелых и свободных режиссерских высказываний. 

Анастасия Ильина — студентка театроведческого факультета ГИТИСа. По первому образованию культуролог, историк культуры (Российский государственный гуманитарный университет, также окончила в РГГУ магистратуру). С 2010 года регулярно работает в различных театрах Москвы (Театр.doc, Театр им. Пушкина) и на фестивалях («Золотая Маска», «Территория», «Маленькая премьера», «Большая перемена», «Текстура» и др). Драматург, автор статей о театре, рецензий, интервью с актерами, режиссерами в различных электронных СМИ. Участница различных мастер-классов и лабораторий. Соавтор спектакля-экскурсии «Самара — Родина слонов» в Самаре (совместная работа с режиссером Н. Берманом).
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
«Эрмана на вас нет!», Евгения Кузнецова, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023