| Бессмертная красота: какой запомнится Ирина МирошниченкоПавел Сурков, РИА Новости, 3.08.2023 На 82-м году жизни умерла Ирина Мирошниченко. Она была из тех актрис, кому идеально подходит слово «дива». Сочетая в себе великолепные внешние данные и талант, артистка однозначно попала в число абсолютных звезд отечественного театра и кино. При этом сознательно сама отдала предпочтение театральной карьере, хотя массовый зритель, конечно же, вспоминает ее кинороли.
Красота: яркая, но абсолютно земная
О ее красоте — чуть отстраненной, картинной, словно сошедшей с полотен фламандских мастеров, можно было бы слагать поэмы. Но, с одной стороны, она яркая, а с другой — абсолютно земная, выстроенная по художественным канонам. И эту красоту молодой Мирошниченко мастерски подчеркнул Андрей Тарковский в своем «Андрее Рублеве»: ее Магдалина — не просто эпизод, это — символ, видение, образ. Режиссер лишает героиню текста, он оставляет только эмоции и чувства, где слова не нужны, где первично — ощущение от встречи с прекрасным и непознаваемым, как истинная женственность. Она могла бы остаться в кино, эксплуатируя образ роковой красотки, но сознательно уходила от любой штамповки, ей было неинтересно внутри стереотипов. И если экран не мог дать ей такую возможность, то Мирошниченко искала себя на театральной сцене.
Роли: роковые красотки в кино, эксперименты — на сцене
МХАТ имени Чехова стал ее вторым домом, где она играет и в классическом репертуаре — как в «Трех сестрах» или знаменитой «Синей птице» (собственно, фея Берилюна может быть именно такой — с внешностью Мирошниченко), так и в булгаковских «Последних днях», драме об умирающем Пушкине. В ней сам поэт на сцене не появляется, а все действо закручивается вокруг Натальи Гончаровой, блестяще сыгранной Мирошниченко. В кино же ей доставались прелестные обольстительницы — великолепные злодейки с отрицательным обаянием, как королева пиратов мадам Вонг из фильма по сценарию Станислава Говорухина «Тайны мадам Вонг». Советский боевик с блестящим актерским ансамблем — Александр Абдулов, Армен Джигарханян — планировали как продолжение знаменитых «Пиратов ХХ века». Но Николай Еременко и Талгат Нигматулин отказались сниматься, и сценарий переделали. Получилось экзотическое кино о кровожадных морских волках и их неуловимой предводительнице. Вроде бы крохотная роль — героиня Мирошниченко появлялась на экране лишь в финале. Но за несколько сцен она заставляла поверить зрителя, что от этой женщины не скроется никто и ничто, ни на суше, ни на море, и одолеть такую — надо постараться. Дети помнят и ее фру Алису из сказки Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный», учительницу хитрости, которая, приходя в дом к родителям своих учеников, немедленно ворует у них свежепойманных карпиков. Героиню Мирошниченко намеренно сделали не рыжей, а черно-бурой лисой, она должна была выгодно отличаться от всего огненного семейства. Фру Алиса, с ее лукавой улыбкой и обаятельным прищуром огромных глаз, идеально подходила на роль самой хитрой лисицы в лесу. Помнят ее и по эпопее «Зимняя вишня», где она сыграла Юлию — жену главного героя в исполнении Виталия Соломина. Правда, в первом фильме она присутствовала исключительно за кадром, общаясь с героем по телефону. Но во втором фильме цикла Игорь Масленников решился представить ее зрителям. И Юлия оказалась женщиной с собственной трагедией и нелегкой судьбой. Она много времени уделяла и эстраде. Ирина Петровна прекрасно пела, записала несколько альбомов, выступала с концертами, участвовала в озвучании фильмов. Например, ее голосом говорит Марина Влади, сыгравшая Марко Вовчок в сериале «В поисках капитана Гранта». Те, кто хоть раз видел «Необыкновенный концерт» в театре кукол имени Сергея Образцова, конечно, помнят французскую певицу Мари Жють, которая тоже — отныне и навсегда — поет именно голосом Мирошниченко.
Последние дни: до конца на сцене
Ирина Мирошниченко выходила на сцену родного МХТ буквально до последних дней, при этом с радостью соглашаясь и на эксперименты. Например, на роль в «Театральном романе» в постановке Марины Брусникиной. Это спектакль, который играли в различных пространствах МХТ. И эта тяга к постоянной работе, желание продолжать радовать зрителя было одним из главных качеств великолепной актрисы, которая всю свою жизнь посвятила служению искусству и одаривала нас постоянными встречами со своей неземной красотой и талантом.
Оригинал статьи и фотоТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |