| Чеховская девушка. Какой запомнится актриса Ирина МирошниченкоИнга Бугулова, Российская газета, 3.08.2023 Она была актрисой обаятельной и чувственной. Она сыграла едва ли не всех главных чеховских героинь. Жаль говорить слово «была», не хочется в прошедшем времени. Так бы хотелось, чтобы обаяние и чувственность не уходили, оставались с нами навсегда. «Буквально на днях рассказывают в ее родном МХТ им. Чехова, где народная артистка прослужила больше полувека, поздравляли ее с 81-м днем рождения. А когда она внезапно попала в больницу, надеялись, что многочисленные пожелания здоровья возымеют силу». Увы. Ирина Мирошниченко, звезда театра и кино, актриса удивительного дарования, ушла из жизни в четверг, 3 августа, в одной из московских клиник. Помните многие ведь помнят ее с первых, совсем небольших ролей! хотя бы юную Катю в фильме Георгия Данелии «Я иду, шагаю по Москве». Это был ее дебют в кино она третьекурсницей сбежала на съемки из Школы-студии МХАТ без разрешения. А помните, потом были «Андрей Рублев», «Дядя Ваня», «Вам и не снилось», «Это сладкое слово свобода», «Зимняя вишня» фильмы блестящих режиссеров. Больше полусотни незабываемых киноролей. Даже эпизоды с ней всегда цепляли чем-то. Ложились на сердце. Но свое сердце актриса навсегда безоговорочно отдала театру. Родным домом стал МХТ им. Чехова, в котором она осталась вместе с Олегом Ефремовым в 80-х, когда труппа Художественного театра разделилась надвое. На этой сцене состоялся ее взлет, случились знаковые встречи и большие роли. До последних дней она выходила на эту сцену в спектакле «Моя дорогая Матильда». Ее Матильда полюбилась публике настолько, что оставалась в репертуаре театра целое десятилетие не так давно был 100-й показ
А начинала она в спектакле «Соло для часов с боем», где ее партнерами стали «мхатовские старики» Яншин, Грибов, Прудкин, Андровская
Все они учили как-то незаметно: не проповедями или наставлениями. Но юной актрисе запомнились такие их уроки: «Одна мысль у них звучала постоянно душу надо тренировать
Душа должна быть в состоянии открытости, чтобы что-то услышать, на что-то откликнуться, от чего-то содрогнуться и снова расцвести». Может, все дело в этой вечной тренировке? Может, оттого, как ни верти, и сама Мирошниченко, и ее героини оставались не похожими ни на кого другого. Секрет такой: он в состоянии открытости души
«Никогда мысли о том, что я уйду в кино, не было. Более того, я отказывалась от многих главных ролей в кино, если нужно было уходить из театра, надолго куда-то уезжать. Для меня в приоритете был театр. Я никогда не срывала спектаклей, не ловчила, не хитрила если когда-то отменяли из-за меня спектакль, только по состоянию здоровья. Актер обязан выйти и сыграть, ведь в зале зритель. А о несостоявшихся киноролях не жалею», рассказывала она «РГ» не так давно. Особенные для Ирины Мирошниченко чеховские героини. Чехова на сцене без Мирошниченко не представлял себе Олег Ефремов. Она была Аркадиной и Машей в «Чайке», Раневской в «Вишневом саду», молодой женой дяди Вани Еленой Андреевной, двумя из «Трех сестер». Ее сценические образы несли не просто женственность и обаяние в них всегда ощущалась скрытая внутренняя сила. Как и в самой актрисе. Она была красива в каждом возрасте по-своему. Мало кто знал, сколько испытаний ей пришлось пережить. Сообщение из чеховского МХТ: «Ирина Петровна жила с распахнутой душой. Жизнь была к ней щедра, одарив талантом, красотой и характером, не позволявшим гнуться под ударами судьбы их было достаточно, упрямо идти к мечте и намеченной цели. А она сама была щедра к людям, считая, что её миссия, её долг дарить радость. И истово делала это». Мирошниченко вспоминала: ее мама, Екатерина Антоновна, была ученицей основателя Камерного театра Александра Таирова, сама могла стать актрисой но не сложилось: в тридцать седьмом году арестовали мужа, все пошло не так. Когда родилась Ирина, ее мама увидела в окне большую и яркую звезду. И загадала: чтобы дочь была звездой. Так и случилось. Так ведь и осталось для всех нас.
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |