| Любовь к отсутствующемуАлександра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023 В октябре 2022 года Московский Художественный театр имени А. П. Чехова проводил Вторую сессию лаборатории «АРТХАБ». Молодые режиссёры представили эскизы спектаклей по пьесам современных драматургов. Победителем стал эскиз Нины Григорьевой «Космос» по пьесе нижневартовского драматурга Алексея Житковского. Театр предоставил режиссёру возможность превратить эскиз в полноценный спектакль для Новой сцены, и в конце января состоялась премьера. В новом сезоне есть планы переноса спектакля на Малую сцену ввиду постоянных аншлагов.
Прежде всего, и главное, что хочется сказать – этот спектакль хочется смотреть и пересматривать. Яркий, даже яростный, и в то же время нежный, затрагивающий душу и сердце. Режиссёр пишет в аннотации, что это «смешная пьеса про несмешную жизнь». Как ни странно – да, зрители много смеются. Почему странно? Да вроде бы должно быть несмешно. В центре сюжета Татьяна (Евгения Добровольская) – учительница английского из Бугульмы, двадцать лет назад оставшаяся вдовой. Она растит сына и работает в школе, любит смотреть фильмы на английском и мечтает о большой любви. Любви же в реальной жизни она не видит совсем. Сын (Денис Парамонов) кажется ей неудавшимся, размазнёй, неспособным на поступок. Нового мужчины она не встретила. От воспоминаний же о давнем и недолгом браке её до сих пор бросает в дрожь, и даже ближайшая подруга не может её понять.
И вот посреди этого полного космического одиночества возникает яркая комета, мчащаяся прямо в Бугульму, прямо в школу, и более того – непосредственно в Татьяну. Это с визитом на родину едет лётчик космонавт, герой России, а в прошлом одноклассник Татьяны Серёжа (Олег Гаас). Новость эта потрясает школу. Директор, педагоги и ученики готовятся в встрече гостя, ставят концертные номера, пишут песню, создают школьный музей. Главными экспонатами музея становятся парта героя и его карандаш. Оказывается, когда-то Серёжа был влюблён в Татьяну, они сидели вдвоём за партой, а когда она забыла дома карандаш, он героически разломил свой пополам. И вот эту половинку карандаша она и сохранила. Зачем? Кому нужно хранить обломок карандаша двадцать лет? Погружаясь в рефлексию, в свой внутренний космос, Татьяна осознаёт, что никогда и не была одинока, она просто ждала, когда Серёжа вернётся на её планету. Это внезапное озарение полностью переворачивает жизнь Татьяны, которой, вместе со зрителями, предстоит пройти непростой путь и испытать широкий диапазон эмоций.
Пьеса Алексея Житковского ставит перед режиссёром и артистами непростые задачи, решить которые возможно только средствами современного театра. Быстрая смена разнообразных мест действия, сюрреалистические вставки и перевоплощения бросают вызов. Материальные объекты используются минимально и используются сразу в нескольких ипостасях. Открываются крышки школьных парт, внутри них земля, в которую герои втыкают цветы, и вот парты превращаются в могилы. На стене квартиры Татьяна рисует круг, круг становится иллюминатором, в который видно землю – и мы оказываемся в ракете. Портрет Микки Рурка на стене заменяет портрет погибшего мужа, а его в свою очередь сменяет портрет Сергея – будто на трибуну по очереди выходят мужчины, претендующие на первенство в сердце героини.
Художник Михаил Гербер (на момент премьеры студент факультета сценографии и театрального технологии Школы-студии МХАТ) выбрал для оформления спектакля тёмные цвета – чёрный, коричневый, ничего яркого и светлого, разве что блестит люрексом головной убор сотрудницы почты (Янина Колесниченко). Реальная жизнь несёт мало радости, зато как красочны, как светлы мечты героини. Когда появляется Сергей в белоснежном скафандре, всё вокруг становится белым, сцену укрывают облака, и сама Татьяна облачается в такой ж скафандр. Следом за ней скафандры надевают и другие школьные учителя. Грядущий визит почётного гостя преображает сценическое пространство. Впрочем, ненадолго. Скоро всё станет только хуже, чем было. Чтобы начать с чистого листа, героям придётся взяться за уборку – достать пылесос, тряпки и вёдра.
Евгения Добровольская создаёт убедительный и вызывающий глубокое сопереживание образ одинокой женщины, в котором каждая зрительница отчасти узнает себя. Ей будто хочется быть непонятой – она много говорит на английском, зная, что её не поймут. Она жаждет любить, но не может любить мужчину рядом с собой, ей не нужен реальный человек, ей нужен только далёкий идеальный образ. Она убеждена, что ждёт любящего человека, который увезёт её из Бугульмы куда-то, где будет хорошо. Однако, когда такой человек оказывается рядом, она чувствует только возмущение – всё не то, не так, не оправдывает ожиданий. Такая удивительная особенность, любовь к отсутствующему, касается и её собственного сына: пока он рядом, он только раздражает. Поэтому мужчины всегда уходят от неё: на войну, на тот свет, в космос, в Краснодар…
Собственный внутренний мир для героини более реален, чем мир внешний. В этом и её трагедия, и её своеобразное счастье. Благодаря этому она, с одной стороны, не может наладить жизнь, остаётся неустроенной, с другой стороны не боится общественного позора и сплетен, она вообще очень смелая. Этот сложный и многогранный образ, вызывающий в чём-то возмущение, в чём-то жалость, в чём-то восхищение, удался Евгении Добровольской великолепно.
Интересно и то, что в пьесе вовсе нет служебных ролей. Каждый герой имеет свою нерассказанную историю. Например, космонавт Серёжа – чего, действительно, он хочет? Зачем едет в Бугульму? Мы не можем выяснить этого, но мы узнаем подробности его детства, его школьной жизни, и понимаем, что за этим решением стоит история, это не спонтанная поездка. Или девочка Нина (Дарья Трухина). Это вообще удивительная героиня, которая появляется всего несколько раз и говорит фактически только заученные фразы – «топик» по английскому, поздравительную речь, и только перемещающиеся с одного места на другое синяки, да случайные злые слёзы показывают, в каком сложном положении находится эта девочка. Когда ей представляется возможность высказать учительнице наедине свою историю, она просто уходит, но мы знаем – ей есть, что рассказать. Есть что рассказать и учителю физкультуры (Армэн Арушанян), и директору школы (Авангард Леонтьев, Олег Тополянский), и сотруднице почты Гуле, которая на самом деле очень похожа на главную героиню, но никогда этого не признает. Им есть, что рассказать, но они этого не делают.
Нерассказанные, только намёками данные истории, создают своеобразное впечатление – в каждом человеке свой космос, свой непостижимый для постороннего мир. Мы можем заглянуть в него примерно так же, как заглядывают в маленькое окошечко почты, через которое можно передать данные счётчика, но вряд ли можно увидеть звёзды. Так уж выходит, что даже самые близкие люди, мать и сын или лучшие подруги, на самом деле не знают друг друга, но могут отважиться отправиться в путешествие на встречу друг другу. Иногда это путешествие начинается просто – с тарелки борща.
Александра Стрижевская родилась в Москве в 1989 году. Окончила Литературный институт имени М. Горького (семинар драматургии В. Малягина). Учусь в магистратуре ВГИК (мастерская драматургии З. Кудри). Автор пьес и сценариев. Финалистка конкурсов «Любимовка», «Действующие лица», «Баденвайлер» и др. Сотрудничаю с театрами и с кино.Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |