| В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в ГоркиЕлизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023 Совсем скоро начнется новый театральный сезон. Летнюю паузу в этом году заполнили выставочные театральные проекты, которые проходят в Москве и ближнем Подмосковье.
В Новом Манеже проходит совместная выставка МХТ им. А. П. Чехова и Музея МХАТа «Театр и музей. Рождение чуда» к двум большим юбилеям «семейства МХАТа». Художественному театру в этом году исполняется 125 лет, его училищу – 80, Музею МХАТа – 100. Хотя считается, что когда Федор Шехтель перестраивал здание для театра в Камергерском переулке, уже тогда закладывал идею уникального театрального музея. Исторически Музей МХАТа был основан по предложению Станиславского и с самого начала располагался в помещении театра. На основной экспозиции сегодня отображена история театра с его основания в 1898 году и до смерти в 1943 году Немировича-Данченко.
Сейчас, когда коллекция музея превышает 330 000 предметов, среди которых документы, макеты, живопись, графика, костюмы, программки, вещи актеров и театральные реликвии, места для временных экспозиций совсем немного, несмотря на действующие филиалы – Музей-квартиру Немировича-Данченко и Дом-музей Станиславского. Так что выход музея за свои пределы – редкий случай, другой вопрос, что сделана выставка, как это теперь часто бывает, для максимально широкого зрителя – узнать здесь редкие факты не получится, скорее бегло пробежаться по 100-летней истории главного театра страны и почувствовать насыщенность лет его жизни. Хорошо это или плохо? Наверное, расширение аудитории музея – это всегда плюс. Но самобытность театра и его деятелей тут сложно ощутить сполна. Тем более что выставка о таком летучем, даже хаотичном явлении, как театр, – это всегда сложная задача для музейной фиксации, ведь как раскрыть за физическими предметами личные истории, которые за ними скрываются – драматургов, режиссеров, актеров, – их побед и поражений? Но в начале века было ежедневной привычкой фиксировать каждый момент – в дневниках, записях, мемуарах, благодаря чему сегодня есть где узнать все подробности рождения театра, а столь обширным музеем при коллективе не может похвастаться ни один театр в России.
Вспоминается выставка к 100-летию Юрия Любимова, ее проводили в Музее Москвы, где сценограф Алексей Трегубов придумывал игровые метафоры для визуализации режиссерского стиля реформатора «Таганки». На выставке разворачивался инсталляционный театр, где можно было пощупать движущийся занавес Давида Боровского или заглянуть в могилу бедного Йорика, постучать в барабаны «Доброго человека из Сезуана»…
Выставку МХАТа тоже постарались сделать неформатной – за концепцию пространства отвечал театральный режиссер и художник Виктор Крамер, который расположил музейные экспонаты, театральные костюмы и реквизит в непривычной для «датской» экспозиции конфигурации. Вековая история МХАТа убрана в арт-объекты, чтобы развеять ложное убеждение, что театральный музей – это склад старых ненужных костюмов и декораций. При входе в выставочный зал зритель открывает занавес и попадает в «театр»: по бокам располагаются ростовые фотографии знаменитых актеров (от наших дней до основания – Мирошниченко, Тенякова, Книппер-Чехова и др.), рядом на манекенах подлинные костюмы – исторические платья. Энциклопедия театра берет точкой отсчета встречу Станиславского и Немировича в ресторане «Славянский базар», длившуюся 18 часов – на выставочном столе расположился чайный сервиз. Как отвечает на вопрос, что же два гуру делали столько времени, историк МХАТа Инна Соловьева: «Во-первых, они ели! Был десяток перемен блюд!»
Ближе к сердцевине появляются тематические витрины: о МХАТе Михаила Булгакова, его постановках, его «Театральном романе», о МХАТе Михаила Ефремова, Олега Табакова – их периода «у власти», вплоть до Константина Хабенского. Витрины собраны из самых разных артефактов – от париков до пенсне или мундштука, рядом – афиши, эскизы и макеты декораций, как бы переключающие регистр театральной перспективы. В финале зритель подходит к «арьерсцене», обшитой шелестящими рукописями, чертежами и черновиками. Обрамляет вся эта летопись необычную конструкцию – живой водопад, по его экранному полотну вместе с водой идет видеопроекция с фрагментами из постановок. По мысли оформителей – образ, символизирующий театр как нечто постоянное и в то же время перманентно меняющееся. Эффектно? Скорее громоздко!
Впрочем, добрать знаний можно на еще одной выставке Музея МХАТа. В Северный флигель музея-усадьбы «Горки Ленинские» переехали на время реставрации квартиры Владимира Немировича-Данченко из московского дома в Глинищевском переулке личные вещи, фотографии и документы из обстановки. Отдельный раздел посвящен письмам режиссера, для этого был заново разобран архив из 300 посланий. Но само место для героя выставки не мемориальное, Немирович-Данченко сюда не приезжал: Зинаида Морозова, дореволюционная владелица усадьбы Горки, была вдовой промышленника и мецената Саввы Морозова, одного из основателей МХТ. Однако именно Немирович-Данченко стал человеком, который помог Морозовой после национализации усадьбы, добившись для нее государственной пенсии. Выставка предлагает пофантазировать, как Немирович-Данченко гостит во флигеле имения, но продолжает руководить театром: отвечает на письма, принимает звонки от друзей и знакомых. Театральные разговоры – звуки, голоса, реплики – собраны куратором-сценографом из ГИТИСа Мартыном Степановым в аудиопьесу-гид.
Отразить уже современный театральный процесс попробует юбилейная выставка московских театральных художников «Итоги сезона» № 60, впервые Союз театральных деятелей проведет ее в Московском доме художников на Кузнецком Мосту, открытие запланировано на 25 августа. Художники колесят по всей России, работая в театрах не только столиц, но и дальних регионов. Так что выставка превратится в «Зал ожидания», где можно будет подробно рассмотреть сценографический замысел – будущий облик спектакля. В экспозиции – эскизы, макеты, костюмы, кукол, инсталляции за последние три года – все то, что составляет материальные артефакты жизни художественной идеи. Работы известных художников театра Владимира Арефьева, Марии Даниловой, Ларисы Ломакиной, Анастасии Нефедовой, Виктора Никоненко, Максима Обрезкова, Николая Симонова, Юрия Харикова, Виктора Шилькрота и др. отразят и тенденции в сегодняшней сценографии, и мотивы каждого авторского стиля. Особое место в экспозиции займут памятные работы ушедших в эти годы выдающихся сценографов: Сергея Алимова, Сергея Бархина, Станислава Бенедиктова, Татьяны Сельвинской, Елены Степановой.
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |