| В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес»Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023 Так называется первая премьера этого сезона. Это история обо всех женщинах, которые работают в МХТ последние десятилетия. Каким получилось документальное театральное исследование?
Вместо занавеса — экран и несколько операторов. В течение двух часов они будут снимать кино в режиме реального времени. Главные героини этого фильма — актрисы МХТ. Все они разного возраста, при разных обстоятельствах пришли в театр, по-разному относятся к работе. Кто-то из актерских династий, кто-то попал в школу-студию МХАТ случайно. В первой части все актрисы словно обнажают собственные души. Во второй примеряют образы других работниц театра: костюмеров, гримеров, осветителей, суфлеров, вахтеров, ключниц, театрального врача. Перевоплощаются очень быстро. Это все документальные портреты.
Драматург Андрей Стадников два года назад провел интервью практически со всеми сотрудницами МХТ. Некоторых уже нет в живых. Никто не знал, что из собранного материала войдет в спектакль, что — не войдет.
Продолжает актриса Дарья Юрская: «Мы не буквально показывали, конечно. Это не пародия, ни в коем случае. Мы это делали с огромной любовью и показывали направление. Мы хотели показать разнообразие человеческих характеров, которые здесь присутствуют. Но, поскольку речь настоящая, мы боялись, как отреагируют люди. Вся история в том, что я должна их всех полюбить. Кого-то действительно было сложнее делать“. Есть очень яркий характер, там сразу все понятно по тексту — такой комедийный. А есть очень сложные. И сначала думаешь: Ой, как бы мне придумать!“ А потом ты понимаешь: не нужно гнаться за ярким образом, он придет сам, когда ты проникнешь в суть того, что ты говоришь».
Какие-то образы получились очень комичными, чьи-то истории, наоборот, полны драмы. Мне особенно запомнилась старший билетер, которая часто работает вообще без выходных. А еще рассказ Валентины Николаевны, «рабочей по стирке с душой поэта», которая в свободное время изучает историю Камергерского переулка. В этом спектакле вообще немало исторического. Особенно в третьей, оперной его части, которую поняли и приняли, как мне показалось, не все зрители. О ее значении рассказывает режиссер спектакля Юрий Квятковский:
«Театр — это безопасное место, мы здесь находимся в кругу единомышленников, мы создаем произведения. Мы защищены куполом художественных процессов. Но третья часть про то, что эта дверь открывается, какие-то процессы, которые происходят со страной, проникают в театр. И это как будто две разные параллельные процессуальности, но где-то они соединяются. Они соединяются в текстах у драматургов, иногда они соединяются в высказываниях режиссеров. Но в пьесе это очень четко разделено: сначала ты про работу, про историю театра, а потом ты начинаешь медленно переходить к социокультурным явлениям, которые происходили в театре во время того, как здесь шли спектакли, готовились новые постановки. И это такой переход из театра на улицу».
Впервые «Занавес» сыграют в МХТ имени Чехова 28 и 29 сентября. Далее — 6 и 11 октября. Этот спектакль — одна из премьер, которую подготовили к 125-му дню рождения театра. Его отметят через месяц.
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |