| На свой юбилей Игорь Верник увидит сон про маскарадМарина Райкина, MK, 7.10.2023 Ведущий актёр МХТ им. Чехова в свой юбилей выйдет на сцену в роли Арбенина в «Маскараде». Правда не совсем того Арбенина, что из ревности и подозрительности траванул жену мороженным. Питерский режиссёр Петр Шерешевский, за которого борются столичные театры, назвал своё сочинение «Маскарад с закрытыми глазами», навеянное ему с одной стороны драмой русского мятежного поэта Михаила Лермонтова, а с другой, повестью австрийского драматурга Артура Шницлера «Новелла о снах».
Ну вот и Верник дожил до роли русского Отелло так принято называть Арбенина. Какой он? Тот же ревнивц, живущий на пределе чувств и страстей или циник, уставший от жизни и с хладным сердцем свершивший расправу над чистой душой юной жены своей? Сейчас в МХТ идут буквально последние репетиции, герой Верника предстаёт совершенно неожиданным он никакой не дворянин, а интеллектуал, филолог, более того, лермонтовед, способный на лекции легко изложить заблуждения героя драмы «Маскарад». Но чужие уроки, тем более литературных персонажей, как известно, никого ничему не учат, не предохраняют от дикости поступков и мучений гибельных страстей? Достаточно маленького толчка, чтобы современный человек, вполне себе модно одетый, с модными взглядами на жизнь, завис на краю пропасти.
Вот Верник и зависает. И уже не разобрать где Арбенин, а где его современный исследователь. Граница тонка и зыбка, да ещё усугублена снами. Ведь режиссёр лермонтовскому «Маскараду», как натуралист, привил «Новеллы о снах» Шницлера. Прошу заметить, что эти самые «Сны» начинается с описания именно бала-маскарада.
Лермонтов сочинил драму, которая так и не увидела сцены, и не была издана при его жизни. Хотя он много раз переписывал её, пытаясь преодолеть цензурный запрет, говорит режиссёр. Но главным в этой истории то, чем он не мог поступиться – предельно мрачным, пессимистическим взглядом на природу человека. Арбенин изначально воспринимает мир как вместилище порока. Мир зол и преступен для него изначально, а непорочная Нина – исключение из правил. Спустя почти двести лет после написания пьесы мы пытаемся изучать сознание современного человека. Мы сочинили оригинальную пьесу, рефлексирующую на темы лермонтовского «Маскарада». «Новелла о снах»Шницлера стала второй опорой в изучении темных, потаенных сторон человеческой души.
Верник, понятное дело, волнуется такой роли у него ещё не было. Он уверен, что человек XXI века, способный за секунду передать изображение из одной точки земного шара в другую, не справляется со страстями. В перерыве между репетициями он говорит мне:
Это не спасает его от бездны, в которую он заглядывает в определённые моменты своей жизни. Вот я и думаю изменилась природа человека или нет? Куда приводят его сегодня страхи, месть, ревность, отчаяние?
Остаётся добавить, что рядом с Верником на сцене работают Мария Фомина (Нина), Евгений Перевалов и Сергей Беляев (Звездич, названный Адамом Петровичем), Юлия Витрук (Штраль, ставшая женой Звездича) и Илья Козырев (их сын от первого брака).
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |