| Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мираАлександр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023 Её ещё раз сформулировал президент России, выступая в пятницу на панельной дискуссии: «Задача культуры – наводить мосты между народами», и это с успехом происходит. География нынешнего Культурного форума – больше 70 стран! Никаких ограничений.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выразил особые слова благодарности тем, кто прибыл в Северную столицу вопреки официальной позиции западных государств. Среди них – представители Франции, Великобритании и других европейских стран.
«Наш культурный форум является визитной карточкой многополярного мира», – сказал губернатор. Каким же форум представился за эти 3 дня?
Владимир Путин сразу заявляет: можно смело сказать, что пришло время отменять отмену российской культуры в мире. Петербургский форум – яркое тому подтверждение. В зале пленарного заседания и на панельных секциях – официальные лица из множества стран: от Турции до Китая и от Колумбии до ЮАР. Главное же – интерес простых людей не угасает.
«С этой отменой, как и санкциями, у авторов сразу не заладилось. Яркий пример – конкурс Чайковского: его аудитория онлайн превысила 50 млн человек, такое отменить невозможно. Кстати, из этих 50 миллионов большинство – жители Европы, которые не хотят, чтобы за них решали, что смотреть, что слушать и что читать», – заявил Владимир Путин.
По мнению российского лидера, Петербург – лучшая площадка для новых культурных связей и прогресса во взаимодействии. Здесь с момента создания города были переплетены культуры многих народов Европы.
«Санкт-Петербург создавался зодчими самых лучших стран, здесь – концентрация зодчих, литераторов, ученых. Это – пример русской отзывчивости, русской души, о которой писал Достоевский. Не подчеркивать отличия, а находить общее», – объяснил глава государства.
Открылся Культурный форум в четверг: так уж вышло, что с первых минут заговорили о человеческих судьбах, а точнее – судьбе человека на сцене и экране. Долго ли осталось играть или скоро всех заместит нейросеть.
Первый день форума был посвящён в основном роли искусственного интеллекта в современной культуре, и на первую панельную сессию всех приглашала нейросеть. Человеческим голосом – правда, с небольшими неточностями в ударениях. Некоторые участники занервничали, но остались на своих местах.
Плясать под дудочку ИИ человек не хочет, а вот играть на флейте под мелодию, что написала нейросеть, – вполне. Почти шекспировские страсти – правда, души, по мнению музыкантов, здесь всё равно не хватает.
«Не отличить от человека, есть композиторы, которые могут написать хуже, чем ИИ и тоже это будет там без души, без эмоций. Это зависит не от этого, а здесь душа и эмоции. Ну, конечно, здесь нет души, ну, нет, она, конечно, заложенная, то есть, по пародии», – пояснила свою точку зрения музыкант Полина Зигарева.
Всё новое когда-то вызывало отторжение и часто страх. Некогда критики восклицали: это же не настоящая книга, у неё нет души. И это не начало 21 первого столетия, когда появились электронные издания – так описывали книги, после того, как Иоган Гутеберг создал типографскую печать.
Сегодня больше всего переживают актёры: нейросеть пока не умеет играть, только повторять, но максимально правдоподобно.
«Ну, вы знаете, что были забастовки в США и что один из пунктов был, что играть в фильме должны люди, писать сценарии должны люди, поэтому, есть такие опасения, потому что сейчас может быть это на экспериментальном уровне, но через несколько лет будет очень трудно угадать, где играет актер, а где просто его аватар. Ведь у ИИ можно столько шаблонов заложить, вы не отличите от игры», – рассказал актер театра и кино Милош Бикович.
Говорили на форуме и о культуре бизнеса: многие крупные компании охотно инвестируют в эту сферу. Даже небольшие города могут становится на время хозяевами крупных выставок или увидеть гастроли лучших театров. Это – социальная роль предпринимательства, о которой не так давно никто и не задумывался.
Культурные связи многие на форуме называли мостами, и в шутку уточняли: не как в Санкт-Петербурге, не разводные. Обмен должен быть двусторонним, и заинтересованность в этом есть на всех континентах. Просто периодически маршруты меняются.
«Когда-то, значит, мы познакомились с европейским искусством современным, и оно сильно повлияло на нашу, российскую, культуру. Или мы когда-то… Станиславский поехал с МХАТом 2 года в Америке, и в итоге Голливуд весь стоит на системе Станиславского. Понимаете, обмен вот с той частью земного шара шел постоянно и очень многолетне. Что же касается Востока, это так далеко, это так непонятно, но мы с почтением относились к кабуке, театру», – подчеркнул Народный артист России, художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Миронов.
Многие участники подчеркивали: важно, чтобы культура была на повестке дня не только в дни форумов и пленарные сессии, а работа между странами продолжится. Лаконичнее всего подвел итоги петербургского форуму, возможно, Константин Хабенский.
«Вообще, внимание к культуре полезно, я думаю, всем, кто собирается жить сейчас и передавать что-то по наследству своим детям», – резюмировал художественный руководитель-директор Московского Художественного театра имени А. П. Чехова Константин Хабенский.
11 лет назад на первом Культурном форуме было всего 70 участников, сегодня 70 уже стран. Да, арифметическая прогрессия бывает важна и в культуре.
Оригинал репортажаТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |