| И снится Тане рокот космодромаАнна Чепурнова, Труд, 8.12.2023 В последнее время на московской сцене много переиначенной на новый лад классики. И это предмет для размышления на вечную тему «современное искусство в большом долгу перед зрителем». Тем не менее и в столичных театрах изредка появляются произведения живущих в глубине России драматургов, душевно и правдиво рассказывающие о реальной жизни соотечественников. Яркий тому пример — пьеса 41-летнего Алексея Житковского «Космос», поставленная в этом сезоне сразу в двух театрах — МХТ им. Чехова и Театре им. Пушкина. Следуя традициям великих русских писателей, автор говорит о маленьком человеке, не понятом окружающими, а еще — создает образ сильной женщины, на которой столь многое держится в родной стране. Все эти черты соединились в главной героине «Космоса» — учительнице английского из Бугульмы.
Сам Алексей родился в Омске. Сначала окончил химический факультет местного университета, а потом выучился на сценариста во ВГИКе. В 2015 году его пьеса «Мизантроп» получила первую премию на Международном конкурсе драматургов «Евразия» Николая Коляды. А три года спустя другое его произведение, под названием «Горка», признали пьесой года на конкурсе современной драматургии «Кульминация». Сейчас Алексей живет в Нижневартовске. Школьная тема, на которую в 2020 году написан «Космос», близка драматургу: одно время он сам преподавал, а еще у него трое детей. В 2022 году эскиз спектакля по этой пьесе создали в МХТ им. Чехова в рамках проекта «АРТХАБ», нацеленного на поиск новой драматургии. После победы в зрительском голосовании постановка режиссера Нины Григорьевой появилась сначала на Новой, а потом на более вместительной Малой сцене театра. Главную роль сыграла Евгения Добровольская. А недавно «Космос» поставили и в Театре им. Пушкина (режиссер Игорь Теплов, в учительницу Татьяну Викторовну Гизатуллину перевоплотилась еще одна наша знаменитая актриса — Виктория Исакова).
Спектакли получились несхожими, как две разные планеты. Хотя в основе — одна и та же история 42-летней героини, у которой почти все бывшие одноклассники мужского пола — на местном кладбище (кто «сторчался», кто пал в бандитских разборках). Муж же погиб в молодости в Чечне, но до армии частенько бил ее, даже беременную. Вероятно, поэтому личная жизнь Татьяны так и не сложилась, и сексом последние 20 лет она занимается только с
Микки Рурком — разумеется, в мечтах: видеокассета с фильмом «Девять с половиной недель» затерта у нее до дыр. В унылой действительности она и выживает лишь благодаря этим несбыточным грезам — а разве не та же ситуация у многих соотечественниц, зачастую не только в провинции? Когда единственный оставшийся в живых одноклассник, добившийся успеха и ставший космонавтом, решает посетить родной город, Татьяна, привыкшая грезить наяву, воображает, что он едет к ней — ведь были когда-то с его стороны знаки внимания. Попав в телевизионное шоу, она даже объясняется ему в любви, но увы, мужчина до Бугульмы так и не доезжает.
У Виктории Исаковой в Театре им. Пушкина героиня выглядит учительницей скорее столичной, чем бугульминской — эффектной и самодостаточной. О домашнем насилии она говорит лишь однажды вскользь. А «космическая» история подана как комедия с красивыми, интересно придуманными декорациями. Мол, чудачке-мечтательнице на этот раз не повезло — так еще не вечер. Взрослого сына Татьяны проникновенно играет Антон Гращиков. Запоминается и Сергей Миллер в роли гордо-застенчивого преподавателя физкультуры, влюбленного в Татьяну.
А вот история учительницы в МХТ им. Чехова буквально бьет наотмашь — в основном за счет мастерства Евгении Добровольской. В созданной ею роли — и долготерпение русской женщины, и трагическое одиночество той, чья жизнь смолоду надломлена мужем-садистом. Когда он является героине во сне, она закрывается руками, будто ожидая удара. Ни сотрудники, ни единственная подруга Гуля (впрочем, явно имеющая с Татьяной мало общего), ни сын Андрей ее не понимают: для них бывший муж учительницы — герой войны, память которого она осквернила своим телепризнанием в любви к космонавту. Когда Гуля и одна из коллег в оскорбительной форме бросают ей такое обвинение, надо видеть, с каким отчаянием Татьяна вжимается в стену. И слышать, как пронзительно кричит: «Я все равно куда-нибудь отсюда уеду». Хотя понятно, что никогда она этого не сделает. Все случившееся и уход в конце спектакля сына в армию так подкашивают героиню, что за нее действительно становится страшно. И только теплота Андрея, нашедшего силы простить мать, внушает робкую надежду, что в ее жизни еще что-то наладится — если, конечно, сын на службе не повторит участь отца.
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |