Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник»

Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
Недавно один из главных российских театров, МХТ им. А. П. Чехова, отметил 125-летний юбилей. За последние несколько лет труппа пополнилась тринадцатью актерами, недавними выпускниками театральных институтов Москвы. Именно они стали героями нового мультимедийного спецпроекта U MAGAZINE, который поможет понять, чем живет и что думает об искусстве и современности молодое поколение артистов. Выпуски «Проекта 13» в течение всего года будут выходить на разных площадках нашего журнала. Ну а пока приоткроем занавес и познакомимся с первым героем.



У по-мужски сдержанного Арсентия Журида — прекрасное чувство стиля: он легко принимает условия игры самых разных режиссеров. А их сейчас в МХТ ставит великое множество — и часто между их спектаклями целая эстетическая пропасть. Но Арсентий убедителен везде: и в развеселом «Авлабаре, или Новой Хануме» Виктора Крамера, где выходит в роли молодого влюбленного грузина Котэ, и в панк-комедии Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?», где он — томный длинноволосый музыкант-хиппи. И в спектакле Елизаветы Бондарь «Тахир и Зухра» по пьесе Зухры Яниковой, где играет главную роль Тахира — гастарбайтера на московской стройке, воспитанного мамой на примере героев восточного эпоса и старающегося вести себя так же, как они.
И в молодежном хите МХТ — спектакле Александра Золотовицкого «Соня-9» по комиксу Алексея Олейникова о современных подростках, где есть и зажигательная музыка, и подлинные монологи нынешних старшеклассников. На «Соню-9» школьники буквально ломятся, а вот интересно, насколько близка тема подростковой жизни самим молодым артистам?

Арсентий, а вы узнаете себя в героях «Сони-9»?

Во многом да. У меня со школой в свое время не очень-то складывались отношения. Я родился и вырос в Краматорске, до третьего класса учился в одной школе, а потом перешел в другую. Там мне было реально плохо, меня не принимали ни учителя, ни одноклассники. При этом родителям я не жаловался, потому что мне было стыдно, что не могу дать отпор. Сейчас я смотрю на свою сестру, которой десять лет, и вижу, что у нее все совершенно по-другому. Мы недавно перевели ее на домашнее обучение, но не потому что ее травят, а потому что мама более чутко относится к ней, к ее становлению и к атмосфере, в которой она растет.

Ваша сестра смотрела «Соню-9»?

Да, и ей очень понравилось. Вообще подростки принимают этот спектакль на ура. Мы это чувствуем по их горячим аплодисментам. Они понимают все, что мы говорим, приняли нас за «своих». Мне кажется, нынешние подростки не слишком отличаются от нас. Да, моя сестра, с которой у нас 15 лет разницы, растет в иных условиях, чем жил в том же возрасте я: у нее есть телефон, планшет, доступ к разнообразной информации. Наверное, у них какие-то другие шутки, но в принципе все то же самое. Да я и сам, хоть мне уже 25, по-прежнему чувствую себя в чем-то подростком.

Вернемся к вашей непростой школьной жизни – как выходили из создавшегося положения?

Старался минимизировать общение. На самом деле в школе я находился всего несколько часов, а потом у меня были кружки: я ходил на бокс, на бальные танцы, в музыкалку, в театральный кружок. Мне все это очень нравилось. Со второго класса я выступал на всех школьных праздниках, на первом и последнем звонке: пел, читал стихи или был ведущим. 

Тогда и решили стать актером?

В театральной студии, в которую я ходил в Краматорске, были замечательные опытные педагоги. Они сказали: если ты хочешь чего-то добиться в этой профессии, нужно поступать в Москву в Школу-студию МХАТ, там выпускают крутых артистов. Я тогда вообще не понимал, что это за институт такой. И еще они посоветовали мне сначала поехать в Днепр (в то время — Днепропетровск) поучиться в колледже искусств. Я так и сделал.
Мне в колледже очень понравилось — я впервые попал в компанию людей, где все горят одним, и все хотят что-то делать. Мама на тот момент уже жила в России, так что я поселился в Днепре самостоятельно. Чтобы я не жил в общежитии, мама сняла мне там комнату.

И как вам жилось отдельно от семьи в таком юном возрасте?

Мне было комфортно. Я воспринимал это как какой-то лагерь. Мы с мамой всегда были на связи, каждый день общались при помощи видеозвонков. У нас очень доверительные отношения, и она всегда знала, где я и что со мной.
В колледже мне очень повезло с мастером курса Владимиром Евгеньевичем Петренко. Это замечательный актер и режиссер, он действительно радеет за искусство, воспитал целое поколение артистов, играющих в драматическом молодежном театре «Верим!», который он создал. Когда я учился в колледже, там случилась не очень красивая история: назначили новую директрису, они с Владимиром Евгеньевичем не нашли общий язык, и она уволила нашего мастера. И мы два года добивались его восстановления: устраивали митинги, забастовки, даже держали голодовку. В итоге через суд добились возвращения Владимира Евгеньевича в колледж — это произошло, когда мы уже учились на четвертом курсе.
Пока Владимир Евгеньевич официально не числился нашим мастером, мы играли в его театре. На Малой сцене выпустили спектакль «Антигона», в котором были соединены пьесы Софокла и Жана Ануя. Еще играли в пьесе Тадеуша Слободзяника «Наш класс». Это трагическая история, основанная на реальных событиях — об одном классе, где вместе учились поляки и евреи, о том, что стало твориться с этими ребятами во время войны. Я играл Владека — он по сюжету спасает свою одноклассницу-еврейку. Для меня это была первая большая роль, с разными этапами не только взросления, но и старения, потому что Владек в пьесе доживает до наших дней. Там я впервые попробовал свой темперамент, впервые играл взрослые отношения. Мы очень верили в эту работу, хотя шел «Наш класс» совсем недолго.

А потом вы поехали в Москву поступать в Школу-студию МХАТ?

Да, и не поступил. Все мои друзья по колледжу куда-то поступили, а меня не приняли. Я очень расстроился: ведь в колледже мне говорили, что я классный. Но на самом деле я сам был виноват, просто не подготовился по-настоящему. Когда я уже учился в Школе-студии на курсе Игоря Яковлевича Золотовицкого и Сергея Ивановича Земцова, то однажды помогал на приемных экзаменах, сидел на прослушиваниях. И понял, насколько сильно видно, если человек хочет поступить, подготовил классную программу, а не взял первую попавшуюся из интернета. А я тогда взял именно первую попавшуюся. На следующий же год я подготовился отлично, капитально.
В Школе-студии мне не было сложно, ведь за плечами был колледж, где учебный процесс шел буквально круглосуточно. Единственное, я уставал от людей. Когда ты 24 на 7 находишься с одними и теми же людьми и в общежитии, и в институте, это утомляет. К тому же я по натуре отличник, лекции не прогуливал. И еще не хватало времени на личную жизнь.

Будучи студентом Школы-студии МХАТ вместе с однокурсниками вы вышли на сцену МХТ в спектакле Егора Перегудова «Сирано де Бержерак», написали для этой постановки собственные зонги…

Да, мы даже надеяться не могли, что нас возьмут в эту работу! Мы на курсе сделали «Квартирник», спектакль-концерт об истории Ленинградского рок-клуба. На одном из показов был Егор Перегудов. После спектакля он зашел за кулисы, спросил, кто на каких музыкальных инструментах играет, пишет ли кто-то стихи или песни, музыку. А дальше нас — меня, Николая Романова, Сергея Соломина и Мухтар-Али Мурзина — вызвали на репетицию. Какое-то время я думал, что это ошибка и нам вот-вот скажут: «Простите, мы хотели других парней пригласить, а не вас». Но нам не сказали.
Работа в этом спектакле стала для нас огромным событием. Даже сейчас, служа в МХТ второй сезон и играя во многих постановках, я понимаю, что «Сирано» — это пример того, как круто может выпускаться спектакль, когда режиссер знает, чего он хочет. Егор давал нам темы, мы сочиняли музыку, подбирали стихи и просто кайфовали на каждой репетиции! И продолжаем кайфовать. Даже когда мы просто стоим с гитарами в глубине сцены, мы пребываем в восторге, что участвуем в этом. В «Сирано» ты чувствуешь себя частью какой-то большой истории. Это звенящий спектакль. А какие там поклоны, когда весь зал встает! А количество цветов, которые дарят, причем всем исполнителям! Мы всегда уходим домой с цветами.

Есть у вас в МХТ и главная роль: Тахир в спектакле Елизаветы Бондарь «Тахир и Зухра». Это история о том, как Тахир, гастарбайтер на московской стройке, спасает дитя своей погибшей возлюбленной, которая была замужем за другим. И как люди разных национальностей объединяются ради этого ребенка. Немного сказка, не находите?

Мы с режиссером говорили о том, что, возможно, все это видения Тахира, который находится между жизнью и смертью, что погибает не только его возлюбленная Зухра, но и он сам. А так как мама в детстве воспитывала Тахира на героических примерах из старинных преданий, то перед смертью ему представляется, что он выступает в роли спасителя. Ведь когда он мальчиком разглядывал портреты воинов в книгах и спрашивал: «Мама, а я таким буду?», она отвечала: «Конечно, будешь». Но вообще у нас так поставлено, что каждый зритель может воспринять эту историю по-своему: и как сказку, и как реальность. Сам я верю, что есть мужчины, которые способны брать на себя ответственность и совершать настоящие мужские поступки. Мой герой именно так поступает — противостоит злу.

Для проекта U MAGAZINE вы выбрали стихотворение Юрия Левитанского «Кто-то упрямо и властно…» — печальное и пронзительное. И по этому выбору, и по тем стихам, что звучат в спектакле «Сирано де Бержерак», кажется, что поэзию вы знаете и любите.

Нам в Школе-студии действительно привили любовь к поэзии: Марина Евгеньевна Дровосекова, педагог, с которой мы много работали над стихами, педагог по речи Виктор Владимирович Мархасев, Дмитрий Петрович Бак, читавший нам историю литературы. Во время пандемии мы сдавали экзамен по зуму, читали стихи. А когда карантин закончился, выпустили на Учебной сцене спектакль «СтримОпус», с классической музыкой и современными поэтическими текстами, очень удачный, по-моему.

Как вы сегодня ощущаете себя в пространстве Художественного театра?

Хорошо ощущаю. Здесь потрясающие люди работают — все, от ключника и до художественного руководителя. Нас всех прекрасно приняли, к нам относятся не как к каким-то детям, а как к коллегам, уважительно и без пренебрежения. А то количество работы, которое нам предлагают! Я не знаю, где еще у молодых артистов по 10-12 названий спектаклей, в которых они играют. Любой позавидует.

Оригинал статьи
2024
Скоро премьера: «Чайка» Константина Хабенского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.11.2024
МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в Красноярске, Инга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024
Новые спектакли МХТ впервые на красноярской сцене, Проспект Мира (Красноярск), 15.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
Морж, учитель и поэт. В МХТ им. Чехова дают спектакль для юных и мудрых, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 14.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
«Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024
Наталья Беднова: «В театре надо знать всё от и до», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 25.10.2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024