| Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени ЧеховаМарина Янчева, Первое студенческое агентство, 19.04.2024 В Портретном фойе Московского Художественного театра состоялась презентация книги, посвященной спектаклю Владимира Немировича-Данченко «Николай Ставрогин» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Название произведения: «Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913“.
МХТ им. А. П. Чехова постоянно является местом притяжения большого и мощного театрального сообщества. Выпускаются книги, ведутся обсуждения, осуществляются исследовательские работы, которые олицетворяют величие и безграничность театра. Не зная истории, человеку сложно двигаться дальше и создавать что-то новое, особенно это касается театра. В очередной раз научный сектор Школы-студии МХАТ и Музей МХАТ окунаются в историю, чтобы сегодня рассказать о неизведанном и дополнить исторические факты не только русского, но и мирового театра.
23 октября 1913 года состоялась премьера Николая Ставрогина“ Немировича-Данченко. Стоит отметить, что это первая постановка романа Достоевского Бесы“ на театральной сцене. Спустя 110 лет раскрываются все подробности истории создания спектакля, заложившего основу для открытия новых возможностей как в актерском искусстве, так и в режиссуре.
Ведущим творческого мхатовского единения выступил ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Искрометно, с шутками и дружеской атмосферой речь шла не только о театре и новой книге, но и о литературе, театральной критике. Золотовицкий прочитал послание от лауреата Государственной премии РФ, профессора, доктора искусствоведения Инны Соловьёвой, которая не имела возможности присутствовать лично.
Каждое ее слово, написанное или сказанное, является воплощением театра и продолжением идей его основателей. Порой создается впечатление, что Инна Натановна и сама – великий театр. У нее невероятнейшая любовь ко всему, что она делает, о чем думает или говорит. О Достоевском на сцене Художественного театра она сказала так:
К Достоевскому путь был более мучительным, тернистым. Но его вопль разлада, провозвестие внутреннего разлада нации был столь же необходим во внутреннем строе театра, который так или иначе был выразителем национального начала. Им был внятен тот разлад миров, который, собственно, и запечатлен в великой прозе Достоевского. Страшно запечатлен и страшно предсказан“.
Театр – это праздник, путь к театру – путь к празднику, поэтому заключила Инна Натановна таким образом: Поздравляю нас всех, потому что хорошая книга – общий праздник!“
Профессор, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич очень точно выразился о художественном оформлении книги, а как следствие – о ее непростой судьбе. О сложном и тернистом постановочном пути самого спектакля, выпущенного 110 лет назад:
Достоевского привыкли представлять себе в двух цветах – черном и белом. Обложка книги совсем иная. Как мне кажется, это цвет запёкшейся крови, что естественно для спектакля, поставленного за год до того, что называли тогда великой войной, за четыре года до октября 1917-го“.
Борис Любимов – ректор Театрального института им. М. С. Щепкина, профессор – поделился своими впечатлениями о структуре книги, которая предназначена для чтения не только людьми театра, но и для всех, кому интересна исследуемая тема. Четкий и понятный подход к написанию, последовательное пояснение изучаемой темы – основа "Николая Ставрогина“ на сцене Московского художественного театра. 1913“:
Вначале Ольга Егошина вводит читателя в контекст, затем следует текст пьесы, благодаря которому мы, наконец, понимаем, что же было поставлено на сцене Художественного театра, и потом работа Светланы Васильевой, которая рассказывает почти по мизансценам, по этапам репетиций о том, как был создан спектакль“.
Театральный журналист, арт-директор фестиваля Уроки режиссуры“ Марина Токарева провела параллель между Достоевским, спектаклем Немировича-Данченко и человеческой сущности в целом:
Это было размышление о том, какой человек должен стоять над бездной русской жизни; о том, что такое совесть, где её границы, и есть ли они; о том, что такое – грехопадение и, наконец, есть ли возможность спасения. Недаром в полемику вокруг спектакля вмешалась вся просвещённая мысль. Это был спор о русской истории, о том, как нам жить“.
Ольга Егошина – автор-составитель книги, профессор, доктор искусствоведения, арт-директор фестиваля Уроки режиссуры“ поделилась своими впечатлениями от проделанной колоссальной работы над научным исследованием:
Именно спектакль Николай Ставрогин“ заставил думать русских мыслителей о Достоевском. Театр даёт литературе дополнительные оттенки, вскрывает смыслы, заставляет сопереживать иногда куда сильнее, чем при чтении“.
Книга выпущена в серии Библиотека Биеннале театрального искусства“ – в рамках совместного проекта фестиваля Уроки режиссуры“ и издательства “Navona”.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |