| Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии РоксановойАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024 Сегодня, 16 мая, 150 лет со дня рождения Марии Людомировны Роксановой (1874 — 1958), первой Нины Заречной Художественного театра, актрисы, которой не повезло. Почему же не повезло, спросите вы? Разве это не счастье — сыграть молодую героиню в спектакле, который стал символом Художественного театра? Дело в том, что роль Заречной досталась Роксановой в тяжелый для нее момент жизни. Вовсе не «Чайка» должна была стать главной приманкой для публики новорожденного Художественно-Общедоступного театра: через две недели после открывшего МХТ «Царя Федора Иоанновича» планировалась премьера пьесы Гауптмана «Ганнеле». На «Ганнеле» Станиславский и Немирович-Данченко делали большую ставку: это была современная драма с мистическим оттенком, история о бедной девочке, ожидающей смерть как праздник избавления от земных страданий. Роль Ганнеле и репетировала Роксанова, 24-летняя выпускница Филармонического училища, чье нервное дарование, казалось, отвечало самому духу времени. Однако в день генеральной репетиции уже готовый спектакль был снят с репертуара по требованию церковной цензуры. После этого срочно выпустили другую премьеру — «Счастье Греты», снова с Роксановой в главной роли, но спектакль провалился. В общем, к работе над «Чайкой» начинающая актриса пришла в совершенно разобранном состоянии. Наверное, поэтому ее Нина не понравилась никому и, в первую очередь, Чехову. Триумф всей труппы обернулся ее личным поражением. В последующие два года Роксанова сыграла Купаву в «Снегурочке», Татьяну в «Мещанах». Но оправиться от неудач так и не смогла, и вскоре ушла из МХТ. Это, очевидно, было правильным решением, так как в других театрах Роксанова вполне процвела. Она сотрудничала с Товариществом новой драмы Мейерхольда, петербургским Новым театром, имела успех в роли Сарры в чеховском «Иванове», которого в рижской антрепризе Незлобина поставил Константин Марджанов. В 1923—1927 годах ее жизнь была связана с Четвертой студией МХАТ, дальше она эмигрировала из СССР, но в 1940-е годы вернулась. Устроилась в труппу Камерного театра Таирова. Последние годы жизни Марии Людомировны прошли в доме ветеранов сцены.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |