| И безнадежность ищет словМария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024 Пьесу “Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето” драматург Ярослава Пулинович написала в 2021 году, когда карантины, удручающие эпидемиологические сводки в новостях и дистанционные рабочие и личные отношения резко переменили наш привычный мир. Режиссер Галина Зальцман, первой взявшая ее к постановке на сцене Московского театра “Современник” в 2022 году, хотя и оставила от авторского названия только слово “житие”, в атмосфере спектакля удивительным образом передала клаустрофобически панические ощущения “ковидного лета”.
Недавняя премьера на Новой сцене МХТ называется “Жаркое ковидное лето”, но в постановке Татьяны Архипцовой ни эпидемия, ни карантины никакого влияния на действие не оказывают, декорация Александра Петрова вызывает ассоциацию с холодом заброшенных домов, а не духотой современного города при плюс тридцати восьми градусах в тени. Получившемуся спектаклю, кажется, больше подошло бы именно название “Житие Алевтины Павловны и Федора Михайловича”. А может быть, и вовсе “Житие Алевтины Павловны”.
Живет Алевтина Павловна в достаточно крупном, судя по наличию Университета, провинциальном городе, преподает, диссертацию защитила когда-то по творчеству Достоевского. Муж, тоже преподаватель, умер семнадцать лет назад. Дочь Маша (Алена Хованская) давно уехала в Москву, но так и не нашла там себе места – ни по самоощущению, ни конкретного рабочего. В нескладности своей жизни Маша склонна обвинять мать и с большим удовольствием занимается саморазвитием, докапываясь до истоков своих детских и подростковых травм. Дочь Маши, Даша (эту роль в очередь играют Маргарита Якимова и Софья Шидловская) – жизнерадостное чудовище тринадцати лет, в меру эгоистичное, в меру симпатичное. Три представительницы одной семьи, в сущности, в равной степени дистанцированы друг от друга без всяких объявлений карантина. Самое близкое существо для Алевтины Павловны – собака. Подобранный семнадцать лет назад на улице щенок Федор Михайлович (Владимир Тимофеев). Теперь он стар и болен. Продлить ему жизнь – единственное, чего хочет его хозяйка. Ни доводы ветеринара, ни приезд внучки, ни слезы дочери, ни вынужденная встреча с бывшим любовником (Эдуард Чекмазов) не имеют никакого значения, если Федор Михайлович отказывается от еды и уже почти не ходит. А он бы рад сделать для обожаемой хозяйки все, что угодно, но может только не отрывать от нее безусловно восхищенного взгляда. Финал спектакля кажется сказочным, почти притчевым, во внезапно возникшее взаимопонимание между матерью и дочерью не очень верится, оно мнимо, как сон, и ощущения безнадежного одиночества не перебивает.
В роли Алевтины Павловны – Ольга Яковлева. Хрупкая уцелевшая часть великого театра, секрет которого сегодня знает только она одна. В Художественном театре она репертуаром, прямо скажем, не избалована. Премьер у нее не было почти десять лет. Легко входя в современную, вполне бытовую и мелодраматичную пьесу, Ольга Яковлева являет собой ошеломительный контраст всему, что ее окружает. Ироничной филологической игре драматурга Пулинович со всеми этими модными “не в ресурсе”, “токсично”, “абьюз”, “коуч” и обрывками слов, которыми разговаривают теперь подростки. Достойным актерским работам своих партнеров – тонкой игре одними глазами, в которых бескрайняя преданность, Владимира Тимофеева и написанному крупными мазками образу, создаваемому Эдуардом Чекмазовым. Прямолинейной режиссуре Татьяны Архипцовой. Кажется, даже крайне неудобной Новой сцене МХТ, где колонны с двух сторон ограничивают обзор.
Оттого и нет в этом спектакле ничего важнее “жития Алевтины Павловны”, что сам способ актерского существования Ольги Яковлевой столь неповторим и уникален. Интонация каждого произнесенного слова, воспетые Анатолием Эфросом “голосовые оттенки”. Акварельное, мягкое наполнение смыслом жестов и движений. Игра на полутонах, не терпящая поспешности даже в остро драматичных сценах. Алевтина Павловна, какой создает ее Яковлева, женщина довольно эгоцентричная и, пожалуй, не самая приятная. Ее легко представить в университетской аудитории, где она увлекательно и слегка снисходительно читает лекции. Она требовательна к студентам и требовательна к себе. Она вообще предельно честна с собой и свою прожитую жизнь называет “немного красивой, немного странной, немного глупой”. У нее конфликта с дочерью нет, а к попыткам дочери выйти на конфликт она относится с ироничным отстранением. Свое одиночество она выбрала сознательно, и когда любимого пса не станет, она переживет и это. Со спокойным достоинством, столь присущим и актрисе, которая ее играет.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |