| На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаянияАнастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 За столь вычурным, с претензией названием скрывается сюжет хрестоматийного рассказа Антона Павловича Чехова. В этом году и рассказу «Дама с собачкой», и Московскому Художественному театру 125 лет. Решили отметить двойной юбилей постановкой.
«После Чехова никто не может писать так просто о таких простых вещах, как он это умеет», так рецензировал Горький рассказ, где банальный курортный роман оборачивается настоящей большой любовью. Но разве Горький авторитет для современных режиссеров? Всё, что просто и внятно, им кажется неинтересным.
Алексей Мизгирёв, больше известный как кинорежиссер («Кремень», «Бубен-барабан», «Конвой» это его фильмы) сочинил собственную историю на основе Чехова. У него герои «Дамы с собачкой» и второстепенные персонажи приходят на сеанс к психотерапевту (его играет Ростислав Лаврентьев), который владеет техникой гипноза.
Персонажи, которые у Чехова упомянуты вскользь: жена Гурова, муж Анны Сергеевны (появляется мельком в театре) становятся полноправными героями, как и Гуров, и Анна Сергеевна. У каждого из них своя боль, которую они проговаривают, изливают душу, рефлексируют
Некоторые, как становится понятно, подвергнуты психологическому насилию. Анна Сергеевна (то есть дама с собачкой, её играет Полина Романова) просто задыхается от отчаяния. То она роняет слезу (по-настоящему), то воет собакой (очень долго). Градус действия доходит до трагедии. Жена Гурова, которой муж постоянно изменяет, отравилась мышьяком. Чехов до такого не додумался. Гуров и Анна Сергеевна пытаются совершить двойное самоубийство, как в японской пьесе про гейшу. Убить друг друга – единственный способ освободиться от любви. Но умирают они или нет до конца не ясно. Некоторые зрители заподозрили Гурова в убийстве Анны Сергеевны. Другие наоборот: Анна Сергеевна убила Гурова. У Чехова, кстати, нет и намека на такой финал… Хотя тоже не вполне оптимистично: самое сложное и трудное у Гурова и Анны Сергеевны только начинается.
«Для меня этот рассказ Чехова никогда не был историей про любовное приключение. Этот рассказ про непростые отношения мужчины и женщины. Адюльтер превратился в личную драму. За сюжетом чувствуется тема отчаяния, говорит режиссёр Алексей Мизгирёв, убежденный в том, что мужчина и женщина никогда не могут быть счастливы. Человек вообще не может быть счастлив. И даже сеансы психотерапии не помогут…». И это что-то его личное.
Мизгирёв объяснил и необходимость мышьяка, и убийства. В рассказе Чехова всего 5 страниц, «в нём нет драматургии, надо было найти драматические ходы». Режиссёр их находит: в пароксизме страсти Анна Сергеевна катается с Гуровым (его играет хороший артист Сергей Волков) по раскромсанному на полу арбузу. Арбуз – это самостоятельный персонаж. У Чехова упоминается вскользь, во время первого интимного свидания героев. «На столе в номере был арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша». В спектакле Мизгирёва арбуз наделен чувственным, сексуальным смыслом. Герои запихивают арбуз друг другу в рот, надевают на голову, брызги арбузного сока летят в зрителей…
Говорят, пока режиссер искал «драматический ход», актеры сильно мучились. Дмитрию Мизгиреву правила и порядок театральных постановок был в диковинку. «У нас был длинный путь в процессе репетиций. И мы тоже занимались психотерапией», дипломатично сообщила актриса Дарья Юрская. Она играет жену Гурова, ту, что отравилась мышьяком.
Спектакль идет чуть больше часа. Несмотря на брызги арбуза, собачку и гейшу стало клонить ко сну минут через 10 действия (подействовал психотерапевтический сеанс с элементами гипноза). И в финале остались сплошные вопросы. Почему в театр пригласили кинорежиссёра, хотя такое теперь случается? Почему «Дама с собачкой»? «Это было исключительно мое желание», рассказал Мизгирёв, как он встретился с худруком МХТ Константином Хабенским и сделал ему предложение. А что, так можно было? Прийти в главный драматический театр страны, взять классику на выбор, дописать её по-своему… И готова премьера.
Оригинал статьи Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |