Играть воодушевленно

Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
Пьесу “Мое загляденье” Алексей Арбузов написал в 1969 году, и в отличие от многих его пьес, с успехом шедших (и идущих) в столицах и в провинции, эта считалась несценичной. “Несценичность” в советские времена часто была эвфемизмом “нерекомендованности”. “Загляденье” вызывало раздражение, выглядело как хулиганство и издевательство над соцзаказом, призывавшим драматургов создавать образ положительного героя. Определение жанра – “оптимистическая комедия” – очевидный намек на знаменитую с начала 1930-х пьесу Вс. Вишневского, уверявшего, что трагедия должна быть оптимистической. И неслучайно реабилитация “Загляденья” произошла в 1990-х, когда, смеясь, расставались с прошлым. Ученик Петра Наумовича Фоменко Артем Хряков поставил в Театре на Малой Бронной спектакль, где важная роль отводилась телевизионному диктору “известному всему народу”, с большим подъемом вещающему нечто ностальгическое про небывалые урожаи, собранные без потерь и отправленные в закрома родины. Этих текстов, разумеется, не было у Арбузова. Но они оказывались важным фоном, усиливавшим абсурдистскую природу пьесы. Жизнь спектакля оказалась короткой, а пьеса – забытой на долгие годы (исключение – спектакль молодого режиссера Кирилла Заборихина, появившийся три года назад в Пензенской драме).

Премьера на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова объявлена как результат Пятой лаборатории “АРТХАБ” – за постановку эскиза проголосовали и зрители, и профессионалы. Филипп Гуревич сильно сократил текст “Загляденья”, ликвидировал роль упомянутого диктора и еще одного персонажа со звучной фамилией Валуа. Публика, в подавляющем большинстве первоисточник не читавшая, о купюрах не догадывается (но и знакомый с текстом критик, пишущий эти строки, легко простит режиссеру эти вольности). Прежде всего – за решение отказаться от искушения поставить пьесу в по-прежнему мод-ном стиле “ретро-соцарт” и попытаться разглядеть в ней смыслы “несоветские”, вневременные. В прологе участники спектакля располагаются за пюпитрами, и спектакль начинается с читки. Прием не новый, но важный – потому что ремарки у Арбузова не менее важны, чем диалоги.

Сегодня, когда пересказ классики “своими словами” привычен и смущает лишь ретроградов, неожиданным кажется намерение молодого режиссера довериться автору и его пародирующему штампы языку. Заковыристому, странному с точки зрения современного зрителя тексту Гуревич ищет визуальный, пластический, музыкальный эквивалент. В начале спектакля сцена пуста, позднее на ней возникнет абрис фанерного театрика (художник Анна Агафонова). Действующие лица пьесы, каждому из которых Арбузов дает короткую комичную характеристику, предстанут в спектакле как персонажи комедии масок, причем этих масок будет в два раза больше, чем артистов, занятых в спектакле.

Метаморфозы, происходящие на сцене с героями, совершаются при помощи подручных театральных принадлежностей – париков, усов, головных уборов. Так, Софья Евстигнеева нахлобучит вязаную шапку, наденет бесформенную шерстяную кофту и предстанет трогательной и нелепой тетей Сашей – “очень милой женщиной и способной лифтершей”. Спустя короткое время на сцене возникнет кокетливая блондинка в соблазнительном комбинезоне. Не сразу узнаешь актрису в образе “заботливой жены” Милочки-2. Милочка-1 (бывшая супруга главного героя) на сцене не появляется. Юлии Ковалевой достанутся роли экзальтированной Милочки-3 – “безумно влюбленной студентки, прекрасной собой” и незадачливой Алисы, “которая вскоре станет творческой единицей”.

Николай Сальников виртуозно превращается из нервозного мазохиста Авенира Николаевича – “крайне начитанного интеллигента и в то же время библиотекаря Фрунзенского района” в харизматичного усатого полководца на пенсии, “непримиримого старика” Акима Листикова. Еще одна маска Сальникова – самодовольный хлыщ Валентинов – “самый близкий друг“ лифтерши, “теперь уже не пьющий”.

Все исполнители получают очевидное удовольствие от участия в увлекательном маскарадном хороводе, оттеняющем фигуру главного героя. “Замечательный человек” Вася Листиков – Олег Сапиро (артист Театра имени Вл. Маяковского) возвышается над своим окружением не только фактурой – высоким ростом и внушительной комплекцией. Лишь поначалу он кажется чудаком-тюфяком, словно созданным для того, чтобы его обманывали и использовали. “Очень энергичный” друг и сослуживец Сева Полонский – Антон Лобан уводит из-под Васиного носа жену, а заодно присваивает Васины изобретения. Сева, как он сам говорит о себе: “вовсе не подлец, просто иногда не хочется прозябать”. Прозябать значит для Полонского лишиться карьерных перспектив, упустить шанс улучшить благосостояние. Устаревшее понятие встречается у К. С. в “Моей жизни в искусстве” в принципиально иной коннотации в связи с трактовкой Гордоном Крэгом роли Гамлета – “”быть”, т.е. продолжать жить, – это означает для него прозябать, страдать…”.

Ироничный текст пьесы лишен какой-либо дидактики. Но драматург, а вслед за ним и режиссер “Моего загляденья” убеждены – “замечательность” Васи Листикова как раз и состоит в том, что он просто-напросто естественный, чистый человек. Он не боится страдать, называть вещи своими именами. В финале Вася сознательно отвергает хэппи энд.

Алексей Арбузов считал, что пьесу следует играть очень воодушевленно, прекрасно понимая, что “жизнь чудовищно не проста, мучительно не проста”. Его призыв был услышан.

Оригинал статьи
2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024