| Дмитрий Трубочкин о спектакле «Самоубийца», 3.09.2024 Художественный театр открывает 127 сезон премьерой спектакля «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана (режиссёр Николай Рощин). На генеральной репетиции спектакля побывал театровед, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин. Публикуем впечатления, которыми он поделился после прогона.
Спектакль выходит очень мощным, с прекрасными работами артистов, с впечатляющим визуальным решением (как это всегда бывает у Николая Рощина). Очень удачно выбрана речевая интонация: артисты не превращают текст Эрдмана в совокупность шуток и словечек, они говорят так, чтобы передать, что их герои своими необычными на наш слух фразами не шутят, а думают (притом всерьез, с озабоченностью, с решимостью и со всем спектром эмоций, возникающих от невероятных жизненных ситуаций) – и от этого получается очень смешно. То, что артисты не тараторят, а говорят размеренно, донося фразы до зала – это очень правильно; иначе текст совсем бы потерялся и стал бы зрителю в тягость. Глубока мысль режиссера, поддержанная визуальным решением и игрой Ивана Волкова: Подсекальников, пройдя несчастным обывателем через жизненную фантасмагорию, в конце понимает, что он хочет освободиться от мира как от системы, подавляющей душу – он мощно возвышается, и такое впечатляющее возвышение Подсекальникова очень дорого. Финальная точка поставлена не теми, кто убежал, чтобы воспользоваться для своих идейных целей настоящей смертью, а именно Подсекальниковым: он остался один, понятый только женой, которая его поцеловала (но не тещей, которая его ударила по щеке), сбросил с себя прямо в гроб все, что прикрепляло его к этому миру – костюм, шляпу, револьвер, микрофон – и сжег это вместе с гробом, оставшись в одном белом исподнем. Зритель хорошо помнит, что гроб – это квартира, в которой жил Подсекальников, и этот гроб оказался разрушен именно похоронной процессией (Рощин ставит здесь визуальный акцент – с разрушением гроба-жилища развернулась лестница вверх). И еще незадолго до этого мы помним мизансцену, когда Подсекальников единственный из всех взобрался высоко по лестнице и стал впервые в жизни всерьез взывать к Богу, чтобы получить силы для самоубийства – и в итоге получил силы для другого смелого шага: сбросить все лишнее и жить ради собственной души. Важность вопросов Подсекальникова о загробной жизни подчеркнута, мы понимаем, что он единственный в этом мире, загнанный в угол, подходит к пониманию серьезности этих вопросов, и чувствуем, как в спектакле убедительно открывается эта важная тема. Все это сопровождается остроумными видео, остроумными сценическими изобретениями Николая Рощина, подчеркивающими стилистику нуара, иногда гиньоля, трагифарса – и артистам здесь удается не переходить тонкую грань, опасную для этих жанров: в спектакле нет пошлости, и это очень важно. Музыкальное решение осмысленно, и даже возник новый театрально-музыкальный хит: «Вся жизнь его была похожа на любовь, а наша жизнь похожа на измену» – изумительное, очень серьезное и проникновенное, даже трагическое исполнение этих стихов под фортепиано, напоминающее бардов-шестидесятников (а ведь многие даже не знают, что Эрдман начинал в литературе как поэт – он и остался поэтом). Николай Рощин и артисты нашли глубокую серьезность в Эрдмане, не сбросив с корабля его тонкий юмор и сатиру, и умение дирижировать зрительским настроением, и историческую привязку к МХТ – все это очень важно, и закладывает крепкий фундамент для, надеюсь, долгой и успешной репертуарной жизни спектакля.Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |