| «Самоубийца» Николая Эрдмана в МХТ. Режиссер Николай РощинНикита Балашов, Ревизор.ru, 3.09.2024 Премьера состоится сегодня вечером, но несколько сцен из спектакля показали прессе накануне. Конечно, хотелось бы писать рецензию на весь спектакль, но это тот самый случай, когда даже просмотр небольшой части сразу вдохновляет и заставляет садиться за предварительный отчет. (Полный, как вы понимаете, будет позже). Несмотря на то, что «Самоубийца» – одна из самых смешных пьес советской драматургии, начинается спектакль очень мрачно – с письма Станиславского Сталину, где классик театра просит у вождя дать возможность поставить произведение Эрдмана на сцене. Дальше – больше: возникает мрачный звук, который напоминает то ли летящие бомбардировщики, то ли сибирские ветра, то ли… В общем что-то очень нехорошее. Декорации на сцене напоминают гроб – все в серых тонах, одежда героев похожа на саваны. В общем, то ли «ГУЛАГовский нуар», то ли намек на то, что мы уже оказались на том свете. На пресс-конференции после спектакля режиссер признался, что его вдохновлял первый (деревянный) вариант мавзолея Ленина. Действительно – похоже. Также режиссер предупредил, что из спектакля сознательно убрано большинство бытовых нюансов – он сосредоточился в основном на мистической стороне пьесы. В общем, никакого текста, исключительно голый подтекст. Интересная попытка – поменять «текст» и «подтекст» местами. И, судя по тем сценам, которые я увидел – он полностью удался. Действительно, у зрителя точно не возникнет вопросов – о чем спектакль, и что теми или иными сценами хотел сказать режиссер – все это показано четко и явно (даже с перебором, наверное). Режиссер сознательно пытался уйти от самого понятия «комедия». В первых сценах смешного, действительно, мало, но, чем дальше, тем больше прорывается эрдмановский юмор, который с одной стороны очень органично сочетается с замыслом, с другой – уж точно разряжает брутальную атмосферу и не дает зрителям заскучать. Ну, а что касается актуальных в наше время тем, то их там не просто в избытке, а в переизбытке. То, что многие фразы героев будут восприняты бурными зрительскими аплодисментами – и не сомневаюсь. Актуальность – 100 процентов. Подсекальникова играет Иван Волков, один из ведущих актеров Александринского театра в Санкт-Петербурге, и он великолепно вписался в актерский ансамбль МХТ. Хоть для него это и дебют на легендарной московской сцене. Конечно же, хочется сравнить МХТовскую постановку с версией Плучека, которая была долгие годы одним из хитов театра сатиры. Что странно – спектакли совершенно разные, но Подсекальнкиов – Волков и Подскекальников – Ткачук как раз похожи. Как внешне, так и по манере игры. То есть фактически один и тот же герой ставится в два совершенно противоположных мира. Ведет себя одинаково, но результаты прямо противоположены. Очень интересно. То, что этот спектакль станет популярным, я и не сомневаюсь. Это именно та постановка, о которой будут не просто говорить, а перешептываться в стиле: «Да кто им разрешил такое ставить!». В свое время «Идеальный муж» Богомолова вызывал кучу скандалов! Постановку неоднократно требовали снять. Тут, я думаю, скандалов будет не меньше. Но у Богомолова – китч! Тут даже намеков на китч нету. Тут как раз все идет по оголенному нерву. Режиссер, как опытный врач, нажимает на болевые точки общества и современности. Вздрагиваем! Неприятно! Но при этом смешно. Очень высокий класс работы. Я не знаю, как сложится судьба этого спектакля, но то, что интерес к нему будет очень большим – не сомневаюсь. В общем, если после сегодняшней премьеры спектакль оперативно не снимут как вредный, то хоронить Подсекальникова будут точно не один сезон.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |