| «Флешбэк 2002» Олжаса Жайнадарова на Новой сцене МХТ. Режиссер Вера ПоповаНикита Балашов, Ревизор.ru, 4.10.2024 Если вам за 40, и вы хоть раз по-настоящему серьезно задавали себе вопрос: «Как бы сложилась жизнь, если б вы много лет назад поступили не так а по-другому?» – то этот спектакль однозначно для вас! Покупайте билет и идите не раздумывая. Сюжет прост, как три копейки. У мужчины (Александра), который 15 лет состоит в несчастливом браке (с Татьяной), появляется метафизический шанс вернуться назад и потребовать у самого себя в юности начать отношения совсем с другой девушкой (с Еленой). Однако спектакль простым не назовешь. Да, начинается он – как красивая мелодрама с легкими элементами ностальгии (тут и мобильники «Нокиа», и КВН (когда он еще был смешным) и хиты начала 2000х), но чем дальше, тем больше психологизма, философии, размышлений о вечном. К счастью, все строго в меру. Никакого перегруза, никакой затянутости. Сам финал рассказывать не буду – чтобы не портить вам впечатления, но сразу предупрежу: он абсолютно предсказуем, но с определенным элементом загадки, которая и ставит красивую точку, оставляя ряд вопросов. Когда мы после расходились после пресс-показа, я внимательно слушал, что скажут зрители. Мнение едино: Можно в меру поностальгировать и в меру поплакать. Полностью согласен. А для меня особенно. Действие происходит в мой день рождения. (Мне тогда исполнилось 28 лет, сразу бросился вспоминать, а как же я его отмечал… Эх, молодость, молодость). Зрительный зал устроен буквой П, большая часть публики сидит в первом ряду, артисты сидят среди нас – и создается полная вовлеченность в процесс. Спектакль аскетичен как с точки зрения декораций, так и с точки зрения музыкального и светового оформления, но ничего большего и не нужно. Все метафоры показаны. Есть, конечно, и недостатки, но они мелкие и несущественные. Главного героя (Александра) играют двое актеров – Сергей Медведев (в зрелости) и Павел Филиппов (в молодости). И если к Павлу Филиппову вопросов нет, то, на мой взгляд, – образ Сергея Медведева не очень удачный. С одной стороны, актер сыграл отлично, но он выглядел уж слишком уверенным, волевым человеком, в то время, как по сюжету Александр – колеблющийся подкаблучник. (Хотя, наверное, я просто придираюсь). Также есть вопрос и к жене Александра Татьяне (ее исполнила Надежда Жарычева). Образ получился стройным, но слишком положительным. Смотрю и вижу прекрасную милую женщину. Каждому бы такую жену! Не совсем понятно, а почему у Александра с ней конфликт, почему на протяжении 15 лет она превращала его жизнь в ад. Получается как раз наоборот. Образ, который создала Надежда Жарычева, слишком идиллический, слишком правильный. В итоге – мы видим серьезный семейный конфликт (притом односторонний), но не можем прочувствовать его суть. Складывается впечатление, что Александр истерит просто так. Добавить бы ей жесткости, самодурства, деспотизма. Тогда образ бы сложился. Что же касается четвертой актрисы, Полины Романовой (она играет Елену – женский идеал из прошлого), то тут напротив, все ясно, понятно и стройно. В итоге – есть некоторый перекос в отношениях. Если флешбек из 2002-го года сделан практически идеально, то к действию, происходящему в настоящем, возникают вопросы. Но все эти претензии совершенно не критичны. Хотя режиссеру еще есть над чем поработать. В любом случае – идите, ностальгируйте, думайте о вечном. Этот спектакль – отличный повод покопаться в себе и понять, что от добра добра не ищут! (Простите за спойлер). Если же вы еще молоды, то лучше пока подождите: не поймете, не прочувствуете нерв действия, просто в силу возраста. Но не страшно, сходите позже. Уверен, «Флешбек 2002» станет украшением Новой Сцены и будет идти далеко не один год. Так что даже если вам немного за 20, успеете еще сходить на спектакль, когда накроет кризис среднего возраста!
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |