Спектакль «Флешбэк 2002»: психологическое пространство двухтысячных современным взглядом

Ольга Романцова, ТАСС, 4.10.2024
Театральный и музыкальный критик Ольга Романцова — о новом спектакле МХТ имени Чехова, который играется на расстоянии вытянутой руки.

Современные драматурги и молодые режиссеры нужны для развития любого театра как воздух. Для их поиска в МХТ имени Чехова в 2022 году появился экспериментальный проект «АРТХАБ». Премьера созданного в рамках VI лаборатории «АРТХАБ» спектакля «Флешбэк 2002», которая проходит 4 октября на Новой сцене, доказывает, что эксперимент затеяли не зря. Внешне простой, без сложных декораций и замысловатых режиссерских решений, спектакль затягивает и завораживает, заставляя не отрываясь следить за судьбой его героев.

Время первых суши

У VI лаборатории «АРТХАБ» были необычные задачи: драматурги должны были создать оригинальные пьесы специально для МХТ имени Чехова не в одиночку, как обычно, а в сотворчестве с режиссерами, которым предстояло их поставить. Для сочинения театр задал тему: «Воспоминание о будущем» — прошлое, настоящее, будущее.

Эскиз спектакля «Флешбэк 2002» появился в декабре 2023-го. Прошлое в пьесе драматурга Олжаса Жанайдарова и режиссера Веры Поповой — 2002 год, когда молодежь читала Пелевина, Борхеса и Мураками, слушала «Мое сердце остановилось» группы «Сплин» и другую русскую рок- и поп-музыку, люди впервые пробовали японские суши, васаби и разговаривали по большим и тяжелым кнопочным мобильным телефонам. Настоящее — наши дни: главный герой Александр (Сергей Медведев) выходит на сцену прямиком из зрительного зала, где перед началом сидит на первом ряду рядом с публикой, пришедшей на спектакль.

Для Жанайдарова и Поповой «Флешбэк 2002» — первая серьезная работа в Москве, при этом пьесы талантливого драматурга активно ставят и в Казахстане, где он родился, и в России, где вырос (в часто идущих «Магазине» и «Алдаре» затронуты острые социальные вопросы). Жанайдаров — художественный руководитель казахстанского фестиваля современной драматургии «Драма.KZ» и участник арт-дирекции Фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Вера Попова, ученица Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, не раз участвовала в творческих лабораториях разных театров, поставила около 30 спектаклей и в 2020-м стала главным режиссером Лысьвенского театра драмы им. А. Савина (главреж-женщина, еще и молодая, в нашей стране редкость).

Вперед в прошлое

«Флешбэк 2002» — история о кризисе среднего возраста, потере смысла жизни и тотальном одиночестве. У Александра внешне благополучная семья, квартира не в ипотеке, небольшой достаток позволяет сделать ремонт и поехать в отпуск в Анапу. Жизнь идет ровно, гладко и спокойно, правда, детей нет — у них с супругой Татьяной (Надежда Жарычева) иммунологическая несовместимость. Но герой вдруг осознает, что ведет скучное существование без любви и радости жизни, и думать об этом невыносимо. Его попытку высказаться Татьяна воспринимает как истерику из-за ошибки ремонтников и предлагает сходить на консультацию к психологу.

Александр задумывается, могла ли его жизнь сложиться иначе, а дальше начинают происходить чудеса: его, недавно сидевшего с женой в кафе, находят в номере отеля в бессознательном состоянии. Врач скорой помощи подозревает отравление какими-то токсическими веществами, а Александр в это время, подобно герою фильма «Назад в будущее», оказывается в 2002 году и снова видит случайную встречу выпускника института Саши (Павел Филиппов), то есть самого себя больше 20 лет назад, и девушки Лены (Полина Романова). Они проговорили всю ночь, Саша влюбился и… потерял Лену навсегда, думая, что девушек в его жизни еще будет много. Но, возможно, это была его вторая половинка. Знание эвереттики (одного из направлений квантовой физики) помогает Александру изменить свою судьбу. Так авторы пьесы — драматург и режиссер — совместными усилиями выводят героя из личностного кризиса.

На расстоянии вытянутой руки

В спектакле фактически нет границы между зрителями и героями на сцене: все события спектакля разворачиваются практически на расстоянии вытянутой руки от первого ряда. Публика сидит с трех сторон замкнутого прямоугольника из светлых столов (художник спектакля — недавняя выпускница ГИТИСа Елизавета Ермакова). В ящиках этих столов, как в тайниках, герои находят или прячут все необходимые для развития действия вещи.

В спектакле нет сочных бытовых красок и узнаваемых с первого взгляда примет времени: атмосферу начала 2000-х создают саундтрек да отдельные детали костюмов вроде Лениных джинсов клеш. Режиссеру Вере Поповой важнее не историческая достоверность начала 2000-х, а изменения в психологии героев. Хотя знаковые детали и мизансцены в спектакле тоже есть. Александр и Татьяна всегда в черном, как будто из их жизни исчезли все краски. Цвет появляется только во «флешбэке» из прошлого.

В сцене разговора супругов за столиком кафе, когда герои по идее должны сидеть рядом, они находятся на противоположных сторонах прямоугольника из столов, разделенные пустым пространством. Это их «противостояние» несколько раз возникает в спектакле. Прозрачная пленка, которой обычно укрывают мебель и пол во время ремонта, здесь выглядит как липкая паутина. Александр, пытаясь разломать опостылевшую ему семейную жизнь, по-настоящему выламывает из прямоугольника один из столов. Попав в прошлое, герой снаружи наблюдает за Сашей и Леной, стоящими внутри прямоугольника, но ему удается попасть в это пространство и поговорить с самим собой 20 лет назад.

В небольшом пространстве Новой сцены актерам невозможно использовать привычные театральные средства, да это и не нужно. Они играют настолько искренне и правдиво, как будто это и не спектакль вовсе, а самая настоящая жизнь, свидетелем которой стали зрители. Запоминается разговор обаятельного Саши и расстроенной Лены со смешными «барашками» на голове: молодые люди просто болтают, но между ними как будто пролетают искры и на глазах зрителей возникает влюбленность и внутренняя связь; усталость и отчаяние взрослого Александра, пытающегося изменить свою жизнь, и горе Татьяны, потерявшей мужа: расставляя стопки как на поминках, она рассказывает, как он заботился о ней с первой встречи, и уверена в его искренней любви. Герои говорят современным языком, их поведение и реакции понятны, чувства вызывают живой отклик. Жаль только, что тем из нас, кто запутался в собственных проблемах, эвереттика на помощь не придет.

Вместе с тем перед нами не бытовая история, в ней нет однозначности, она балансирует между реальностью и фантастикой — и в этом заслуга режиссера Веры Поповой. И хотя спектакль получился довольно коротким (он идет час с небольшим), смотреть его гораздо интереснее, чем очередную традиционную постановку «Чайки» или «Бесприданницы».

Конечно, театральная лаборатория — это всегда риск. Но без риска редко получаются интересные спектакли. Эксперимент в МХТ имени Чехова прошел успешно. Право на творческий поиск есть у всех, но, к сожалению, не во всех театрах есть желание им воспользоваться. Тем радостнее, когда это происходит. 

Оригинал статьи
2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024