Режиссер Попова предложила зрителям «лучшую версию себя»: как исправить ошибки юности

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.10.2024
Всего час идет спектакль «Флешбэк 2002» в постановке Веры Поповой на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова. И этого достаточно, чтобы прокрутить почти сорокалетнюю жизнь одного хорошего человека, встретившего молодого самого себя.

В основе спектакля, как теперь все чаще говорят, текст, не пьеса, драматурга, писателя, а в прошлом журналиста Олжаса Жанайдарова, родившегося в Казахстане и всю сознательную жизнь живущего в Москве. Полнометражная «психологическая драма с элементами фантастики» начиналась с эскиза, созданного почти год назад в недрах лаборатории «АРТХАБ», посвященной «воспоминаниям о будущем». Проходит она в МХТ, где режиссеры и драматурги находят друг друга, совместно создают что-то эксклюзивное, и результат их эксперимента появляется в репертуаре.

Вера Попова – ученица Сергея Женовача. Сейчас она – главный режиссер Лысьвенского театра драмы, до этого руководила театром в Прокопьевске. Опытный человек, но волновалась перед премьерой как дебютантка. Она поставила спектакль о вечном недовольстве человека собственной жизнью, желании все изменить. Каждый из нас думает о том, что поступи он иначе, все бы пошло по-другому, и счастья было бы больше, и был бы ты лучшей версией себя.

«2000-е – еще неисследованная территория в театре. Пьес про это время почти нет. Тут время – просто предлагаемые обстоятельства. Важнее история, которую мы рассказываем, и которую до нас никто не рассказывал, и желание человека изменить свою судьбу. Вопрос в том, надо ли это делать. Может быть, стоит наслаждаться тем, что у тебя есть сейчас? С одной стороны, это документальное существование, с другой — мистическое пространство», — рассказывает о своем замысле Вера Попова.

2000-е – не заезженные 90-е, превратившиеся стараниями некоторых творцов и толкователей в глобальную неправду, фантом, который ничего общего не имеет с реальностью. В МХТ начало нового тысячелетия определили как эпоху стабильности и «тучные нулевые».

Приметы времени весьма условны в том тесном пространстве, которое молодой сценограф Елизавета Ермакова, на момент старта проекта студентка пятого курса, выстроила в виде прямоугольника из столов. Зрители в первом ряду практически сидят за столом. А четверо актеров, как два в одном, — Надежда Жарычева, Полина Романова, Сергей Медведев с Павлом Филипповым — оказываются запертыми внутри отведенного им минимума, редко нарушая его границы.

«Мне было важно, чтобы зрители соединялись с актерами, и не было четвертой стены, и зеркала сцены, — говорит Вера Попова. — Лиза Ермакова придумала ход со столами, напоминающий одновременную игру в шахматы».

Главный герой Александр, можно просто Саша, на наших глазах становится молодой версией себя. Два актера разного возраста играют две его субстанции. Правда, не так фантастически, как делает это героиня Деми Мур в фильме Корали Фаржи, изрыгая из собственного организма юную девушку, чтобы продолжить жизнь, не сдавая позиций. Здесь не принимают препараты ради омоложения. Достаточно погрузиться в глубины памяти, вернуться к миллениуму, который столько обещал.

Сергей Медведев создает, как он считает, архетип современного человека, романтика, находящегося в поисках любви. Наверное, так оно в общих чертах и есть, хотя романтизма мало. Главный герой погружен в себя, копается в упущенных возможностях, пытается изменить настоящее. Но тут каждый с позиции наблюдателя и имеющегося жизненного багажа может оценивать его поступки и бездействие. «История, которую мы рассказываем, как некий триггер, должна работать в сознании каждого зрителя. У каждого сидящего в зале человека свой бэкграунд и понимание любви. Если мы спросим у вас, что такое любовь, то каждый ответит по-своему, а кто-то не сможет ответить», — говорит актер.

Молодой герой (Павел Филиппов) ничего не знает про соцсети и спрашивает у себя взрослого, что это такое. Эти двое отражаются друг в друге — человек, который встретил сам себя и пытается исправить прошлые ошибки, и тот молодой, который их, возможно, совершал.

Надежда Жарычева говорит, что существует в пространстве, где виден каждый жест и каждый поворот, и это почти документальное существование, при этом сравнивает его с тем условным, что было в «Догвилле» Ларса фон Триера. Оно неудобное, как неудобна ситуация, в которой она оказалась. Героиня Надежды — прекрасная молодая женщина, живущая с хорошим человеком, который ее не любит. 

Она все понимает, но менять ничего не хочет. Зачем отказываться от стабильности в отношениях, лишаться привычного комфорта? Вместе с Сашей они уже 15 лет — живут, работают, мечтают о путешествиях. Точнее, это она мечтает, не он. Запросы у нее скромные – отправиться на выходные в соседний город, не в Париж. Они говорят о чем угодно, только не о главном. Могут ругаться из-за ванны, которую рабочие установили задом наперед, так что смеситель расположен не там, где слив. Но в целом-то все нормально, хотя эти двое, как скажет Саша, сели не в тот автобус и боятся из него выйти. Хотя воспоминания о первой любви, прекрасной девушке (прелестная и трепетная Полина Романова) всегда с тобой. И кажется, что с ней-то уж точно вы идеальные попутчики.

Вполне бытовая история граничит с фантастикой и частично разворачивается в сознании героя, который мгновенно переходит из одного состояния в другое, путешествует во времени. Диалог с самим собой — как тупик, как сладкая пилюля. Прокручиваешь пленку жизни, и она уже не вполне твоя, напоминает кино. Как приятно утешать себя тем, что всему виной обстоятельства, а ты ни в чем не виноват.

Оригинал статьи
2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024