| «Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. ЧеховаНикита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024 Пожалуй, единственная претензия (даже не претензия, а некое недоумение) – к названию. Почему Морж? Это далеко не главный действующий герой – скорее, совсем второстепенный. Может, потому, что звучит поэтично? Может! Принимаю. Все остальное – близко к совершенству. Бывают такие спектакли, когда заходишь в зал, смотришь на декорации (простые, наивные) и понимаешь – в этих декорациях может произойти только что-то очень хорошее.
Так оно и вышло. Редкий случай, когда спектакль поставлен действительно для всех возрастов. Сюда можно приходить и взрослым, и старшеклассникам, и даже школьникам младших классов. Каждому будет интересно.
Хотя, парадокс, «Моржа» нельзя назвать ни детским, ни взрослым. Он и то и другое одновременно. Жанр обозначен как «Спектакль – путешествие», но это словосочетание не в состоянии отразить всей полноты картины. Это и сказка, и фантастика, и романтизм, и былина, и поэма, и пародия. В общем, все жанры, кроме реализма, наверное.
Главный герой Михал Михалыч – обаятельный бородач, похожий на капитана дальнего плавания, живет на берегу Северного Ледовитого океана. Ему 60, но в душе семь лет. Когда я прочитал аннотацию перед спектаклем, первая мысль возникла: главный герой – аутист.
Но нет. Михал Михалыч просто добрый человек, который любит радоваться жизни (и даже окончил университет). И не только он – в спектакле все радуются жизни.
Михал Михалыч живет не один, однажды в питерском зоопарке он увидел грустного белого медведя, которого тоже звали Михал Михалыч, и забрал его с собой. Затем где-то в вечной мерзлоте откопал живого мамонта, а потом бросился спасать утопающего в Северном Ледовитом океане, а это оказался морж, который также переехал жить к нему.
Жил Михал Михалыч не тужил, играл в шахматы, собирал грибы, превращал полицейских в философов, а потом решил посмотреть на южный океан и поехал путешествовать в Индию. Посмотрел на Индийский океан, сел на пароход и поехал обратно (но не доехал – все закончилось надписью «продолжение следует»).
По настроению это нечто среднее между «Форрестом Гампом», «Боратом» и «Приключением кузнечика Кузи» (была такая популярная советская пластинка). С одной стороны – наивный главный герой (да и не только он – все окружающие добрые и наивные люди). С другой стороны – стопроцентный набор абсолютно детских штампов про жизнь на севере и в Индии. При этом, в отличие от «Бората» – никакой злобы, никакого стеба, как раз напротив, все очень по-доброму. Этими штампами хочется любоваться, их хочется смаковать. (Редкий случай)
В самом начале спектакля наивность настолько на высоком уровне, что невольно где-то внутри возникает ощущение грядущей трагедии: мол, все закончится очень плохо, сейчас произойдет что-то ужасное. Но нет, ничего ужасного не произойдет. Не волнуйтесь!
Сам герой проходит через массу действительно интересных приключений, но все у него получается. Все сто процентов героев – действительно хорошие, добрые, отзывчивые. Ни одного отрицательного персонажа. Чем дальше идет действие, тем стремительней «из души уходит прочь тревога».
Но при всей наивности – в спектакле достаточно глубокого смысла. Например, это отличная пародия на современных путешественников, которые из любой поездки набирают исключительно штампы. Каждая сцена – идеальный законченный «шорт» для соцсетей. Сцены можно смотреть как в той последовательности, которую придумал режиссер, так и вразнобой. Ибо важен здесь вовсе не сюжет, а сама атмосфера, немного кукольная, но честная и правдивая, поднимающая достаточное количество остросоциальных проблем, но мягко, нежно, воздушно.
Этот спектакль без начала и без конца – какой-либо точки нет. Вместо неё надпись на стене – «Продолжение следует». И это правильно. Такой спектакль можно продолжать действительно бесконечно.
Вполне возможно, что по пути Михал Михалыч попадет еще куда-то, и там произойдет еще что-то подобное. Поэтому есть надежда, что будет и вторая часть. (Ждем!). Немного жаль, что автор ограничился одной только Индией. В мире еще много стран, в мире еще много штампов. Надо показать больше.
Это идеальный вариант для похода всей семьей. Это идеальный вариант для приучения детей к походам в театр. Это действительно современный, динамичный спектакль. Именно после просмотра таких постановок из детей рождаются театралы.
Завидую тем, кто еще не посмотрел! Впереди у вас час сорок настоящего удовольствия.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |