Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…

Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Московский художественный театр открыл сезон постановкой «Самоубийцы» Николая Эрдмана. Премьера вышла знаменательная по многим параметрам. Вопросов к ней, впрочем, хватает.

Опоздавший Эрдман

Что интересного во внешних обстоятельствах премьеры? Ну, во-первых, поставил «Самоубийцу» Николай Рощин – питерец, более того, в недавнем прошлом главреж Александринки. Он же выступил художником (отличная работа). А главную роль сыграл Иван Волков, тоже питерец, который теперь будет работать в МХТ (он же и музыку написал; такие они, питерцы, разносторонние). Рощин с Волковым работают вместе уже четверть века в обоих столицах, очень тесно и плодотворно. Теперь вот до МХТ добрались. Волков – отличное приобретение для труппы. Кумир питерской публики, обладатель многих театральных призов… (Для справки добавим: ему 50 лет, он из актерской династии, сын знаменитой Ольги Волковой и Николая Волкова, бывший муж Чулпан Хаматовой – у них дочь Арина).

Во-вторых (и театр это тщательно подчеркивает, элементы такой информации прямо внесены в спектакль) у «Самоубийцы» был шанс появиться на сцене в Камергерском несколько раньше – году в 1932-м. Вовсю шли репетиции, но спектакль так и не выпустили. Там вообще увлекательная история – и творческий спор Станиславского с Мейерхольдом, и личные дела драматурга (которому эстетически, конечно, был куда ближе Мейерхольд, но зато имелся бурный роман со звездой МХТ Ангелиной Степановой). Наконец, неоднозначная позиция товарища Сталина, который пьесу обругал, но против подготовки спектакля не возражал… А потом все же запретил. Вот уж тема для исследования – или пьесы о пьесе!

О чем речь в «Самоубийце»? Если максимально коротко, это написанная очень ярко (Станиславский с Гоголем сравнивал!) история неудачливого бегства от действительности мещанина Подсекальникова. Жизнь его достала, он в сердцах изъявляет желание с ней проститься, тут же набегает толпа всяких деятелей, которые предлагают ему покончить с собой «в знак протеста» против того, что не устраивает именно их. Ну, злая пародия на историю Кириллова из «Бесов» Достоевского (или черный анекдот по поводу собравшегося топиться человека: «котяток захватите»). Естественно, острие сатиры направлено против этих махинаторов. Среди которых всякие спекулянты, скрытые белогвардейцы, священник, писатель-коньюнктурщик и прочее. Подсекальников в итоге стреляться отказывается. Жизнь побеждает. Мелкие бесы остаются с носом.

Странная эта вещь! Я знаю многих, кому «Самоубийца» нравится именно как чтение. Да, написано, зло, мрачно и хлестко. Но! Нельзя забывать, что пьеса писалась как актуальная сатира, поэтому, увы, значительная часть острых шуток уходит в «молоко». Причем так было уже в 1932-м – когда никаких нэпманов, во многом против которых и направлена сатира, уже в помине не было! (Думаю, и это обстоятельство сыграло тогда против постановки «Самоубийцы»; Эрдман, увы, опоздал за стремительно меняющейся страной)

Вместе с тем, не замечать этой сатиры, играть универсальные типажи и ситуации (материал для этого есть) – не означает ли обеднять пьесу? Эрдман все же не Гоголь, он хорош, прежде всего, в актуальном юморе. И, конечно, в такой ситуации одним из выходов всегда является «осовременивание» пьесы (к этой, на мой вкус, оно вполне подходит). Благо, новых типажей и ситуаций, великолепно накладывающихся на материал Эрдмана, видимо-невидимо… Но, конечно, у любого режиссера на этом пути встает как минимум две трудности. Во-первых, «ходить бывает склизко по камешкам иным, итак, о том что близко, мы лучше помолчим» (А. К. Толстой). А во-вторых – где ж взять нынче драматурга, способного хотя бы подстроиться под манеру Эрдмана?

О старом и новом

Николай Рощин, как представляется, трудностей не избежал. И в итоге там, где герои архетипичны («ловкий сосед», «сварливая жена», «противная теща» и т.п. – названные типажи воплотили Игорь Золотовицкий, Юлия Чебакова, Янина Колесниченко) – все прекрасно и очень смешно. Где маски не так очевидны, нужен контекст, незнакомый нынешнему зрителю, – появляется некий сквозняк, на котором и безумно органичный всегда Александр Семчев, кажется, чувствует себя не совсем в своей тарелке.

Но дело, в общем, даже не в этом.

Отметим пока главную удача постановки – ее безукоризненное, впечатляющее визуальное решение. То есть, и ее сценографию, и ее видеографию (напомню – то и другое самого постановщика, Николая Рощина). Видеофрагменты мы видим сейчас чуть ли не в каждом третьем спектакле, но здесь они, не выпадая из ткани спектакля, очень гармоничны, это настоящие мини-фильмы (особенно – сцена похорон, снятая в фойе МХТ, куда как будто прямо со сцены перемещаются все герои). Иван Волков неожиданно предстает в этих черно-белых лентах в образе… Бастера Китона, знаменитого «комика без улыбки» немого кино. Напомним, что драматический актер Волков начинал свою карьеру в театре «Лицедеи» у Вячеслава Полнунина, уроки не забыты!

Ну, а коммуналка, которой живет герой, имеет… форму гроба. То есть, отсюда и на кладбище не страшно, оно уже тут.

И вот тут кроется главная заминка – Подсекальников в исполнении Ивана Волкова. Волков слишком умен и интеллигентен для простого мещанина. Слишком он «питерский». Как говорится, университет на лице написан, а также сыгранные звездные роли Яго, Сирано и прочих. 

Этого типа некогда должен был играть Ильинский у Мейерхольда, Яншин в МХТ – вот, было бы самое то. Сыграл Сергей Шакуров в экранизации (не очень удачной) – нормально. Роман Ткачук в знаменитой телеверсии спектакля Театра Сатиры – в точку. Вячеслав Евлантьев в идущей сегодня в СТИ постановке Сергея Женовача – вполне.

То есть, направление, тенденция, понятна. И, полагаю, Эрдманом оно как-то так и писалось. А тут – как будто мы не Подсекальникова видим, а Башмачкина. Или вот – Бастера Китона.

Это, извините, совсем другая история. Про маленького человека, бедного чудака в жестоком мире. Кажется, Рощин в эту сторону и заворачивал, то-то безумно смешной в иных интерпретациях «Самоубийца» вышел у него мрачноватым и холодноватым… Ну – как не сказать! – питерским. Не уверен, что это вышло органично, как-то материал Эрдмана, мне кажется, сопротивлялся слишком сильно…

Многим запомнился – еще при чтении – финальный монолог героя про его «право на шепот», которого он только и добивается. Его можно назвать неким credo героя, как оно видится постановщику здесь (не факт, что это так в пьесе). Но прочитаем внимательнее. Герой говорит: «А прошу я немногого. Все строительство наше, все достижения, мировые пожары, завоевания – все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь…» Да, маленький человек, не правда ли? Но дальше-то он говорит: «…и приличное жалованье».

Последней фразой Эрдман, конечно, резко, издевательски сбивает драматическую ноту, Рощин и Волков ее держат ее, усиленную, до самого финала.

Оригинал статьи
2024
МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в Красноярске, Инга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024
Новые спектакли МХТ впервые на красноярской сцене, Проспект Мира (Красноярск), 15.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
Морж, учитель и поэт. В МХТ им. Чехова дают спектакль для юных и мудрых, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 14.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
«Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024
Наталья Беднова: «В театре надо знать всё от и до», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 25.10.2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024