| Потерянные дети встречаются с родителями 20 лет спустяАнна Чепурнова, Труд, 26.12.2024 Когда в воздухе веет Новым годом, хочется на сцене чего-то светлого и умиротворяющего. И вот в двух ведущих московских театрах почти одновременно поставили именно такие спектакли. Они точно не оскорбят ничьи чувства, в обоих говорится о потерянных и вновь обретенных родителях и детях. Это «Плохие хорошие» Евгения Писарева в Театре им. Пушкина и «Старший сын» Андрея Калинина на Новой сцене МХТ им. Чехова.
Во-первых, это красиво
Худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев тонко чувствует настроение публики. К этим декабрьским дням он создал красивый спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир». Главные действующие лица в нем — представители английской знати. Художник по костюмам Виктория Севрюкова одела персонажей в изысканные костюмы и вечерние туалеты. Но не нарядами едиными жив спектакль — к ним прилагается тонкость чувств и еще нечто изящное, остроумное
«Хочется аристократизма!», — восклицает молодой красивый дворецкий Патрик (Марк Кондратьев), время от времени ведущий спектакль на манер флегматичного конферансье.
Хочется? Пожалуйста, получайте! Здесь есть и остроумная игра слов, и английский юмор, и интриги высшего общества, тут выделяется энергичнейшая герцогиня Бервик (Ирина Бякова) — такой даме можно и фронтом командовать, и в Сенате присутствовать.
Но основа спектакля душещипательная. Он про то, как в миссис Эрлин, 20 лет назад из-за обиды на мужа оставившей его и маленькую дочку, неожиданно просыпается материнское чувство. Женщина жертвует репутацией, чтобы не дать уже выросшему и замужнему чаду, леди Уиндермир, совершить ту же ошибку, которую сама миссис Эрлин опрометчиво допустила в молодости. Двух этих героинь играют красавицы: признанная дива Виктория Исакова и только в этом году окончившая ГИТИС Евгения Леонова, в которой есть и нежность, и трепетность, и детская открытость к миру.
Вампилов и индийское кино
Пьеса Александра Вампилова «Старший сын» была написана в 1967 году, и с тех пор не сходит с современной сцены. Вот и в наш век гаджетов и всеобщей недоверчивости неизбывна тоска по простым человеческим чувствам, по тому, что тебе могут поверить на слово и полюбить таким, какой ты есть.
Спектакль начинается с того, что Сарафанов-старший смотрит по телевизору индийский фильм — в подобных картинах так часто фигурируют потерянные и найденные дети.
Назвавшийся его сыном Бусыгин (Кирилл Власов) сначала вовсе не кажется обаятельным, ведь им движет лишь холодный расчет. Но студента-безотцовщину поражает то, с какой готовностью Сарафанов распахивает ему свое сердце. И вот уже молодой человек готов защищать и опекать семью, которую пришел обмануть. Ведь все ее члены — и блаженненький отец, и его дочь с сыном — такие открытые, доверчивые, не умеющие толкаться локтями в борьбе за место под солнцем. На эту неподдельную теплоту откликается Нина Сарафанова, влюбляющаяся в мнимого «старшего брата».
Отца играет Александр Семчев, и, кажется, это одна из его лучших ролей. Когда герой обнимает обретенного вдруг сына, у Сарафанова такое лицо, будто он слышит музыку сфер. Но в то же время этот добрый человек, сам того не сознавая, может быть и жестким — например, в сцене, когда он говорит своим нуждающимся в родительской поддержке детям, что уедет от них к старшему сыну, потому что они его недостаточно любят.
Младшего Сарафанова, школьника Васеньку, влюбленного во взрослую женщину, ярко сыграл восходящая звезда театра Илья Козырев, совсем недавно выступивший в роли Треплева в «Чайке», поставленной Константином Хабенским. В Васеньке Козырева есть егозливость, позволяющая без труда поверить в то, что он юн, наивен и пока бестолков. А в роли пассии старшеклассника Натальи великолепно смотрится одна из самых красивых и чувственных актрис МХТ Юлия Витрук.
Финал спектакля не сказать, чтобы оптимистичен. Старший Сарафанов опять в одиночестве перед телевизором, а на \кране на этот раз — таблица настроек. Возникает мысль, что все происходящее было просто его сном о счастье, грезой, навеянной индийским фильмом. И все-таки хочется верить, что такая добрая история возможна и в реальности, ведь родственным душам так важно найти друг друга.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |