Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни

Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
«Осень» Стриндберга в постановке Андрея Гончарова: путь от старости к вечной молодости

На Новой сцене МХТ им. Чехова режиссер Андрей Гончаров поставил спектакль «Осень» по одноименному рассказу 1886 года из сборника «Рассказы о браке» шведского писателя и драматурга Августа Стриндберга, автора «Фрекен Жюли». Старо как мир: куда уходят чувства? Вновь нам предлагают сцены из супружеской жизни, если воспользоваться названием фильма еще одного скандинавского классика Ингмара Бергмана.

Спектакль идет 1 час 20 минут, и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров. Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они полвека, но на самом деле всего лишь десять лет. Однако кризис назрел. Лишь возраст детей свидетельствует о том, что Аксель и Лили совсем не старые люди и вместе они не так уж и давно.

Никаких отпрысков на сцене нам не предъявят. Аксель, в кои-то веки покидая свое семейное гнездо, гладит воображаемых детей по голове, и по уровню его руки становится ясно, что они маленького роста.

Чувства давно угасли. Аксель и Лили напоминают старосветских помещиков. Они знает все друг о друге – вкусы, привычки, нюансы настроения. Она контролирует каждый шаг своего благоверного. Самостоятельности у него ноль. И вдруг он вырывается в какую-то поездку, читать лекцию о тревожности в СИЗО, причем тем, кто там находится. И зритель даже услышит избранные фрагменты этого выступления. Прозвучат они странно. Разлука взбодрит чувства, и эта странная пара переживет вторую молодость, расставшись с скоропостижной старостью.

Сцена пустая. Перед нами только низкий деревянный подиум и деревянная стена. Постепенно пространство наполняется предметами (художник Константин Соловьев приглашен из Петербурга). Герои приподнимают доску, извлекая из чрева дома необходимые им предметы. А потом они постоянно мимо этой дыры проходят, заставляя зрителей волноваться: как бы кто не оступился и не угодил в расщелину. Дыра отвлекает внимание, и непонятно, зачем понадобился этот фокус.

Прежде чем все это мы увидим, занавес маленькой сцены откроет Лили. Ольга Литвинова удивила всех, кто ее знает. Что с ней такое? Почему так располнела? Ее героиня появляется в тренировочных трико, свободной рубашке, скрадывающей пышные формы. На голове что-то вроде халы. По ходу дела становится ясно, что это за жирок.

Артем Быстров, которого многие воспринимают как мачо, выглядит как замшелый и полусказочный персонаж, пародия на скандинавских героев. У него солидное брюшко. Он в парике с лысиной, у него комичные бакенбарды из прошлых веков. Артем Быстров очевидно играет в лишнюю массу, почти по-клоунски, а Ольга Литвинова нет, она естественна в своей полноте.

Времена смешались. У героев старомодный чемодан, но при этом они разговаривают по мобильному телефону. Артем Быстров берет электрогитару, Ольга Литвинова — аккордеон, который ей пришлось осваивать. Они поют в микрофон. Музыкальным руководителем спектакля стала Алена Хованская.

Андрей Гончаров, а он ученик Вениамина Фильштинского, работал в БДТ им. Товстоногова, ставил на Таганке. «Осень» — его третий спектакль в МХТ им. Чехова после «Чрева» по прозе Замятина и «Далекой Радуги» по повести братьев Стругацких. С Артемом и Ольгой он уже работал. Интерес к супружеской жизни на сцене он не раз проявлял, наблюдая под разными ракурсами за тем, что происходит в ее недрах.

Четвертой стены здесь нет. Актеры постоянно обращаются к зрителям. Ольга Литвинова задает им вопрос по поводу того, как выглядит, отправляясь на свидание к собственному мужу в тот город, где они когда-то были счастливы. На сцену выкатывают зеркальные шары, в которых отражается зрительный зал и актеры. Можно всмотреться в самих себя.

Символом уязвимости становится смешная и нежная сцена, кому-то она покажется верхом пошлости, когда супруги раздеваются. Их тела такие некрасивые, но это уже не имеет никакого значения. Придумана сцена так, как точно не ожидаешь. Актеры раздеты, хотя на самом деле одеты. Постепенно они сбрасывают все лишнее и становятся такими, какими, наверное, были когда-то, когда так любили друг друга, а потом об этом стали забывать.

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025