Времена года

, 1.04.2025
В репертуаре МХТ имени А. П. Чехова уже есть два спектакля режиссера Андрея Гончарова – «Чрево» по Евгению Замятину и «Далекая радуга» по Стругацким. Только что появился еще один – «Осень» по мотивам одноименного рассказа Августа Стриндберга из сборника «Супружеские идиллии: рассказы о браке». В центре сюжета – муж и жена, Аксель и Лили. Они в браке всего 10 лет, но кажется, что уже не одно десятилетие. Весна и лето их чувств прошли, наступила осень. Впереди – только заморозки.

Этот спектакль Гончаров поставил специально на Ольгу Литвинову и Артема Быстрова, с которыми работал до этого над «Чревом». В нем артисты тоже играли супружескую пару, но проблемы там были иного характера. Крестьянский брак, где молодую женщину выдали замуж за нелюбимого вдовца-пьяницу, был изначально обречен на трагедию, которой режиссер придал черты триллера. В «Чреве» главным художественным элементом выступила земля, покрывавшая сцену – она оказывалась символом рождения и смерти. В «Осени» тот же художник Константин Соловьев выбрал знаковым материалом дерево. Дощатый задник и настил под ногами актеров скупо обозначают семью и дом. Об уюте нет и речи: между досок зияют широкие щели – здесь в непогоду, должно быть, ужасно сквозит. 

Действие начинается в опустошенном пространстве: на сцене только два стула. Аксель как бы невзначай вспоминает, что получил новое назначение тюремным инспектором и должен отправляться в командировку буквально сейчас, забирая один из стульев с собой. Лили удивлена, но сообщение воспринимает как команду к действиям. Ей не нужны указания, она знает, какие вещи нужно собрать мужу, как уложить чемодан, о чем напомнить (не зря Аксель называет ее мамой, хоть она на это страшно злится). Голос жены с наставлениями будет звучать в голове Акселя еще пару командировочных ночей. Даже при просмотре телевизора, когда он замрет и затоскует на кадрах «Титаника». Чувствуя супруга на расстоянии, Лили в появившийся из ниоткуда микрофон предложит ему послушать Стриндберга и продекламирует фрагменты текста.

Режиссер не раз играет в открытую: то Лили спрашивает у зрительного зала, хорошо ли она выглядит, то Аксель читает лекцию «Как победить тревожность в СИЗО» освещенному зрительному залу (по сюжету он выступает с ней перед арестантами). По ходу действия Лили и Аксель разоблачаются: снимают с себя седые парики, хотя персонажи – отнюдь не старики, бесформенную и не совсем опрятную одежду, под которой скрываются внушительного объема толщинки. Герои сбрасывают наросшее за годы бремя недоговоренностей, обид, забот и хлопот, когда начинают писать друг другу любовные письма. Они назначают свидание там, где когда-то все только зарождалось, и с этого момента и сцена, и их души начинают заполняться. Мир оживает. Пробуждается весна.

Помимо упомянутой выше лекции Андрей Гончаров вставляет в мелодраматический сюжет еще один монолог-размышление Акселя. Если в первом он предлагал заключенным/зрителям отделять фигуру от фона, чтобы избавиться от тревожности, то во втором – сравнить себя с Робинзоном Крузо. Столкнувшись с каннибалами, Робинзон находит себя на развилке: либо стать жертвой, либо спастись, уничтожив врага. Он выбирает третий путь и оказывается человеком мира.
«Что им на этом диком острове можно, ему, современному человеку уже нельзя. Современному человеку в принципе нельзя убить себе подобного». Во время второй речи Лили выкатывает огромный зеркальный шар, в котором отражаются и герои, и зрительный зал. Удивительно, но два инородных текстовых тела вшиты так, что не все зрители осознают эту чужеродность. Происходит будто бы то самое отделение фигуры от фона. И, кажется, что прием странным образом работающего контрапункта режиссер уже применял и в «Чреве», и в недавней премьере – «Превращение» в Театре на Таганке, где бодрые мюзикловые арии разбавляют жесткий и страшный сюжет. Так что сами решайте, что фигура, а что фон. И на самом ли деле смешное и страшное, мелодрама и трагедия так легко отделимы друг от друга.

В отличие от «Превращения» жанр «Осени» (и «Чрева») не обозначен как мюзикл. И все же в этих двух спектаклях Художественного театра много музыки и песен (музыкальный руководитель «Осени» – Алена Хованская), туго вплетенных в канву. Артем Быстров берет в руки гитару, Ольга Литвинова – аккордеон. И песни совсем не кажутся вставными номерами. Очередная смена жанра не утяжеляет, а напротив, наполняет спектакль воздухом, лирическим духом, весенней свежестью, к которой так стремятся герои. Так, после лекции о Робинзоне Крузо звучит барочная песня Генри Перселла на стихи Кэтрин Филипс об одиночестве.

Оказавшись в городе своей молодости, Аксель и Лили устраивают свидание. Муж просит жену спеть его песню – «Три счастливых дня» Аллы Пугачевой и Ильи Резника, звучащую как знамение. Прогулка по набережной проходит в полном молчании. Все, что легко выходило из-под пера, не желает проговариваться. Аксель хочет рассказать жене о своей лекции, Лили твердит о проблемах с горничной. Оба то и дело натыкаются на препятствия – в виде колонн просцениума Новой сцены. Забрезжившее весеннее солнце снова скрылось за дождевыми тучами. Толщинки намертво облепили сердца. Столкновение любовной лодки с айсбергом уже произошло, и она идет ко дну.

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025