Максим Меламедов: «Театр нельзя делать с холодным носом»

Александра Машукова, Ok!, 14.04.2025
16 и 17 апреля на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова – премьера «Русалки» А. С. Пушкина в постановке Максима Меламедова, причем в этой работе он выступает не только как режиссер, но и как автор сценической версии пьесы и как художник. В ролях: Маргарита Якимова, Олег Гаас, Никита Бурячек, Валерий Трошин, Полина Романова, Алена Хованская, Ульяна Глушкова, Сергей Медведев, Мухтар-Али Мурзин. Накануне премьеры корреспондент ОК! побеседовала с Максимом Меламедовым.

«Русалка» – ваша первая постановка в МХТ. Выросла она из эскиза, показанного в прошлом году на лаборатории АРТХАБ, посвященной А. С. Пушкину. В АРТХАБе вы участвовали дважды – еще один ваш эскиз, тоже запоминающийся и яркий, был сделан по рассказу Виктора Астафьева «Людочка». Проект по Астафьеву в итоге будет где-то реализован?

Да, в 2026 году спектакль «У нас всё хорошо» по рассказу «Людочка» выйдет в Тюмени, в театре «Ангажемент». Они посмотрели эскиз и сказали, что это абсолютно в стиле их театра. Так что всё не зря.

Главные роли в обоих ваших эскизах исполнила молодая актриса МХТ Маргарита Якимова, обнаружив немалый драматический темперамент. В нынешней премьере именно она играет Дочь Мельника, ставшую русалкой. Можно ли сказать, что вы нашли «свою» актрису?

Абсолютно. Для меня вообще очень важно влюбиться в артиста. Когда происходит такая встреча, когда складывается взаимопонимание, то возникает чувство, что на сцене возможно всё, что не страшно идти вперед. В лице Риты я встретил актрису, умеющую играть любовь, а это большая редкость, ведь глубокие чувства нельзя изобразить, они должны жить в самом человеке. Рита – это абсолютная доброта, эмпатия, настоящая преданность театру.

Горячее отношение актеров к делу невероятно подкупает. И, наоборот, я очень огорчаюсь, когда вижу «холодный нос», отсутствие интереса. Сам я человек страсти. Как говорил мой мастер в ГИТИСе Леонид Ефимович Хейфец, «если любить, то любить до конца». В нашем деле нельзя существовать наполовину, по чуть-чуть, сохраняя силы для каких-то будущих проектов. Вне зависимости от объема роли сразу видно: для артиста театр – это дело жизни или, как говорится, его деньги в другом банке?

В «Русалке» есть сцена, когда главная героиня в трагический момент поет. В спектакле вообще много музыки?

Он весь пронизан песнями. Это и народные песни, и произведения, сочиненные разными композиторами, например, Валерием Гаврилиным. Музыкальное сопровождение спектакля было подобрано мною вместе с Ольгой Томиловой и Андреем Александровым. А главный визуальный образ – это туфли, разбросанные на берегу реки.

Что он означает?

Туфли оставлены девушками, которые покончили с собой из-за несчастной любви, стали русалками. Этот образ вырос из реальной истории, которую я слышал в своей родной деревне Гайны Пермского края. Пропала девушка Наташа, ее искал весь поселок. Приехали водолазы, долго исследовали дно Камы. Никак не могли найти. А потом одна женщина прибежала и рассказала, что она с утра пошла рыбачить. «Тяну и вижу – волосы. И я поняла, что поймала Наташку». Вот этот рассказ и стал отправной точкой для нашей фантазии, и возникли удочки, туфельки, и вся история, сочиненная Александром Сергеевичем Пушкиным, но и немного нами.

Вы «дописали» пьесу Пушкина?

Скорее, дофантазировали. Подумали: а как бы могла завершиться эта история? А что, если главная героиня погибла, но ее душа вернулась на землю и наблюдает взаимоотношения своего возлюбленного с другой? Она смотрит на эту семью как в зеркало, как на отражение в воде, видит трагедию княгини и одновременно – ту трагедию, которую пережила сама.

Кроме того, у нас в спектакле возникает тема разных поколений, того, что мы сами бросаем и «топим» своих детей. Мне было интересно разобраться, что же мы утопили, что мы выбросили за борт? И при этом повернуть сюжет не в сторону мести, а в сторону воды как источника жизни.

Получается, что река в вашей «Русалке» это не только берег Днепра, как у Пушкина, но и берег Камы, на которой вы выросли. А как из поселка Гайны вы попали на режиссерский факультет ГИТИСа?

Мое детство прошло в Пермском крае, там я окончил школу и в 18 лет уехал в Пермь поступать в колледж. Был я, в общем-то, деревенским мальчишкой, который провел всё детство на улице. Правда, мне нравилось ходить в школу, потому что там были друзья. Читал я мало, осознанное чтение началось уже только в театральном институте. Тогда мне показалось, что в театральный поступить легче, чем куда-то еще. И я действительно с первого раза поступил в Пермский колледж искусств, в актерскую мастерскую Александра Югова.

Подождите, но ведь Александр Югов – это драматург вашего эскиза «У нас всё хорошо» по рассказу Виктора Астафьева?

Да, сначала он был для меня Александром Александровичем, педагогом, учителем, а теперь он – мой коллега, чему я очень рад. За три года колледжа я влюбился в профессию, узнал, что такое «четвертая стена» в театре, как можно сопереживать жизни людей на сцене. После колледжа понял, что хочу учиться дальше. Поступил в Екатеринбургский театральный институт, потом год проработал актером в Орском драматическом театре. И понял, что надо ехать в Москву учиться режиссуре.

И как, легко поступили?

Во все учебные заведения я поступал легко с первого раза. В Москве прошел не только в ГИТИС, но и во ВГИК. Выбрал ГИТИС – ведь курс набирал великий Леонид Хейфец! Леонид Ефимович был уже в очень преклонном возрасте, но занимался нами много. В течение двух лет каждый понедельник он приходил к нам на мастерство, а позже мы приезжали к нему домой. За это время, по его словам, он в нас «вбил гвоздь профессии».

Ваш дипломный спектакль «Чудо святого Антония» получил Гран-при фестиваля «Твой шанс». Это открыло перед вами новые возможности?

Это и был, собственно говоря, мой билет в будущее. После этого фестиваля меня заметил Миндаугас Карбаускис, художественный руководитель Театра Маяковского, и на пятом курсе я стал штатным режиссером «Маяковки». Поставил там «Школу жен» Мольера. Это был очень непростой опыт, честно говоря, потому что спектакль в итоге выпускал Карбаускис, но по-своему это тоже было полезно, ведь из любого опыта, даже травматичного, и состоит путь. И, наверное, если бы я всё это не прошел, если бы не был битым, то не появились бы другие мои работы, например, спектакль «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре, который высоко оценил Сергей Витальевич Безруков. После премьеры «Дон Жуана» Сергей Витальевич предложил мне стать штатным режиссером Губернского театра, на что я согласился.

Что будете ставить после «Русалки»?

Собираюсь делать «Мнимого больного» Мольера в ТЮЗе Нижнего Новгорода. Веду переговоры с Самарским художественным театром по поводу «Лекаря поневоле».

Любите вы Мольера!

Да, знаете, люблю. И любовь эту привил мне мой мастер. Дело в том, что я играл Сганареля в студенческом спектакле «Одураченные», где Андрей Неустроев соединил две пьесы: «Лекарь поневоле» и «Жорж Данден, или Одураченный муж». Играя в том спектакле, я многое понял про профессию актера. Потом прочитал «Жизнь господина де Мольера» Михаила Булгакова и увидел в Мольере родственную душу. Мне кажется, я хорошо чувствую жанр трагикомедии, в котором есть и юмор, и боль.

Оригинал статьи
2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
С днем рождения, Станислав Андреевич!, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025