«Наталья Тенякова — человек-магма»

Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Зрительскую любовь народная артистка России Наталья Тенякова заслужила давно, несмотря на то что упрямо игнорировала кино – счастливым исключением стал фильм «Любовь и голуби», ее дуэт с мужем Сергеем Юрским. Каждый, кто хоть раз видел Тенякову на сцене – БДТ времен Товстоногова, Театра Моссовета или МХТ им. Чехова, где Наталья Максимовна служила более 30 лет, подтвердит, что она настоящая Легенда. Сегодня ночью она ушла из жизни. Ей было 80. В память об уникальной актрисе публикуем текст, который готовили в преддверии церемонии награждения премии «Звезда Театрала»-2022.

От литературы к театру

Наталья Тенякова – «человек непрерывно читающий», как сказал о ней Сергей Юрский, «человек в принципе молчащий и не желающий говорить – только по необходимости». Читать она научилась очень рано: мама ставила её в очередь за мукой, писала ей на руке чернильным карандашом номер, а совсем маленькая Наташа от невероятной скуки читала всё, что попалось на глаза: надписи в магазинах, вывески, слова на памятнике Пушкину… Жила семья будущей актрисы на Пушкинской улице, в Ленинграде.

Своей тягой к театру Тенякова обязана, во-первых, учительнице литературы, которая вытащила из нее тайную мечту об актерском деле и подтолкнула к экзаменам в Театральный институт имени Островского (как назывался в то время РГИСИ). Во-вторых, мастеру Борису Зону, который взял Наташу с пухлыми щеками и тонкими косичками на курс, сразу как она произнесла первую фразу басни «Невеста-девушка смышляла жениха». «Он дал главное – профессию, ремесло в руки, – говорит Тенякова о Зоне. – Научил работать над ролью самим – без режиссера, без тренера. Са-мим».

В ряду учителей Наталья Максимовна называет и своего сокурсника, первого мужа, а теперь без преувеличения великого режиссера Льва Додина. С его отрывком «Страх и отчаяние Третьей империи» Брехта она поступила в БДТ им. Товстоногова. «Ее показ был блистательным. Она была сразу принята в труппу», – вспоминал Сергей Юрский: как член худсовета он присутствовал на смотре.

Тенякова говорит, что в ее жизни было два главных режиссера: Товстоногов и Юрский. Обоим, правда, пришлось два года ждать, пока она не отработает по распределению в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола и не получит на руки диплом. «Но это было везение, – считает актриса. – Я получила сразу две главных роли, очень трудных. Ненавидела пение в институте, а тут пришла к педагогу по вокалу и повалилась в ноги, потому что в первой роли – Полли Питчем в „Трехгрошовой опере“ – было 6 зонгов, их нужно было петь с живым оркестром в зале на 1,5 тысячи мест и с очень плохой акустикой».

Из Ленинграда в Москву

В БДТ её ждали 10 лет блестящей актерской карьеры, с точкой отсчета в спектакле «Лиса и виноград», где она сходу получила главную роль и играла в паре с уже влюбленным в неё Юрским. Впоследствии он сделал много спектаклей и телефильмов, где Тенякова была определяющей актрисой. «Как она зависела от меня, так и я зависел от нее», – вспоминал потом Сергей Юрьевич. 

Из Ленинграда в Москву они перебрались, когда партийные власти Юрского обвинили в «диссидентстве» и не давали работать в театре, «не рекомендовали» снимать в кино… «Это был запрет на профессию, – вспоминает Тенякова. – Город нас предал. Надо было бежать». Не остановила и роль Елены Андреевны в «Дяде Ване», которую в тот момент ей – актрисе номер один – предложил Георгий Товстоногов.

Были планы на МХАТ имени Чехова, куда Олег Ефремов обещал взять обоих – и весь худсовет проголосовал «за» – но опять запрет. «Мы приехали. Ефремов пришел в гостиничный номер совершенно черный, выгнал нас с Аллой Покровской, а с Юрским долго сидел тет-а-тет, объяснял: „Ничего не могу сделать. Вызвал министр культуры и сказал: „Нет, Юрский не должен работать во МХАТе и не будет““. Принял актерскую пару Театр Моссовета, где у Натальи Теняковой был и спектакль с самой Раневской „Правда – хорошо, а счастье лучше“, и „Вдовий пароход“ Генриетты Яновской, и „Гедда Габлер“ Камы Гинкаса.

Наконец, в 1988-м, со второй попытки, Наталья Тенякова стала актрисой Художественного театра. Олег Ефремов сделал предложение, от которого нельзя было отказаться – роль Раневской в „Вишневом саде“. Но с одним условием – де-юре она в труппе. За эти 30 с лишним лет в МХТ ролей будет много и разнообразных: от Мадлены в „Кабале святош“ Адольфа Шапиро, где Тенякова „конкурировала“ на сцене с Ефремовым, до „Юбилея ювелира“ Константина Богомолова, где ей пришлось „провожать“ Табакова и учиться игре на крупном плане, а кино Наталья Максимовна никогда не любила.

Театральные принципы

После дебюта в фильме „Старшая сестра“, где работала в паре с Татьяной Дорониной, она снялась еще в трех картинах и сказала: „Всё. Ни-ког-да“. Решила для себя, что „фальшивое отношение людей друг к другу и к материалу“, распространенное на съемочных площадках, ей ни к чему.

Исключением стал фильм Владимира Меньшова „Любовь и голуби“, куда она попала с Юрским за компанию. На роль бабы Шуры пробовали разных возрастных актрис народного типажа, но пара никак не склеивалась. Пришлось Теняковой согласиться. „Пока мне парик надевали – вслух читали сценарий. Это импровизация абсолютная“, – вспоминает она. Съемки были невероятно веселые. Принцип игры был театральный. Дядя Митя и баба Шура работали, как два клоуна, как Бим и Бом. Репризы принадлежали в основном Юрскому, но отыгрывала их Тенякова. И они создали такой невероятный дуэт, что, по словам Меньшова, вся группа сбегалась посмотреть, как они работают на площадке. Это было большим праздником для всех. Правда, Тенякова до сих пор ругается, что ей страшно испортили кожу. „Маме же было всего 38 лет и, чтобы ее состарить, ей на весь съемочный день стягивали лицо пленкой, – рассказывает Дарья Юрская. – А потом, когда эту пленку снимали, лицо расправлялось несколько часов“.

Достоинство, ум, юмор

Коллеги по Художественному театру знают: Тенякова не позволяет себе капризов, недовольства, усталости. Она работает не только 3 часа на репетиции. Она работает дома. Она серьезна, собрана, всегда в тонусе и готова к работе – что отличает, наверно, всех, кто прошел школу Товстоногова. Но есть в Теняковой и очень редкая для актрисы черта. По словам Юрского, она категорически никогда не занимала чужого места, в соревновании честолюбий, в жизненном кастинге никогда не участвовала – всегда уступала: „Хотите? Возьмите“.

„Если охарактеризовать ее несколькими словами, то это талант, достоинство, ум, юмор. И ее отношение к миру, ее неприятие несправедливости, абсолютное отсутствие страха“, – говорит о Теняковой режиссер Марина Брусникина. Это бесстрашие проявилось и в спектакле „Лес“, который шел на сцене МХТ уже больше 15 лет.

„Лес“ случился, когда Табаков узнал, что Серебренников поставил эту пьесу Островского с американскими студентами, позвонил и сказал: „Почему, собственно, в Америке, а не здесь? – Слушайте, я не понимаю, кто будет играть. – Я знаю. Наташка будет! – Наташка – это кто? – Тенякова. Сейчас звоню ей. – Ну, подождите, надо же встретиться. – Встречайтесь“.

Как прошел первый раунд их общения, Кирилл Серебренников рассказывает так:

– Я понимаю, что это легенда театра, очень строгая женщина – не подступишься. Всегда и все от нее шарахаются по коридорам. Боятся, как огня. Мы встречаемся в кафе „Чеховъ“ рядом с Художественный театром. Тенякова не очень-то мне рада. Я с ирокезом, в перстнях, но с цветами пришел и захватил с собой коньяк. Говорю: „Наталья Максимовна, есть очень интересное предложение Олега Павловича. Я только что поставил спектакль в Америке с молодыми артистами…“ Она стоически все это хамство выдерживает, курит, пьет коньяк и разглядывает меня. „Про что будет спектакль?“ – спрашивает. А идей нет. Я же не планировал делать „Лес“-2. Пытаюсь вырулить на темы про советское прошлое. Мы начинаем говорить. И вдруг я разглядел в Теняковой панка. В разговоре я понял, что с ней будет ужасно интересно работать и спектакль будет строится вокруг неё. Только потому, что за коньячно-цветочной церемонией между нами промелькнула искра, я и пошел в эту работу. Вообще хотел отказываться.

Особенность артистки Теняковой в том, что она невероятно наполненный жизнью человек. Это не только вопрос витальности, но и вопрос содержательности. Чем артист работает на сцене? Не одним профессиональным мастерством. Артист работает судьбой. Наталья Максимовна – человек, который зрителям передает часть своей содержательной, яркой, мощной жизни таким образом, что мы все становимся невольными свидетелями и даже соучастниками чего-то интимного. Умение свой личный опыт сделать общим опытом – это и есть свойство больших артистов.

Вообще в процессе работы мы практически не разговаривали. Сразу выработали свой птичий язык. Это высший пилотаж работы с артистом, когда общение строится почти невербально. Если другим надо было проговаривать, объяснять, Тенякова выходила и тут же понимала, вокруг чего строится сцена. Спектакль идет уже больше 15 лет, а Наташа все та же. И все так же в конце, – когда Гурмыжская помолодела, завела себе молодого мужа, – бесстрашно выходит в мини-юбке – зал рукоплещет, потому что Наталья Максимовна в прекрасной форме.

С мини-юбкой есть особая история. Когда Тенякова в первый раз это увидела, включила внутренний административный ресурс и сказала: „Кирилл, вы с ума сошли!“ Мы добавили длины. Но я приходил каждый вечер в пошивочный цех и отрезал по миллиметру, чтобы она не заметила. Только на финальном примерке Наталья Максимовна это обнаружила: „Подождите!“ – и попросила сшить ей шорты. С тех пор ботфорты на шикарных ногах Теняковой видит страна.

Я считаю, это тоже достижение спектакля, потому что Тенякова – артистка содержания и артистка формы. Никто, как она, не умеет быть яркой, острой, в какую-то секунду смешной, в какую-то – трагической, болезненной, в какой-то момент невероятно привлекательной, а в какой-то – абсолютно некрасивой. Это всё – диапазон возможностей большого художника.

Тенякова, конечно, большая артистка, но при этом ей 12 лет. Наташе 12 ровно тогда, когда она превращается в человека, абсолютно по-настоящему живущего внутри спектакля со своими партнерами. Она, как кошка – ее невозможно переиграть. Тенякова – это невероятная органика. Тенякова – человек-магма с удивительным тонким умом и с принудительным обаянием. Ее юмор – отдельная и труднопередаваемая на бумаге стихия. Она – великая, и это понятно всем.

Оригинал статьи
2025
Кеша и Суламифь, Юлия Савиковская, Театрал, 23.07.2025
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Жизнь человеческого духа. К 100-летию со дня рождения Анатолия Эфроса, Анастасия Казьмина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Светлана Колпакова: «Скучно быть актрисой одного режиссёра», Светлана Бердичевская, Театральный журнал, 24.06.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
В МХТ имени Чехова простились с Натальей Теняковой, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 20.06.2025
В Москве простились с Натальей Теняковой, София Кудряшова, ТАСС, 20.06.2025
Хабенский, Брусникина, Леонтьев, Высоцкий: в МХТ попрощались с Натальей Теняковой, Наталия Губернаторова, фоторепортаж «Московского комсомольца», 20.06.2025
Бабушка всей страны: умерла Наталья Тенякова, Зоя Игумнова, Екатерина Милицкая, Известия, 18.06.2025
Не стало мощной актрисы с удивительной судьбой Натальи Теняковой, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.06.2025
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 18.06.2025
Всегда выбирала Юрского. Скончалась актриса Наталья Тенякова, Ксения Студенова, Аргументы и факты, 18.06.2025
Новости культуры: МХТ подвел итоги конкурса короткометражных фильмов, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2025
В театре как в кино, Рита Русакова, Коммерсантъ, 6.06.2025
Виноваты мы…, Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, 31.05.2025
Великолепная восьмерка, Коммерсантъ, 29.05.2025
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!», Серго Кухианидзе, Караван историй (7 дней), 26.05.2025
Евгений Киндинов. Подрался — и стал актером!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 24.05.2025
Премьера спектакля «Жил. Был. Дом», видеосюжет программы «Утро России» (телеканал «Россия 1»), 17.05.2025
МХТ имени Чехова представит народную сказку для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 1», 15.05.2025
Вадим Верник – о том, что становится признаком гения, видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.05.2025
«Двадцать дней без войны» в МХТ, фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 14.05.2025
Новый спектакль увидят в кинозалах раньше, чем в театре, видеосюжет телеканала «Россия 1», 13.05.2025
Народная сказка для взрослых: Фоторепортаж премьеры «Жил. Был. Дом.», Софья Малинникова, фоторепортаж Дмитрия Дубинского, Театрал, 13.05.2025
Программа «Наблюдатель». Театр в кино. Жил. Был. Дом, Андрей Максимов, телеканал «Культура», 12.05.2025
Концерт Победы у Московского Кремля, телеканал «Россия 1», 10.05.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
МХАТ во время войны. Три истории, Медиацентр МХТ, 9.05.2025
Из переписки «зайца» и Соломки Смоктуновских, Марианна Власова, Независимая газета, 6.05.2025
В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны, Наталия Соколова, Российская газета, 6.05.2025
Жажда красоты: мир Александра Бенуа, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 3.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Брошенные русалки: рядом с какой женщиной остывают мужские сердца, Валерия Гранкина, видеосюжет Пятого канала, 1.05.2025
В МХТ отметили юбилей Смоктуновского, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 24.04.2025
С днём рождения, Игорь Абрамович!, Медиацентр МХТ, 22.04.2025
Максим Меламедов – о спектакле «Русалка» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.04.2025
«Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой…», Софья Малинникова, Театрал, 18.04.2025
Чайкой в небе тоска, Дарья Медведева, Литературная газета, 17.04.2025
Виктор Кулюхин: «Мой жизненный принцип – ничего не менять», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.04.2025
Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025
В МХТ отметили День космонавтики, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 14.04.2025
В МХТ актеры на сцене спели «И снится нам не рокот космодрома», Татьяна Уланова, «Аргументы и факты», 12.04.2025
Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025
Саша Золотовицкий: «Я человек из мультика», Ольга Фукс, Экран и сцена, 10.04.2025
Сияние женского гнева, Татьяна Тафинцева, The art newspaper Russia, 10.04.2025
В Калининграде состоялись «Чтения победы», Елена Мухаметшина, Ведомости, 8.04.2025
В Калининграде завершилась акция «Чтения Победы», видеосюжет телеканала «Культура», 8.04.2025
Это мой город: актриса Юлия Чебакова, Ирина Иванова, Москвич Mag, 7.04.2025
Дни рождения, Коммерсантъ, 5.04.2025
Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
«Это Москва. Люди»: Кристина Бабушкина, видеосюжет телеканала «Москва 24», 28.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025