Юность это возмездиеНина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Только что на?его сцене прошла премьера ?Привидений? Генрика Ибсена (режиссер-постановщик Николай Скорик). Если в?начале века интеллигенцию потрясало революционное слово Ибсена в??Докторе Штокмане? со?Станиславским и??Бранде? с?Качаловым, сегодня столь?же актуально звучит семейная драма ?Привидения?. Конфликт отцов и?детей, старшего поколения, отказывающегося признать свои ошибки, и?младшего, более слабого, больного от?пошлости жизни и?мечтающего об?идеалах,?? это и?сегодня реальная общественная проблема. Кроме того, сыграть фру Альвинг (роль, между прочим, из?репертуара Элеоноры Дузе) мечтает каждая актриса, переходящая на?роли возрастного плана, так что во?время первого представления ?Привидений? на?Анастасию Вознесенскую?? фру Альвинг?? были устремлены напряженные взоры артисток театра, входящих в?состав художественного совета, который по?традиции ?принимает? каждую премьеру, и?нетрудно догадаться, что после спектакля Вознесенская услышала много нелицеприятных слов. Даже если сделать скидку наvволнение первого показа на?публике, из-за которого, возможно, половину реплик в?зале просто не?было слышно, в?новой постановке все равно обнаруживаешь немало несуразностей. Например, герои так часто закрывают и?открывают зонтики, подставляя их?под жалкие струйки воды в?дверном проеме, что вспоминается эпизод: однажды Чехову смертельно надоел комариный писк во?время действия, тщательно воспроизводимый на?сцене Художественного, и?он сказал: ?Следующая моя пьеса начнется репликой: ?Надо?же, совсем нет комаров!?? К?надоедливому ?дождю? добавляются группки детей (они играют будущих обитателей приюта, задуманного фру Альвинг), которые к?месту и?не?к?месту высыпают на?сцену, своими оживленными мордашками только подчеркивая бутафорность обстановки. Потом, когда за?монументальными конструкциями Бориса Мессерера зажжется что-то зловеще красное, символизирующее пожар, невольно задумаешься о?проблемах театральной рутины и?поиске новых форм, с?разговора о?которых и?начался МХАТ сто лет тому назад. Впрочем, в?наших театральных ?академиях? это опасная и?обидная тема для разговора: не?случайно многие спектакли Художественного и?Малого театров становятся чем-то неуловимо похожи друг на?друга, о?чем их?создатели и?не?подозревают, так как друг к?другу на?премьеры не?ходят. В?пьесе Ибсена есть две чрезвычайно выигрышные роли?? фру Альвинг и?пастор Мандерс, и?одна куда менее благодарная?? это Освальд, сын героини. Тем не?менее Андрей Панин в?роли Освальда пока что играет интереснее?и, что немаловажно, современнее. Анастасия Вознесенская и?Андрей Мягков (пастор Мандерс) явно недобирают трагизма, ограничиваясь внешним правдоподобием. Для представителей среднего мхатовского поколения актеров долгое общение с?драматургией Шатрова и?Гельмана, конечно?же, не?прошло даром: они с?теми?же интонациями и?той?же степенью погружения в?образ начинают играть классику, а?она в?ответ мстит. Актриса, например, совершенно не?подводит свою героиню к?финалу, к?прозрению, когда та?понимает, что собственной ложью сгубила сына. Ее?словам о?том, что все будет хорошо и?выглянет наконец солнце, не?верит даже режиссер?? иначе зачем ему в?этот момент спускать сверху некое зеленое полотно, расшитое листьями и?призванное выразить надежду на?лучшее. Иное дело?? Освальд. Андрей Панин смело и?жестко играет его болезнь, его душевное расстройство, готовность в?любой момент взорвать мнимое благополучие отчего дома, точно выражая важную для Ибсена мысль: ?Юность?? это возмездие?. Его резкая, на?грани дозволенного, манера напрочь сметает не?только ханжескую мораль старшего поколения, но?и?архаику постановки как таковой?? со?всеми ее?зонтиками, вазами с?цветами, бокалами и?так далее. Внушительных размеров дом фру Альвинг, тщательно воссозданный в?знаменитых производственных мастерских Художественного театра, дрогнул под этим напором, но?устоял. В чеховском МХАТе сегодня много сильной молодежи, а?совсем недавно в?труппу влилась большая студийная группа?? целый курс выпускников Школы-студии. 2?декабря на?новой сцене они покажут свою премьеру?? пьесу Клима (Владимира Клименко) ?Джульетта и?ее?Ромео?. Взаимодействие разных поколений в?знаменитых стенах обещает быть драматичным, но?интересным. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |