«Три сестры» Олега ЕфремоваАнатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Говорят, что каждый крупный писатель всю жизнь пишет одну и ту же книгу. Похоже, что каждый серьезный режиссер всю жизнь ставит один и тот же спектакль. В случае чеховского цикла Ефремова это утверждение не выглядит голословным. В новых “Трех сестрах” тридцатилетние усилия постановщика сложились в конце концов в некий общий театральный текст, разделенный на пять глав, но скрепленный излюбленными темами, образами и лейтмотивами, которые открывают нам не только драматурга, но и самый глубокий срез артистических волнений и устремлений режиссера. Такие строящие театр и людей театра соавторские отношения с Чеховым были заданы изначально.“Три сестры” итожат одну из центральных тем чеховских композиций Ефремова. Условно ее можно обозначить как тему “дома и сада”. В “Иванове” (1976) Ефремов и Боровский опустошили сцену: внутри было голо, ни прилечь, ни присесть, а дом становился загоном, в котором маялся чеховский интеллигент. Казалось, и это жилище, и этот сад, проросший в дом своими корявыми ветками, обречены: в них не было даже намека на человеческое тепло и возможность защиты. В “Чайке” (1980) люди жили в доме без стен. Дом замещала движущаяся беседка (она же была и подмостками театра Кости Треплева). Голый скелет этого дома-театра венчал пространственную композицию, с этих разрушенных подмостков вновь звучал треплевский монолог. Став актрисой, то есть прикоснувшись к источнику страдания, Нина обрела свою веру. Этой же верой питался и спектакль “Дядя Ваня” (1985). В. Левенталь, развивая изобразительные мотивы “Чайки”, как бы тиражировал чеховский дом. На планшете сцены он был представлен в натуральном обличье. Составленный из двух громадных створок (Ефремов не терпит статики), дядиванин дом иногда со скрипом размыкался, разъезжался, разламывался, а потом вновь обретал непрочное единство. Но над этим реальным жилищем, в вышине на холме, жил своей жизнью другой дом или, если хотите, Идея Дома. Это было человеческое жилище, увиденное в далекой перспективе. В том доме, вписанном в левитановский пейзаж, казалось, всегда тепло, там вечно горит огонек, который виден отовсюду любому путнику. В “Вишневом саде” (1989) В. Левенталь вновь раздваивал видение дома: имение Гаева было представлено и в натуральную величину, и в виде макета (на сей раз прямо на авансцене). Тут был и игрушечный дом, и сад, и даже маленькая церквушка, которой можно было полюбоваться. Стены большого дома иногда брались на просвет, аккомпанируя воспоминаниям героев, стены как бы открывали свое прошлое. Но эта игра теней не заладилась, единое пространство спектакля не сложилось, а сама пьеса вдруг отозвалась какой-то вековой усталостью. Нового звука из нее режиссер не извлек. Через восемь лет, вернувшись к отдохнувшему от них Чехову, Ефремов и Левенталь поставили дом на вращающийся круг. Человеческое жилище тут одухотворено, оно дышит, поворачивается и даже меняет свой цвет и колорит, отвечая на зов обновленного пространства. На сей раз это парк или огромный сад, передающий основные краски умирающей и возрождающейся природы. “Времена года”, их движение — не внешнее, а именно внутреннее, световое и цветовое. Стены прозоровского дома окрашиваются белым цветом весны и багрянцем осени; они вбирают в себя темно-синий застылый цвет зимы и угарный, темно-красный свет вялого засушливого русского лета. Никогда еще с такой остротой Ефремов не ощущал слитность человеческой судьбы с круговоротом естественной жизни. Никогда еще в его искусстве не звучал так откровенно мотив усталости, расставания и ухода. Истерика трех сестер, их финальный тройной портрет в интерьере равнодушной природы, когда они цепляются друг за друга, а иное, властное движение разрывает и размыкает их союз — этот сквозной мотив, знакомый по прежним чеховским спектаклям Ефремова, обрел строгую форму и внутреннюю завершенность. Пробиваясь к трагической простоте того, что называется “течением жизни”, Ефремов потратил много сил на преодоление чеховских штампов, сковавших не одно поколение мхатовских актеров. Он попытался разрушить “чеховщину”, живущую, можно сказать, в воздухе этой сцены так же, как в предвосхищениях публики. Он стремился преодолеть воловий ритм, играние “характеров”, имитацию активного или фиктивного общения чеховских людей, их подчеркнутой разъединенности. Он внутренне преодолел искус того “поэтического Чехова”, который был сотворен Немировичем-Данченко в предвоенных “Трех сестрах”, спектакле, который был сильнейшим переживанием его, Ефремова, театральной юности. Не то чтобы он вырубил березовую аллею или отказался от “тоски по лучшей жизни”. Он просто расслышал в пьесе Чехова иной диагноз. В спектакле нет учительской интонации, нет очевидной перспективы, никакого огонечка впереди. Вращение дома и сада замкнуто в круг, из которого никому не дано вырваться. Невозможно изменить “порядок действий”, но это не лишает нас ни мужества, ни понимания того, что жизнь есть короткий дар, который вот-вот отберут. Именно так — с жадностью к чуду жизни, которое “с час” — существуют в спектакле Маша (это была последняя роль трагически погибшей Е. Майоровой), Ирина (П. Медведева), Ольга (О. Барнет). Этой же невоплощенностью пронизывает свою роль В. Гвоздицкий (Тузенбах) — “беспечный и легкий как лист бумаги, …дунешь — улетит”. Да они все тут из какого-то крайне непрочного материала — будь то бравый полковник Вершинин (С. Любшин), жалкий и бесконечно трогательный учитель Кулыгин (А. Мягков), мямля Андрей (Д. Брусникин) или допивающий, добивающий свою нескладную жизнь доктор Чебутыкин (В. Невинный). Всех их бесконечно жаль, ни для кого, даже для Наташи (Н. Егорова) и Соленого (А. Жарков), у режиссера не нашлось ненависти или презрения. “Три сестры” как создание актерского ансамбля держатся на предельной объективности режиссера, граничащей с отчаянием. Самый беспощадный спектакль чеховского цикла, “Три сестры”, как ни странно, и самый обнадеживающий спектакль. Ефремов начинает его эпизодом, не предусмотренным автором: сестры и офицеры из глубины сцены приближаются к дому, вероятно, возвращаются с кладбища (“отец умер ровно год назад”). Все оживлены, воодушевлены, Ирина что-то декламирует по-итальянски. День рождения и день поминовения сливаются в едином чувстве. Жизнь и смерть братаются, они нераздельны и неслиянны. “Жить хочется чертовски!” — эта интонация первого исполнителя Вершинина через век откликнулась в новой версии. Надежда, кажется, скрыта в самом движении по кругу, которое проведено с абсолютной последовательностью. Пройдет ведь не только весна и лето, но и эта зима, и эта осень, в которую убили барона. Вновь наступит май, и зацветет сад, который в финале спектакля полностью вытесняет и замещает чеховский дом. Он отъезжает в глубину, растворяется среди деревьев, в догорающем темном осеннем вечере. Звучит Скрябин, который перекрывает своим трагизмом и военный марш, и чебутыкинскую тарарабумбию, и молитвенные слова безнадежно одиноких женщин, становящихся такой же частью природы, как деревья или облака. В новой версии “Трех сестер” спрессован жизненный опыт поколений, о возможном счастье которых герои Чехова столько рассуждают. Полнейшее несовпадение прогноза и реальности не побудило режиссера ни к жесткой иронии, ни к агрессивному напоказ отчаянию. Тут правит интонация со-страдания, со-переживания, направленная, скорее, на нас самих, чем в прошлое. Это почувствовали те, кто отозвался на мхатовский спектакль как на событие личной жизни. Едва ли не первой оказалась Людмила Петрушевская, которая выступила не то со статьей, не то с исповедью, в которой чеховские мотивы оркестрованы в духе той музыки, которую слышит автор “Московского хора”. Это она разглядела “свиные глазки” Наташи, насилующей безвольного мужа, это она увидела в истерике Ирины момент странной “подготовки”: “Так ушибленные дети, прежде чем завизжать, набирают воздуха”. Болью отозвались в современном авторе МХАТ некоторые классические тирады. “Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни”, — вспоминает она и продолжает в строку: ”Ну и они в результате получили в руки кайло и тачку, при этом мерзлоту и кандалы, а спать ходили вместе на нары”. Входило ли такое восприятие в замысел режиссера? Не знаю. Но то, что спектакль спровоцировал именно такой отзыв, не случайно: всей своей человеческой и художественной природой Ефремов был нацелен на то, чтобы из Художественного театра, как сказал бы основатель театра, уносили с собой жизнь. Перед тем как удалиться со своей бригадой в Царство Польское, полковник Вершинин привычно философствует. Обессмысленные сценической риторикой, его слова в контексте новых “Трех сестер” приобрели объясняющую силу. “Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победа¬ми, теперь же все это отжило, оставив после себя громадное пустое место, которое пока нечем заполнить”. Вот в этом “громадном пустом месте”, которое нечем пока заполнить, мы и оказались. В этом пространстве и в этом времени существуют чеховские “Три сестры” на сцене Художественного театра 1997 года. В этой же точке существует и Художественный театр, подошедший к своему столетию. История завершила свой очередной круг. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |