Помни о человекеМ. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 «Помни: к человеку запасных частей нет» этот лозунг среди прочих других крупно намалеван на железной стене того цеха, где варят сталь и в оранжевых сполохах огня мелькают силуэты людей с лопатами. Слова эти запоминаются. Не потому только, что имеют прямое отношение к опасной профессии сталевара, но главное потому, что восходят к той мысли, ради которой Олег Ефремов поставил пьесу Геннадия Бокарева «Сталевары» на сцене Московского Художественного театра.Перед нами пьеса о рабочем классе, которую все ждали. Но не только о нем. Горячий дымный цех, конец квартала, когда надо во что бы то ни стало «закруглить» цифры, когда выполнение плана становится подчас самоцелью. Старый сталевар, идущий на сомнительный «допуск» ради цифры, и новый подручный сталевара, резко против подобной привычной «халтуры» восстающий. Словом, еще один вариант того самого производственного конфликта, который недавно был в «Человеке со стороны». Как будто та же расстановка сил: и «человек со стороны» новый подручный Виктор Лагутин, и старый, дружный коллектив мартеновского цеха, с ним в противоборство вступающий. Но пьеса Бокарева как бы продолжает разговор, начатый и не законченный Дворецким. Разумеется, Виктор Лагутин (каким его играет новый для МХАТа актер В. Расцветаев) прав, когда, сжав зубы, бескомпромиссно отстаивает свою веру. И бригада «гегемонов», которую ведет за собой веселый, ловкий парень Петр Хромов, не может этого не чувствовать. Словом, появился новый герой. Но постепенно, шаг за шагом этот герой показывает себя жестоким фанатиком веры, который способен ради этой веры смять человека, спокойно перешагнуть через судьбу старика-сталевара, заняв его место, способен подорвать дружную человеческую спайку, противопоставить себя всему коллективу, полагая, что он один «шагает в ногу». «Такая вера тебя скоро на самый край поставит, раздумчиво говорит Лагутину старый друг его отца начальник смены Варламов, и сам не заметишь, как из того, кто за веру на костер идет, станешь тем, кто в этот костер дрова подкладывает». Вот о чем в сущности поставлен этот спектакль. И когда Лагутин доходит в одиноком упрямом максимализме до самого края, до срыва, тут к нему на помощь приходят люди, те самые, которых он не брал в расчет. И тогда подлинным героем этого спектакля оказывается рабочий коллектив бригада, где живут и работают парни разные, может быть, не без греха, но зато каждый из них знает цену человеку, бережет друга, помнит, что «к человеку запасных частей нет». И в том остром столкновении, которое разворачивается в бригаде сталеваров, проходят свою науку все: не только Виктор Лагутин, что стоит в финале перед всем «миром», потрясенный, сраженный его добротой, но и те самые парни, которые им возмущались, но которые сами чистотой его правды очистились. Такая пьеса появилась сегодня на сцене МХАТа. Быть может, она написана и сыграна неровно. Но режиссера, видимо, не смутила авторская неопытность, гораздо важнее ему было то, что первую пьесу написал инженер, человек с «документальным» знанием дела, а не из «вторых рук». В добротной манере, просто и строго играют Ю. Леонидов Варламова и В. Давыдов старого сталевара Сартакова. Но в центре спектакля оказывается, на мой взгляд, Е. Евстигнеев, играющий подручного сталевара Петра Хромова с умным юмором и точной мерой современности. Его манера исполнения входит подчас в противоречие с манерой исполнения некоторых других ролей. В чем разница? Очевидно, в какой-то пластичности, легкости верхнего бытового слоя, за которым угадывается нечто более значительное. Короче говоря, в том самом «подводном течении», о котором всегда заботился К. С. Станиславский. И молодые (да и не очень молодые) актеры Е. Киндинов, Н. Никольский, Г. Епифанцев, В. Кашпур, Б. Щербаков следуют вот этой манере игры Евстигнеева. Бригада молодых сталеваров становится здесь «гегемоном», определяет эмоционально, идейно и эстетически весь сценический тонус постановки. Такого спектакля о рабочем классе у нас в Москве, по моему убеждению, еще не было. Взаимоотношения людей в процессе производства, казалось бы, будничная материя. Но именно она здесь увлекает и волнует неожиданной правдой и новизной, а не та личная, любовная линия, которая и автором и актерами проведена куда более невнятно и бескровно. И тут даже такая интересная актриса, как Н. Гуляева, в роли Зои Самохиной теряет обычное обаяние, и становятся менее любопытны даже такие емкие характеры, как Лагутин В. Расцветаев и Хромов Е. Евстигнеев. О. Ефремов смело пошел навстречу всем видимым трудностям и одержал победу. Он, которого всегда отличало тонкое чутье современника, поставил спектакль единой, слитной, живой атмосферы (в чем ему помогли художник И. Сумбаташвили и композитор Э. Колмановский). Простой производственный конфликт разрастается до сложнейшей проблемы воспитания человека наших дней. Пожалуй, среди всех других спектаклей, поставленных Ефремовым до сих пор на сцене МХАТа, этот впервые поднимается до такого серьезного и прямого разговора о современности. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко завещали Художественному театру строгую требовательность в работе над каждым спектаклем, который должен продолжать свою жизнь после премьеры. Думается, что режиссер не остановится па достигнутом, и «Сталевары» станут спектаклем долгой жизни. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |