«Заседание парткома»Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Толчком для сценического действия спектакля под этим названием, премьера которого в субботу состоялась во МХАТе, становится частный как будто факт производственной жизни одной из строительных бригад. Дело в том, что трест перевыполнил план. Каждому, кто в это дело вложил свой труд, причитается премия. И бригаде Василия Трифоновича Потапова тоже. Однако эту премию получили все, кроме семнадцати человек, кроме бригады Потапова.Прораб Зюбин, начислявший бригаде премию и даже повезший деньги на стройку, так и говорит: «Я первое, что подумал, разыграть меня хотят Деньги сгреб и в бригаду: давайте, расписывайтесь! А они мы премию получать не будем». Факт, конечно, не обыденный. И потому каждый предлагает ему свое объяснение. Считают, чти произошло недоразумение: то ли мало денег дали и тем бригаду обидели, то ли еще что-нибудь Желанием поскорее разобраться да и закончить недоразумение охвачены, кажется, все члены парткома, который собрался по требованию бригады. Уже здесь, в начальных эпизодах пьесы А. Гельмана, точно и логично поставленной О. Ефремовым (режиссеры-ассистенты В. Петров и Л. Монастырский), определяются характеры героев. Они не однозначны, потому было бы несправедливо подыскивать для них какие-либо стандартные, локальные определения. Нет, и обаятельный, широкий в общении с людьми управляющий стройтрестом Батарцев (М. Зимин), и жесткий, точный в формулировках плановик Шатунов (В. Расцветаев), и нагловато-веселый бригадир Кочнов (В. Невинный), и замкнутый начальник стройуправления Черников (Е. Киндинов), да и другие действующие лица спектакля играются исполнителями не только с большой мерой жизненной правды. Они типичны, за каждым характером угадывается отношение к жизни, позиция, биография. Я назвала не всех героев спектакля: лишь несколько, идя вслед за театральной программкой. С тем же правом можно говорить и о работе артистов Л. Губанова, А. Георгиевской, А. Калягина, Е. Ханаевой, В. Щербакова. Снова точнейшие характеристики. Снова живые и очень «похожие» люди. Характеры эти не получат в ходе сюжета сложного и постепенного развития. Но, поставленные в процессе обсуждения истории с премией в обстоятельства не только неожиданные, но и все более обостряющиеся, они, эти характеры, вдруг проявляются. Вдруг раскрываются не только в сегодняшнем своем качестве, но и в потенции порой привлекательной, обнадеживающей, а порой и тревожной Идет заседание парткома. Странное недоразумение (заседание начинается в ритме стремительном, интонация разговоров чуть ироническая, чуть недоуменная) вдруг оборачивается серьезной, требующей не только размышлений, но и деловой принципиальной реакции проблемой. Замечательно, как меняется вся «конструкция» сценического построения. Замедляется ритм спектакля, растет напряжение, уже отметены первоначальные предположения, что все случившееся лишь недоразумение. .. А напряжение все растет. В центре театрального повествования две фигуры. В творческой биографии артиста О. Ефремова есть множество ролей, сыгранных с высокой мерой правды. Думается мне, что роль бригадира Потапова среди лучших из них. Это чрезвычайно простой и в своей простоте глубокий характер. Рецензионное определение «простой человек», стершись от частого употребления, уже несколько потеряло свою отчетливость. Так вот, Ефремов Потапов совершенно простой человек, несколько замкнутый и этой своей замкнутостью, естественно, отгороженный от всякого покровительственного похлопывания по плечу. Человек с большим внутренним достоинством, с глубокой уверенностью в том, что дело государственное это дело его бригады и его личное дело Ефремов ни разу за весь спектакль не использует столь возможные сценические эффекты. Но герой его, невидный человек, одетый в рабочий костюм и потертый беретик, держит все напряжение спектакля. Чем же так сперва озадачил, затем смутил, а позже обрадовал партком бригадир Потапов? Его бригада подсчитала, что трест получил премию за выполнение заведомо облегченного плана, а значит, нечестно. Анализ положения дел на стройке (и во всем тресте), проведенный бригадой, оказался принципиально точным. И в итоге спектакля, в итоге интереснейших столкновений разных характеров, жизненных позиций партком признал правоту бригады Потапова. Большую, если не решающую роль в этом справедливом решении сыграл секретарь парткома Соломахин. Если Потапов Ефремова это одна из уже понятных граней его артистического дарования, то Соломахин для Е. Евстигнеева работа принципиально новая. Может быть, она не завершена и с последующими встречами со зрителями еще более определится. Но с моей точки зрения, перспектива ее чрезвычайно интересная. На сцене перед нами строго и напряженно размышляющий герой. И в то же время совершенно мягкий, добрый человек. Просто в этом решении, в этом факте он видит большее, чем многие, в данную минуту окружающие его. Он видит знаменательный процесс жизни. Видит техническую революцию, современный технический прогресс, преломляемый в судьбах людей. А через них уже в судьбах производства. Так спектакль, начатый скромным производственным фактом отказом одной из строительных бригад от премии, получает широкое, важное звучание, становится одним из аргументов в обсуждении серьезнейшей проблемы: советский человек в наш век научно-технической революции, мера партийной и гражданской ответственности каждого за все, что происходит в стране. Может ли держать внимание зрительного зала спектакль-заседание, спектакль, посвященный лишь производственной проблеме? Да, может, если, конечно, в центре этой проблемы оказывается человек. «Заседание парткома» прекрасное доказательство тому. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |