«Старый новый год»

, 6.06.1973
На сцене Московского Художественного академического театра имени М. Горького состоялась премьера спектакля — комедии Михаила Рощина «Старый новый год». Руководитель постановки — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Олег Ефремов, режиссеры-стажеры Олег Герасимов и Виктор Сергачев. После «Сталеваров» — спектакля, поставившего актуальные проблемы сегодняшнего дня и ярко показавшего людей созидательного труда, театр вновь обратился к современности и современникам. Но уже в ином жанре — комедии. Теперь театр повел со своими зрителями разговор об обывателях.

Главные персонажи комедии — Петр Себейкин и Петр Полуорлов — на первый взгляд диаметрально противоположны друг другу. Себейкина сжигает страсть накопительства — его новая квартира, как елка игрушками, обрастает предметами «современного быта» — телевизор, холодильник, рояль, модная люстра. «Когда все есть, тогда ты - человек», — вот его нехитрое жизненное кредо. Петр Полуорлов, напротив, ярый враг «мещанского накопительства». Обидевшись на весь белый свет, из-за неудач на научном поприще, он в сердцах выбрасывает из квартиры всю мебель. Так ему «свободнее». Но на самом деле свобода по Полуорлову — это свобода не от мебели, а от общественных дел, обязанностей, от профессионального и гражданского долга перед людьми.
Спектакль оригинален по композиции: действие идет как бы по двум параллелям, и лишь в финале Себейкин и Полуорлов встречаются и мгновенно определяют, что они — родственные души, а не только соседи по лестничной клетке. Спектакль отличает яркая комедийность. В этом немалая заслуга и актеров — Вячеслава Невинного, Александра Калягина, Евгения Евстигнеева, Ирины Мирошниченко, Виктора Петрова и других. Но, пожалуй, главное достоинство новой работы МХАТа в том, что спектакль вызывает серьезные размышления о месте человека в обществе, что он в сути своей публицистичен и доказывает, что жанр современной бытовой комедии дает возможность не только веселить зрителя, но и вызвать на спор, на разговор о серьезном и актуальном.
После премьеры корреспондент «Труда» Ю. Скворцов встретился с постановщиком «Старого нового года» главным режиссером МХАТа Олегом Николаевичем Ефремовым и попросил рассказать о работе над спектаклем.
 — «Старый новый год» — полукомедия. Такого определения жанра вообще-то не существует. И тем не менее правильнее всего наш спектакль назвать именно полукомедией.
В первой рецензии на спектакль, которая уже появилась, критик сравнил героев пьесы со знаменитым классическим обывателем Присыпкиным из «Клопа» Маяковского. Думаю, что такое сравнение возможно. Но наши персонажи в отличие от Присыпкина родились уже при Советской власти, прожили в новом обществе всю свою жизнь, и мы погрешили бы против правды, оказались бы необъективными, если бы не показали то, как наше общество воздействует, воспитывает людей, даже тех, в ком еще живуча мещанская философия. Кстати, отсюда и название спектакля: «Старый новый год» — то есть старое явление в новое время.
Поэтому и драматург, и режиссер, и актеры не ставили перед собой задачу убить смехом своих «героев». Мы сурово разоблачаем их вначале, но затем заставляем их самих познать себя, прийти к иным жизненным взглядам. И тут в спектакле сатира кончается и идет уже просто комедия. И хотя мы все не очень верим их покаянию, тенденция к выздоровлению все же ощущается довольно четко. Все это потребовало сложной стилистики спектакля. Во второе действие вошли чисто комедийные трюки: мы хотели, чтобы они вызывали уже не злой, а сочувственный смех зрителя, чтобы зал испытывал здесь к нашим «героям» хотя бы начало симпатии. 
 — Бытовая комедия — насколько она характерна, органична для МХАТа?
 — Думаю, что это прямое продолжение его традиции. Художественный театр всегда отличался пристальным вниманием к общественно важным проблемам. И всегда выносил их на суд зрителей в том жанре, в каком считал нужным, в том числе и в жанре бытовой комедии. «Старый новый год» — спектакль против бездуховности, индивидуализма, за тесное соединение личности и общества, за идеалы коллективизма.
Кстати сказать, привлечение в драматургию новых имен, молодых сил — это тоже традиция МХАТа. Драматургов, которым нет еще сорока лет, сегодня мало. Открывать, привлекать новых молодых авторов пьес — вопрос чуть ли не главный в драматургии и театральной режиссуре. Михаил Рощин — очень одаренный, самобытный драматург, его пьесы задают и театру, и режиссерам, и актерам новые задачи. И это прекрасно. Одаренным драматургом мы считаем и Вампилова, к великому сожалению, недавно трагически погибшего. Его пьеса «Утиная охота» сейчас репетируется во МХАТе вне плана группой энтузиастов. Новое имя на афише — это всегда событие в театральной жизни.
 — Хочу задать вам традиционный вопрос, связанный с тем, что в самой пьесе нет яркого противопоставления мещанам…
 — Понимаю, вы хотите спросить, кто же тогда у нас на сцене положительный герой? Наша сегодняшняя жизнь. Ведь именно она заставляет и Себейкина, и Полуорлова по-новому взглянуть на самих себя, не только подумать, но и произнести во всеуслышание: «Нет, надо менять свою жизнь!» И еще одно пояснение мне хотелось бы сделать. Кое-кто из зрителей наших, возможно, обидится на нас за то, что наши персонажи имеют точные и весьма реальные профессии: один собирает в артели детские куклы, другой работает над научной проблемой, так сказать, из области сантехники. Нет, мы не смеемся над этими профессиями, весьма и весьма нужными. Не работа сделала этих людей мещанами. Напротив, они извлекают из работы лишь свой мещанский интерес.
Хотя спектакль «Старый новый год» уже идет на сцене, мы не считаем его законченным. И работа над ним продолжается. Будут введены новые актеры, будут уточнены акценты. Иными словами, спектакль еще будет совершенствоваться.
Но, судя по реакции первых зрителей, «Старый новый год» принимают, в зале звучит смех, и это очень и очень радостно.

Ю. Скворцов
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол