«Старый новый год», 6.06.1973 На сцене Московского Художественного академического театра имени М. Горького состоялась премьера спектакля комедии Михаила Рощина «Старый новый год». Руководитель постановки народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Олег Ефремов, режиссеры-стажеры Олег Герасимов и Виктор Сергачев. После «Сталеваров» спектакля, поставившего актуальные проблемы сегодняшнего дня и ярко показавшего людей созидательного труда, театр вновь обратился к современности и современникам. Но уже в ином жанре комедии. Теперь театр повел со своими зрителями разговор об обывателях.Главные персонажи комедии Петр Себейкин и Петр Полуорлов на первый взгляд диаметрально противоположны друг другу. Себейкина сжигает страсть накопительства его новая квартира, как елка игрушками, обрастает предметами «современного быта» телевизор, холодильник, рояль, модная люстра. «Когда все есть, тогда ты - человек», вот его нехитрое жизненное кредо. Петр Полуорлов, напротив, ярый враг «мещанского накопительства». Обидевшись на весь белый свет, из-за неудач на научном поприще, он в сердцах выбрасывает из квартиры всю мебель. Так ему «свободнее». Но на самом деле свобода по Полуорлову это свобода не от мебели, а от общественных дел, обязанностей, от профессионального и гражданского долга перед людьми. Спектакль оригинален по композиции: действие идет как бы по двум параллелям, и лишь в финале Себейкин и Полуорлов встречаются и мгновенно определяют, что они родственные души, а не только соседи по лестничной клетке. Спектакль отличает яркая комедийность. В этом немалая заслуга и актеров Вячеслава Невинного, Александра Калягина, Евгения Евстигнеева, Ирины Мирошниченко, Виктора Петрова и других. Но, пожалуй, главное достоинство новой работы МХАТа в том, что спектакль вызывает серьезные размышления о месте человека в обществе, что он в сути своей публицистичен и доказывает, что жанр современной бытовой комедии дает возможность не только веселить зрителя, но и вызвать на спор, на разговор о серьезном и актуальном. После премьеры корреспондент «Труда» Ю. Скворцов встретился с постановщиком «Старого нового года» главным режиссером МХАТа Олегом Николаевичем Ефремовым и попросил рассказать о работе над спектаклем. «Старый новый год» полукомедия. Такого определения жанра вообще-то не существует. И тем не менее правильнее всего наш спектакль назвать именно полукомедией. В первой рецензии на спектакль, которая уже появилась, критик сравнил героев пьесы со знаменитым классическим обывателем Присыпкиным из «Клопа» Маяковского. Думаю, что такое сравнение возможно. Но наши персонажи в отличие от Присыпкина родились уже при Советской власти, прожили в новом обществе всю свою жизнь, и мы погрешили бы против правды, оказались бы необъективными, если бы не показали то, как наше общество воздействует, воспитывает людей, даже тех, в ком еще живуча мещанская философия. Кстати, отсюда и название спектакля: «Старый новый год» то есть старое явление в новое время. Поэтому и драматург, и режиссер, и актеры не ставили перед собой задачу убить смехом своих «героев». Мы сурово разоблачаем их вначале, но затем заставляем их самих познать себя, прийти к иным жизненным взглядам. И тут в спектакле сатира кончается и идет уже просто комедия. И хотя мы все не очень верим их покаянию, тенденция к выздоровлению все же ощущается довольно четко. Все это потребовало сложной стилистики спектакля. Во второе действие вошли чисто комедийные трюки: мы хотели, чтобы они вызывали уже не злой, а сочувственный смех зрителя, чтобы зал испытывал здесь к нашим «героям» хотя бы начало симпатии. Бытовая комедия насколько она характерна, органична для МХАТа? Думаю, что это прямое продолжение его традиции. Художественный театр всегда отличался пристальным вниманием к общественно важным проблемам. И всегда выносил их на суд зрителей в том жанре, в каком считал нужным, в том числе и в жанре бытовой комедии. «Старый новый год» спектакль против бездуховности, индивидуализма, за тесное соединение личности и общества, за идеалы коллективизма. Кстати сказать, привлечение в драматургию новых имен, молодых сил это тоже традиция МХАТа. Драматургов, которым нет еще сорока лет, сегодня мало. Открывать, привлекать новых молодых авторов пьес вопрос чуть ли не главный в драматургии и театральной режиссуре. Михаил Рощин очень одаренный, самобытный драматург, его пьесы задают и театру, и режиссерам, и актерам новые задачи. И это прекрасно. Одаренным драматургом мы считаем и Вампилова, к великому сожалению, недавно трагически погибшего. Его пьеса «Утиная охота» сейчас репетируется во МХАТе вне плана группой энтузиастов. Новое имя на афише это всегда событие в театральной жизни. Хочу задать вам традиционный вопрос, связанный с тем, что в самой пьесе нет яркого противопоставления мещанам Понимаю, вы хотите спросить, кто же тогда у нас на сцене положительный герой? Наша сегодняшняя жизнь. Ведь именно она заставляет и Себейкина, и Полуорлова по-новому взглянуть на самих себя, не только подумать, но и произнести во всеуслышание: «Нет, надо менять свою жизнь!» И еще одно пояснение мне хотелось бы сделать. Кое-кто из зрителей наших, возможно, обидится на нас за то, что наши персонажи имеют точные и весьма реальные профессии: один собирает в артели детские куклы, другой работает над научной проблемой, так сказать, из области сантехники. Нет, мы не смеемся над этими профессиями, весьма и весьма нужными. Не работа сделала этих людей мещанами. Напротив, они извлекают из работы лишь свой мещанский интерес. Хотя спектакль «Старый новый год» уже идет на сцене, мы не считаем его законченным. И работа над ним продолжается. Будут введены новые актеры, будут уточнены акценты. Иными словами, спектакль еще будет совершенствоваться. Но, судя по реакции первых зрителей, «Старый новый год» принимают, в зале звучит смех, и это очень и очень радостно. Ю. Скворцов Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |